читаем с сыном эту сказку. собираемся через неделю на спектакль сходить.
странная сказка какая -то. без начала и конца. откуда девочка пришла — непонятно. а в конце, что с ней случилось тоже не известно? ведь обратно в лес убежала, где она и потерялась.
И чем смысл сказки «Три медведя»? Первое что напрашивается: Приди в чужой дом, когда не будет хозяев, ешь и пей, ломай мебель, и если сможешь потом убежать — значит, ты молодец?
вот что нашла на просторах инета:
Девочка проходит всю иерархию медведей, от отца к сыну и останавливается на том положении, которое ей по статусу наиболее близко. Она – девочка, Мишутка – младший медвежонок. Ребенок, который слушает «Три медведя» от родителей, воспринимает данный момент – выбор мишуткиной чашки, стула, кроватки – естественно, легко.
Главная героиня сказки совершает выбор между тремя вариантами (несколько раз). Маша, хоть и маленькая, но достаточно мудра, чтоб серьезно подходить к этому вопросу. Девочка не кидается на «самое большое». Она тщательно выбирает то, что по вкусу, что ей действительно подходит. Разборчивая такая :)
При этом, такой основательный подход у нее в системе. Однажды выбрав Мишуткино, она избегает соблазна шаблонно перенести свой выбор на другие ситуации. Каждый раз Маша проводит поиск наилучшего для себя варианта. Ее старания вознаграждаются. Она поела, развлеклась и отдохнула в свое удовольствие в соответствии с собственными представлениями о вкусном, удобном, уютном. Если бы, к примеру, в финале выбрала кровать кого-то из старших медведей, то, ее бы однозначно на месте растерзали. А Мишутка только позвал на помощь, дав время Маше на уход.
Т.е. грамотный выбор среди альтернатив дает человеку и радость и снижает риски негативных последствий.
Нельзя уходить одной далеко от дома;
Никогда нельзя терять присутствия духа. Все время пребывания в лесу и избушке девочка ведет себя совершенно спокойно, не боится, она выбирает то, что ей нравится.
Соблюдение режима дня и правильное питание — залог успеха.
Ничто не осталось в тайне, все оказалось узнанным, просвеченным. (медведи узнали, кто хозяйничал у них в доме)
Спортом опять же есть резон заниматься, а то не успела бы удрать от медведей
Дитя узнало:
— у каждого в семье своя ложка, плошка, кроватка и т.д.
— всё это разных размеров, плотности, вкуса и т.д. и может не все, что нравится внешне и с первого взгляда, может понравится после того, как попробуешь;
— мы все разные.
— не каждый стульчик выдержит вес.
— и у медведей есть семья;
а какие у вас варианты? ваше мнение?
Колобок.
«Изначальный вариант: Попросил Тарх Перунович Дживу — создай колобок. И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Сварожьему Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял. Волк в своём Чертоге почти пол колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.Эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону, от полнолуния к новолунию. В Чертогах Тарха и Дживы, на Сворожьем Круге происходит полнолуние, а после Чертога Лисы наступает новолуние.С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали данные Чертоги (созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.»
Здесь, например,https://vl-club.com/65722579-sakralnoe-znachenie-russkih-skazok.html сказано, что колобок — это «изложение мифа о солнечном затмении, о движении солнца по небу.»
С сайта нашла интересную информацию о сказках о репке и колобке:
О репке.
«В изначальном русском народном варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. Репка — символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.Дед -символизирует Древнюю Мудрость.Бабка — традиции дома, хозяйственность.Отец — защита и опора.Мать — Любовь и забота.Внучка — символизирует потомство.Жучка — достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).Кошка — символизирует благостную обстановку в Роду (кошки — гармонизаторы энергии человека).Мышка — символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы: защиту и опору — на церковь, а заботу и Любовь — на Христа.У народа русов изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье.
Про трех медведей отдельно информации не нашла, зато есть описание истоков этой сказки в википедии (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Три_медведя), которое объясняет почему нам она не очень понятна. Оказывается это перевод Льва Толстого одной из интерпретаций английской сказки. Глубинный смысл этой сказки плохо связывается с нашим древним историческим опытом. Но можно обратиться к ведическому смыслу представленных образов. В указанной википедией самой ранней шотландской версии это хитрый лис и три медведя.
«Лиса, в народе, ассоциировалась с кумой, сестрицей. И чаще всего она отождествлялась с хитростью, смекалкой, находчивостью и умением вести себя непредсказуемо… Куму сравнивают с собирательным образом девушки. В сказках лиса не всегда отрицательный персонаж, но всегда с амплуа «хитрость»..., ловкий и проворный хищник. Есть поверье что предрассветные проблески света есть дух лисы, который следит за миром… Медведь один из основных славянских тотемных животных. Славяне считают медведя один из первородичей. Его почитали всегда. Его силой восхваляли людей и давали им даже прозвище. На медведя охотились, желая победить самого страшного зверя славянских лесов. Иностранцы часто отождествляют русско-славянский менталитет с повадками медведя. Даже сегодня это видно по карикатурам и демотиваторам.Медведя отождествляют с Велесом, хозяином леса… Медведь сам никогда не тронет, он только защищается. Поэтому все эти показатели очень напоминают русскую душу и частично менталитет.»
Поэтому можно сказать, что один из смыслов сказки, с точки зрения феодального менталитета (английский), означает, что если ты хитростью пришел на чужую землю и пользовался чужими благами, то это все равно обнаружится и придется вовремя убегать. Что, в общем, и подтверждается исторически. Не претендую на то, что смысл сказки именно такой, это моя собственная интерпретация ).
в разных итерпретациях сказки разная концовка, у нас есть в одной книге концовка о том, что медвежонок с Машей подружился.
а в целом да, ваши выводы верны.
я вот не могу дочке рассказывать «Красную шапочку» так, как она есть, что волк съел бабушку и внучку, говорю, что он их запер в чулане.
Лена, только благодаря твоей статье, я поняла смысл этой сказки)))))))
Еще не совсем понятна мне сказка — Курочка Ряба) Врода как дед/баба сами яйцо пытались разбить, у мышки получилось… случайно, а они плачут… Странные)))
Ну три медведя еще както понятно. А вот про емелю вообще кирдык. Жил был ленивый дурак. И единственное что он сделал в жизни это поймал щуку. Живет в свое удовольствие, как написано в сказке катался на печи. ПЕРЕДАВИЛ много народу, королю доложили, и он приказал его позвать. Только ехать емеля согласился со второй попытки(первого просителя он палкой побил), за взятку калачи и новую рубаху. Король ая-яй но! но! так делать. Емеля пожелал влюбить в себя принцессу. И укатил к себе. Принцесса ревет, король «соглашается» играют мнимую свадьбу. После того как они уснули, их сажают в бочку и в море! ППЦ папаша родную дочку! После емеля просыпается. И снова благодаря рыбке у него дворец. Едет мимо король видит неизвестный замок. Требует ответа кто мол посметь? Емеля -Я! Я захочу все твое царство порушу покрушу. И пострадают много невинных людей. Король раскаялся тоже не понимаю в чем. И зажили они долго и счастливо. Эту сказку вообще не понимаю. В мультике и то больше смысла.
И еще это наверное единственная сказка, где показана «схема» семьи: папа, мама и ребенок, причем в подробностях — где спит каждый, где едят, чем едят. Ребенок видит в мишкиной семье свою семью, и больше всего ему нравится образ Мишутки, т.к. он ассоциирует его с собой.
Ой как все сложноооо :-) Какой, оказывается, глубокий смысл у сказки. я и не задумывалась никогда)) Мне всегда в этой сказке было жаль медведей: они пришли, а у них все поломали, помяли и съели)))) И что человек, даже такой маленький, как эта девочка, хитрее и наглее медведей)))
Положительно лишь то для ребенка… что ребенок узнал, как вы написали… — у каждого в семье своя ложка, плошка, кроватка и т.д.
— всё это разных размеров, плотности, вкуса и т.д. и может не все, что нравится внешне и с первого взгляда, может понравится после того, как попробуешь;
— мы все разные.
— не каждый стульчик выдержит вес.
— и у медведей есть семья;
Нас этот вопрос с мужем мучает,… как только подарили дочке на НГ Мишку- сказочника)) 4 сказки нормальные.., а у этой сказки… уже голову сломали… что за смысл..!!??
а главное… что было потом с девочкой??))