Май — это всегда подготовка в празднованию Дня Победы. И вот на всех обрушивается поток бравурных маршей, рассказов о героях, и везде будет рассказ о том, какие мы молодцы, смогли и победили… И этот рассказ меня всегда шокирует своей однобокостью, своим легким отношением к войне, которая непременно завершается победой и радостным маршем.
В моем детстве мы всегда очень пышно и широко отмечали День Победы. Дед всегда говорил, что праздник этот куда дороже дня рождения или нового года или даже дня рождения ребенка, этот день — самый счастливый и радостный день его жизни. При этом он очень не любил рассказывать о войне и почти никогда ничего о ней не рассказывал. Говорил лишь о том, что очень многие погибли или были покалечены, что люди голодали, месяцами жили в грязи и без возможности высушить одежду и согреться. И каждый день, каждый час, каждую минут тебя могли убить, ты никогда не знал, проснешься завтра или нет, разделишь ужин с товарищем или будешь его хоронить, получишь письмо из дома или узнаешь, что «сообщаем, что во время налета вражеской авиации...». Война — это то, что никогда не должно повторяться. Никогда. Можно жить плохо, бедно и голодно, но главное, чтобы не было войны. Мне было 12, когда дед сказал: ты можешь просто взять и убить человека? Человека, который лично тебе не сделал вообще ничего. А я убил и не одного… И было им не больше, чем мне (а он пошел на фронт в 17). И они не желали мне зла, они просто хотели жить. И я хотел. И я не хочу рассказывать своим детям о победе через призму героизма и «мы такие молодцы, смогли и победили». Мой рассказ о ВОВ всегда будет в первую очередь о той цене, которую пришлось заплатить народу за ту победу. Что страна еще долго лежала в руинах, миллионы семей были обожжены огнем войны, миллионы душ и тел были искалечены навсегда. Сейчас ветеранов почти не осталось и стали возможны лозунги типа «можем повторить», но они-то совсем не хотели повторять...
Недавно прочла повесть Курта Вонненгута «Бойня №5 или Крестовый поход детей», это именно то произведение о Второй мировой, которое я бы хотела прочесть своим детям, именно это отношение к войне мне близко.
Меня последние годы вообще пугает это победобесие майское. Это пожалуй осталась единственной хлебной темой, на которой держится ура-патриотизм России 2020х.
Мне страшно даже задумываться о том через что пришлось пройти людям в те годы. Да, это то что никогда не должно повториться!!!
Но мы, действительно, молодцы. Смогли и победили. И сейчас это праздник. Его и празднуем. А о том, как это было достаточно и книг, и фильмов. Не знаю, кто уж войну воспринимает, как сплошной праздник.
Книг оооочень мало, первая, которая описывает войну так, как мне об этом рассказывали участники, — это Бойня #5.
Мне никто и никогда не романтизировал победу или войну. Рассказы от тех людей всегда были реалистичными. Никогда не встречала лично таких людей, которые из этого великого праздника делали пышный пафос. Поэтому всегда удивляюсь таким речам, как в Вашем посте.
Никогда не видели детей в военной форме? Не слышали, как об этом рассказывают в детских садах и школах?
В школах рассказывают как раз правильно. По крайней мере, мне рассказывали так. Дети в форме- для меня это просто несуразно, другого поддекста я в этом не вижу. На счёт героизма с Вами не соглашусь.
Старшей в саду рассказывали в духе мы пошли и быстро их победили, день победы, ветераны — молодцы… и воспитатели никак не могли понять, почему это я не хочу надевать на ребенка гимнастерку и пилотку. Этот и прошлый год в этом плане мимо прошли, к счастью.
Ну это уже проблемы современности и воспитания молодежи, уровень образования такой.
А как должны детям в детском саду об этом рассказывать? Показывать ужасы концлагерей и т.п.?
Вот дочь сейчас в 3 классе. И им в школе показывают фото, которые и я то не решусь показать. Потому что это страшно, больно, тяжело. 9 мая поведу её на спектакль «А зори здесь тихие...», потому что понимаю, что ни сама не смогу больше никогда ни прочитать, ни посмотреть фильм. И ей не смогу дать это прочитать или посмотреть. Только если позже сама захочет.
И осознанность в семье даётся. У мужа не было ветеранов, ему как-то безразличен этот праздник. А у меня оба деда участники войны, бабушки труженицы тыла. Для меня День Победы святым праздником был. И то же я стараюсь передать дочери.
Только всё дальше мы от тех поколений. Поэтому и не знают о войне уже толком никто или знать не хотят. Мама девочки, с которой дочь в театральной студии занимается, рассказывала им, что 9 мая парад Победы был, а война раньше закончилась. Я в шоке была.
Лучше никак, чем так, что в войне ничего страшного нет и в конце войны победа и парад. Пока ветераны были в каждой семье, все прекрасно понимали, как это страшно. Теперь та часть, которая страшно, ушла, остались только праздничные рюшки. А война — это про страшно в первую очередь.
Я не заметила, что остались только праздничные рюшки. Мы вчера в поезде Победы были. Это о страшно. Сегодня на экспозиции музея Победы «Подвиг народа». Это тоже о страшно. Даже ещё страшнее. Завтра спектакль будет тоже о страшно. 6 мая ходила на «Будь здоров, школяр!» Это тоже о страшно, не смотря на всю браваду пацанов. Имеющий уши, услышит. Имеющий глаза, увидит. Желающий знать, узнает. Другой вопрос — желают ли. Хотя, судя по количеству народа, ещё достаточно желающих всё это знать.
У меня бабуля ветеран, ей 97 лет. Тоже с детства слышим про войну. И как было страшно.
Не вижу ни одной причины рассказать о ПОБЕДЕ через призму героизма. Для рассказов о ВОВ можно использовать не только преддверие 9 мая, и в жизни хватит времени рассказать и о победе, и о войне, и о тыловиках, и о партизанах, и о блокаде, и об освободительной армии. Нельзя это всё уложить в один лейтмотив.
Пл. НЕ рассказать
Ну, в реальности я не была там. Приходится изучать историю войны по книгам, публицистике и кинохронике, коего добра у меня целый шкаф. Даже если это — «мало», этого достаточно для примера на одну человеческую жизнь.
В реальности там было много героизма. Только он не был бравурным, он был простым, обыденным что ли. Вчера читала в книге Элины Быстрицкой об этом. Ей было 13 лет, когда началась война. Она пошла в госпиталь. Сначала просто помогала, потом подучилась, санитаркой стала, медсестрой. Таскала тяжеленные носилки с ранеными, из-за чего позже не смогла иметь детей. Это ли не героизм?
его было намного меньше, чем нам рисуют. и часто он был вынужден, или ты идешь вперед с гранатой против танка, или тебя свой же заградотряд расстреляет.
Понятно, что вынужденный. По хорошему люди вообще предпочли бы спокойную мирную жизнь. Но сложилось по другому и пришлось геройствовать.
Я тоже своим детям рассказываю чтоб они знали это важно!