Какое счастье смотреть, играть и резвиться с маленьким человечком похожим как две капли воды на своего папу или маму. Но рано или поздно любой родитель сталкивается с тем, что не может все свое время уделять ребенку, да и сам малыш подрастает и ему необходимо общение со сверстниками. Вот в этот момент родители и принимают решение о том, что пора малышу собираться в детский сад. Ведь всем известно, что находясь вместе дети развиваются лучше и быстрее. Многому они учатся друг у друга, во время игры или просто наблюдая за другими.
Большинство малышей приходят в детский сад в возрасте 2-3 лет. И хотя почти все родители считают, что к школе ребенка обязательно надо подготовить, о подготовке детей к детскому саду мало кто задумывается. И это ошибочно. Как часто можно услышать от заботливых мам, что ребенок не хочет ходить в детский сад, что каждое утро собирается с истерикой, и в детском саду расставание с мамой приносит одни слезы. И слышишь в ответ: «Ничего страшного. Все плачут, пройдет». Конечно, пройдет, но не надо забывать, что все дети разные и если у одного пройдет адаптация к детскому саду не заметно, то у другого может развиться стресс, который приведет к какому-нибудь заболеванию. Разве вам это нужно?
Итак, что же нужно знать родителям, чьи дети собираются идти в детский сад? Прежде всего, немного о детской психологии. Известно, что один из детских кризисов приходится на возраст трех лет. Он так и называется – кризис трех лет или кризис самосознания. В чем его суть? Примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая, первичная форма самосознания. Следующий этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя, сначала по имени, обычно в третьем лице, например: Саша хочет гулять, Оля хочет кушать и т.д., а потом появляется местоимение «я», обычно ближе к трем годам. Очень важно наряду с сознанием «я» сознание «я сам». «Я сам» обычно возникает у детей непосредственно к трем годам и связано с появлением личных действий, ребенок что-то может делать без помощи взрослого. Далее появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Первичная самооценка основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии и поэтому оказывается максимально завышенной.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий ведет ребенка на новый уровень развития. Вот он, знакомьтесь, Кризис трех лет. Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, когда происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».
Именно в этот, очень важный для ребенка период, мы, взрослые, отправляем его в детский сад. Первый социальный институт для ребенка, где он учится строить отношения с другими людьми и со своими сверстниками без нашей помощи. И еще хотим, чтобы он этому радовался. Конечно, он будет этому радоваться, но для этого и нам нужно приложить усилия и терпение. В связи с этим можно сказать, что возраст трех лет не самое лучшее время для первого знакомства с детским садом. Более спокойно это знакомство может произойти, ближе к четырем годам, когда у детей появляется потребность в общении со сверстниками.
Считаю необходимым упомянуть еще о том, что ошибочно считать детский сад обязательной ступенью в развитии, через которую должен пройти каждый ребенок. Ведь всем известно, что в большинстве детских садов оставляют желать лучшего условия по содержанию детей, да и по развитию тоже. Скорее это вынужденная необходимость, продиктованная обстоятельствами. Если родители серьезно и вдумчиво относятся к проблеме развития и воспитания своего ребенка, то самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании, а уж об общей эрудиции, интеллектуальном развитии, психологическом комфорте и говорить не приходится.
Однако не все родители могут позволить себе такую роскошь как возможность сидеть с ребенком до четырех лет. И если решение отвести ребенка в детский сад уже принято, то постарайтесь подготовить его к этому событию, чтобы оно прошло менее болезненно для ребенка и вас. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Прежде всего – это выбор детского сада. Если вам уже понравился какой-то садик, договорившись заранее с заведующей, совершите вместе с ребенком подробную экскурсию по садику, стараясь привлечь внимание ребенка к тому, что для него интересно: новым игрушкам или новым интересным занятиям. Объясните ребенку, что хождение в детский сад — дело большой важности, не забудьте упомянуть, что очень гордитесь им, ведь он становится совсем большим, в общем, вдохновляйте его, как можете. Будет не лишним объяснить ребенку как нужно вести себя в детском саду. Это можно сделать в игровой форме, а можно просто почитать с ним книжки на эту тему, например книгу «Правила поведения для воспитанных детей. Как вести себя в детском саду»
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. Садовский режим дня очень редко совпадает домашним режимом. Поэтому старайтесь поднимать своего малыша пораньше, постепенно приучая его вставать в 7 утра. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели. Научите его каким-нибудь играм, например, очень полезны пальчиковые игры. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по – большому в одно и то же время. По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее и объяснить, чтобы он не стеснялся подойти к воспитателю.
3. У вас возникают проблемы с едой? Малыш плохо кушает, медленно, у него может быть пищевая аллергия все эти вопросы необходимо обсудить с воспитателем. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
4. Поговорите с заведующей, чтобы она разрешила вам находиться вместе с ребенком первое время, время его адаптации. Для начала приводите малыша в сад на час – другой, постепенно увеличивая время, и поощряйте его желание играть с другими детьми. Понаблюдайте за ним, легко ли ему играет с другими детьми. Не боится ли подойти к группе играющих малышей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с детьми, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
И следует всегда помнить, что создание психологического комфорта ребенка, это, прежде всего задача родителей. И именно вы можете сделать своего ребенка счастливым, сглаживая все неприятности и огорчения. Для этого и нужно совсем немного, уделяйте хотя бы час для ребенка, поговорите о том, что произошло с ним в течение дня, при этом, прежде всего, слушая его, а не себя. И запомните вашей крошке просто необходимы ваше терпение и внимание.
Федотова Татьяна
Источник: