Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Стараемся слушать свой внутренний голоси следовать ему, опирайтесь на опыт педагогов, психологов (не стесняйтесь консультироваться с педагогами вашего Центра раннего развития или Детского садика идетскими психологами)и авторов книг, которых вы считаете разумными, и которым доверяете.

Авторитетные авторы: Нина и Зарьяна Некрасовы, Юлия Гиппенрейтер.

Насколько правильны эти принципы воспитания будет известно годика через 2-3. Пока остается только доверять своей интуиции.

И ТАК

Довольно часто гуляя на улице, можно слышать от других мам такие фразы:

  • «Не лезь сюда, упадешь»;
  • «На горку нельзя, испачкаешься»;
  • «Не лезь в лужу»;
  • «Не бегай быстро»;
  • «Не трогай собаку, укусит»;
  • «Не поднимай мусор с земли»;
  • «Не гоняй голубей»;
  • «Все дети как дети, а ты…»;
  • «детям нельзя…»; и т. д.

Давайте попробуем поставить себя на место ребенка.
Маленькому исследователю все вокруг интересно. Детскому любопытству нет предела, а мы взрослые своими бесконечными НЕЛЬЗЯ погашаемэтот исследовательский интерес.

Дальше, все зависит от темперамента ребенка:

  • если малыш — сильная личность, лидер — он будет протестовать, плакать и делать по-своему;
  • если другой — после 10-20 неудачных попыток, возможно, потеряет личную инициативу и будет постоянно оглядываться на взрослых.

Кто-то возразит:
«Что же теперь, ребенку совсем ничего не запрещать? Ведь ему же жить в обществе, где есть свои правила, и жизнь не сказка, а реальность, и порою очень жестокая, и малышу рано или поздно придется столкнуться с этой жестокостью.»

Запрещать можно, и даже нужно – ведь у ребенка должны быть четки границы дозволенного. Только делать это нужно грамотно.

Как? Давайте разбираться:

1. Слово «нельзя» нужно употреблять очень редко

Психологи рекомендуют делать это не более 3разв день.
«Это не возможно!»— Возразят некоторые мамы и бабушки.
«Возможно!»— Слово.«нельзя»можно заменить.

Заменить слово «нельзя» можно на фразу "можно, только".

Примеры:

  • Ребёнок встает напротив качели и начинает ее раскачивать. Это опасно, поэтому Мы говорим:«Так качать опасно. Можно, только сбоку», и показываем на личном примере, как именно можно.
  • Ребёнок лупит маму: "Бить маму плохо! Маму можно, только погладить, обнять, поцеловать..." и, показываем как можно: с улыбкой, нежно взять детскую речонку и поглаживающими движениями водить по себе: "Вот так маму нужно гладить… Мама хорошая, мама малышку любит..." Другой рукой гладить самого ребёнка, приговаривая: «И малышка хорошая...»...
  • Ребёнок в туфлях пытается зайти в лужу: «По лужам мы ходим, только в резиновых сапогах». Если мы находимся рядом с домом, предлагаем зайти домой и переобуться, и ребёнок сам принимает решение.
  • Дома ребёнок захотел поиграть в мяч: — «В мяч можно играть, только на улице. Пойдём гулять?»

Кроме фразы «Можно, только» можно использую и другие фразы-заменители или слова. Например, слово «опасно», которое нужно произносить очень строго.

Например, перед тем, как перейти дорогу говорите: «Стой! Дорога, тут опасно!». Акцент на слово «стой». Дети очень хорошо реагирует на него. Это лучше чем слово «нельзя» или «не ходи туда».

2. Частицу «НЕ» нужно исключить из своей речи


Дети не воспринимают частицу «НЕ» на слух.

Например:
Мы говорим: «Не трогай», а ребенок слышит: «Трогай».

Это правило должны помнить все родители!


Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания позитивными утвердительными выражениями.
Сделать это просто, нужно только несколько дней понаблюдать за собой.

3. Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию

Говорите о своих эмоциях, рассказывайте почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях…
Делайте это спокойно.
Не думайте, что объяснять бесполезно, ребенок маленький и все равно ничего не поймет. Но это не так!

Самое главное объяснять сразу, не откладывая на потом, и тогда, когда ребенок спокоен.

Необходимо присесть к малышу или взять его на колени. Важен зрительный контактглаза в глаза— всегда смотрите в глаза ребёнку, когда что-то объясняете. Перед тем, как начать что-то объяснять или рассказывать, привлеките внимание ребёнка так, чтобы он тоже смотрел вам в глаза.

Вместесо зрительным контактом можно использовать и телесный контакт: глаза в глаза + возьмите ребёнка за ручку, погладьте его, обнимите, поцелуйте.

Говоритьнужно с ребёнком тихим, спокойным голосом, т. к. дети не воспринимают крики. Акцентируя внимание ребёнка на тембре голоса и выражении вашего лица:

  • если нужна строгость — говорите серьёзным и уверенным тоном и, с серьёзным лицом;
  • если вы просто, что-то хотите объяснить или показать, например: «Смотри какой красивый цветочек!» — тон должен быть нежный и ласковый, на лице улыбка.

Ор дети воспринимают, как гул — не слыша слов! Ором вы только напугаете малыша и ни чего этим не добьётесь.

Ну а про физическое насилиея и писать не буду — не допустимо!:
www.baby.ru/blogs/post/49081363-32216313/
www.baby.ru/blogs/post/128979591-32216313/

4. Дайте ребенку право выбора

Всегда ищите возможность дать ребёнку сделать самостоятельный выбор.
И это ему очень понравится. Ребёнок на несколько секунд задумывается, загадочно улыбаясь — выбирает. Он всегда будет горд собой – ведь это он выбрал, и сделал это самостоятельно.

Например:
В кружку налит горячий чай. Ребёнок собирается ее взять. Мы предупреждаем:«Кружка очень горячая. Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно». Затем делаем небольшую паузу, и предлагаем:«Давай я налью тебе теплый чай?».

Конечно, прежде чем предложить потрогать кружку, нужно убедиться, что ожога не будет.

Да, ребёнок прикоснулся к кружке, ему было важно проверить мои слова. Зато теперь он знает, что такое горячее, и ведет себя очень осторожно.

Другой пример:
Ребёнок пытается шагнуть в лужу в туфлях. Наша реакция: «Стой! По лужам мы ходим только в резиновых сапогах. Выбирай: пойдем домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!».

5. Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ

Определите для вашей семьи список абсолютных запретов. Это то, что детям нельзя ни при каких обстоятельствах. Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его с другими членами семьи и действовать последовательнои.сообща.
Если мама что-то запрещает, а бабушка разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Мало того, подобное поведение взрослых сбивает с толку самого малыша, ему очень сложно будет разобраться, что же на самом деле можно, а что нет.

Если нельзя один раз, значит нельзя всегда и без исключений. Все члены семьи должны это соблюдать!

Например,.нельзя:

  • выбегать и играть на проезжей и железной дорогах;
  • переходим улицу только на руках или за руку, на зеленый свет;
  • бить маму, папу, собаку и других детей;
  • трогать горячую плитку и утюг;
  • просто так крутить ручки конфорок газовой плиты;
  • забираться на подоконник; и т. д.

Одним словом в список “абсолютных табу” заносим все то, что может причинить серьезный вред здоровью малыша или опасно для его жизни и жизни других людей. Все эти и им подобные “нельзя” должны быть однозначны и четко оговорены. Ребенок должен четко знать, что в случае с «абсолютными запретами» родители всегда непреклонны, и что за ослушание он будет наказан.

Опасные предметы:

— Не бойтесь познакомить ребёнка с острыми, колющими и режущими предметами. Объясните, что нож — острый, дайте ребёнку аккуратно его потрогать под вашим присмотром, и слегка уколите его. При этом очень острые и большие ножи должны лежать вне зоны досягаемости малыша, а маленькие можно иногда оставляем на столе, ребёнка они больше не привлекут.

  • Дайте ребенку маленький неострый нож, и пусть в свое удовольствие режет вареные: картошку, морковь, свеклу, яйцо..., помогая вам делать салат;
  • Пусть малыш под присмотром папы открутит/закрутит несколько винтиков отверткой;
  • Выдайте крохе безопасные ножницы с тупыми концами, и пусть режет бумагу, сколько захочет.

Согласитесь, это куда лучше, чем едва ли не до школы прятать от ребенка все острые предметы и всякий раз орать: “Сейчас же положи нож – порежешься!”
И даже если в процессе такой работы малыш действительно слегка поранится, ничего страшного в этом нет. Ну, в самом деле, не отрежет же он себе палец! Мы ведь тоже время от времени получаем мелкие порезы и ссадины в процессе выполнения бытовой работы. Зато это будет лишним поводом обратить внимание крохи на то, что с опасными предметами и обращаться нужно с повышенной осторожностью.

Если вы боитесь сразу знакомить ребёнка с настоящими ножами, ножницами..., можно сначала познакомить его с игрушечными.
Очень рекомендую деревянную игру — «Нарежь овощи»:

Объясняем ребенку слово «Нельзя»

Точно так же обстоят дела с огнём и другими опасными предметами.
Зачем запрещать то, чем можно научить правильно пользоваться?

— Не бойтесь познакомить ребёнка и с огнём. Всем известно: “Спички – детям не игрушка”. Конечно, не игрушка! И баловство со спичками недопустимо. Об этом напоминаем ребёнку многократно, обязательно объясняя возможные последствия глупых игр с огнем.

Но, вместо того, чтобы вообще запретить ребенку прикасаться к спичкам, пойдем другим путем.

  • Баловаться со спичками нельзя, но зато можно зажечь свечу под маминым присмотром, посмотреть в темноте на ее мерцающий огонек, помечтать о чем-нибудь приятном, а потом задуть. Если вместе с этим малыш захочет прикоснуться к огоньку, пусть прикоснётся, но перед тем, как позволить такое, убедительно скажите малышу, что это опасно, горячо, он обожжётся… — малыш всё равно захочет вас проверить...;
  • Вместе с папой развести в лесу костер для шашлыка, а потом залить его водичкой;
  • А чуть позже, и, помочь маме зажечь плиту и приготовить, скажем, яичницу.

Чем раньше малыш научится правильно пользоваться опасным предметом, тем лучше.

Если разрешают зажечь огонь; если доверяют, как взрослому; если естественное детское любопытство удовлетворяется — то и стремление нарушить запрет возникает гораздо реже.
Зачем играть со спичками втайне от родителей, если можно это сделать вместе с ними!?

6. Обезопасьте свою квартиру

Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть заглушками, тяжелые вещи убрать повыше, ножи, утюг, плойки… – вне зоны досягаемости.

И еще один простой совет, который очень хорошо работает: все знают, что запретный плод сладок.
Поэтому: познакомьте ребенка с опасными вещами и дайте доступ к ним, под контролем взрослых.
Когда ребенок будет часто пользоваться "запретными вещами", тогда они перестанут привлекать его интерес.

Например:

  • дайте малышу маленький тупой нож и доверьте порезать вареные овощи;
  • пусть малыш погладит свою одежду чуть теплым, остывшим утюгом;
  • дайте малышу выключить микроволновку по просьбе мамы.

Подведём итоги:

  • Практически ничего не запрещайте ребёнку прямыми запретами, при этом очень многое объясняйте, используя личный пример и слова заменители: опасно, край, острый, горячо, высоко, будет больно и т. д.
  • Всегда давайте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Знакомьте ребёнка с опасными предметами.
  • Переводите внимание ребёнка от опасности своим личным примером, показывая, как можно сделать по-другому.

Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанные примеры не действуют с первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно и неоднократно– множество и множество раз, сохраняя терпение и спокойствие.

Считаю, что ребенок должен иметь возможность познавать мир, иметь возможность выбора. Так он научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Так у ребенка сформируется внутренняя система самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, свобода действий — это профилактика детского вранья!

Начинать знакомитьребёнка с понятиями можно/нельзя и табу нужно с момента, как ребёнок начал исследовать, интересоваться окружающим миром.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Жанна
Жанна
Актобе
1111096

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ксюша
Ксюша
Дмитрий
9 лет
Нижний Новгород
Отличная статья! Спасибо большое. Можно перепост для подруг?
Пожаловаться
Жанна
Жанна
Актобе

конечно)

Пожаловаться
Света
Света
Актобе
В закладочки на будущее.
Пожаловаться
Олеся Марковец
Олеся Марковец
Виктория
9 лет
Актобе

спасибо, в закладки




Пожаловаться
Руфина
Руфина
Алисия
6 лет
Актобе
спасибо
Пожаловаться
Айманчик
Айманчик
Эмилия
8 лет
Актобе

Спасибо большое, Жанна! грамотное решение данного вопроса. Обязательно возьму на заметку.

Пожаловаться
Жанна
Жанна
Актобе

пожалуйста) люблю делится полезными статьями)

Пожаловаться
Айманчик
Айманчик
Эмилия
8 лет
Актобе

а я только недавно об этом призадумалась, посокльку увидела такой инцидент между мамой и ребенком во дворе, ребенок бежал к маме и упал, она вместо того чтобы успокоить его, дала пару шлёпок ему, за то, что он бегает, а он бедный еще больше заорал, мне его так жалко стало, и мой тоже услышав орущего ребенка тоже заплакал((((

Самой поискать некогда, мы начали ползать вовсю, теперь хожу за ним по пятам))))))))))))

Пожаловаться
Жанна
Жанна
Актобе

:)))) а ходить начнет так вообще не то что по пятам ходить будешь)))) куда нельзя везде хочет пройти)

а таких горе-мамаш куча…

Пожаловаться
Лена
Лена
Улан-Удэ

в закладки)))

Пожаловаться
ЛИНА ЛИНА
ЛИНА ЛИНА
Мосс

+1