В последнее время одна из самых актуальных тем на форуме (или мне все время такие посты попадаются, потому что думаю об этом).
В общем, еще раз прихожу к мнению, что Лизавета у меня большая умничка. Вот только вижу, что где-то недобор, начинаю обращать на такой пробел внимание, прилагаю немного усилий, и первые результаты на лицо, вернее уже на устах у ребенка.
Многие мамочки озабочены речью своих деток, и я не исключение. Все беспокоюсь, беспокоюсь. У кумы сын заговорил в год и семь (для меня это пытаться повторить любое слово, более-менее похоже, смеялась надо его фирменным «колбаса — бабабася»), у золовки дочурка в год и восемь. А я все жду, жду, жду и тишина. Сначала думала — до года и шести вообще не буду задумываться. Ведь Лизонька и так много чего говорила (ну хотя, это все равно мало
В общем, коротко, какие для себя сделала выводы: правильно было то,
что ребенок имеет огромный пассивный запас слов — это хорошая основа на самом деле! оказывается, очень хороший результат, если ребенок выполняет действия двусложного предложения (в рамках от года и шести до двух), у меня же Лизонька отлично справляется с трехсложными. То есть, я могу сказать возьми майку в комоде, трусики на комоде, и принеси мне — будем одеваться. Лиза все отлично понимает и выполняет. Еще хочу последниии дни проверить ее знания в слогах (на, под, в, за, рядом и т.д.), все не доберусь. Дальше — у нас достаточно хорошее физическое развитие. к примеру мы осваиваем сейчас прыжки с высоты (две толстые энциклопедии — справляется отлично — выше, одна пока боится).
Так же, пытаемся делать разноплановую зарядку. Мне кстати очень понравилась такая заказанная мною книжеца: Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет автор: Т. Е. Харченко. Очень хорошие упражнения, легкие и доступные. для нас самое оно. Просто без книги — методики — сложно мне задания находить. А эта книжеца перед глазами и стоит не дорого. тем, кто не знает как делать зарядку — рекомендую.
Пальчиковые игры. Они так и не идут у нас. Зато, Лиза «вдруг» стало держать кисточку-карандаш-фломастер" практически правильно (не учила я ее этому).
То есть, и говорю много, и ответа жду (вроде все правильно делаю), а ребенок молчит.
Стала искать ошибки, и первое, что взяла за правило: не говорить слова: СКАЖИ, ПОВТОРИ, ГОВОРИ. Действительно, я уже начала слишком часто их произносить, и своим дома сказала — не надо этих слов. Всему свое время. Потому что, я поняла, что начинается проблема — как только я говорю «скажи», Лизонька просто отворачивается и уходит.
А так же, я все же нашла у себя (думаю это была самая главная) ошибку. Я мало говорила с ней в режиме ее глаза-мои губы. Акцент ставился на чтение, на предмет, но не на губы! Конечно, когда мы разговаривали, Лизоьнька всегда на меня смотрела, но в занятиях — она смотрит в книгу, на слова, на монитор. А губы — как-то я этому не придавала большого значения.
В общем, взялась ошибку исправлять. Теперь действую так (кстати, в одной из книг логопеда вычитала): Лиза смотрит картинку, видит юбку, я говорю и показываю: это юбка. Потом, тут же: — Лиза, смотри (показываю пальчиком на ротик, или говорю, где мой рот?), она смотрит и тут уже я быстро говорю ЮБКА! Правильно, молодец!
И так, касательно многих вещей. В итоге, за последние пять дней появились новые слова и действия с язычком.
1. Лиза стала говорить дятя (на дятла), и отлично показывать индюка (спасибо мультфильму «Вот так тигр» — инюк от туда на нее произвел неизгладимое впечатление).
2. наконец-то чаще стало появляться дай (то у нас было: най-най, теперь сначала-най-най-най, а потом уже ругаясь — дай-дай-дай).
Еще по одному из правил в какой-то очередной книги по логопедии, я прочла о том, что надо выбирать некоторые слова, и повторять их в течении нескольких дней, по многу-многу раз, в разных моментах-вариациях. Я взяла слово «сися» и еще пару (с — у нас вообще глухо, отдельно произнести может, а слов со звуком «с» у нас просто нет), хотя по пальцам пересчитать, какие звуки есть в активной речи будет проще.
Так вот, задача такая: Лиза бежит ко мне, и кричит: мама, ням-ням, ням-ням. Я ей: -тебе дать сисю? она: — Да! Я ее беру на руки, и ее глаза- мой рот, повторяю четко — «дать Лизе сисю»? опять ответ: — ДА. Потом она сосет, и у меня уже масса времени, выдать на ура, все возможное со словом «Сися», при этом Лиза кивает когда, ее ответ да. Но главное, она смотрит за губами — внимательнейшим образом.
вот ведь парадокс, у меня и сын говорить начал поздно, и к логопеду мы в 4 ходили (звуки ставили), но ведь я так и не поняла(и не заметила подсказки, не услышала), что тогда такую же ошибку делала, мало говорила деткам, гляда им в глаза. Слух то у них хороший, но ведь артикуляция важна тоже. Так вот, в течении пары недель каждый день акцент на речи.
И Лиза не устает меня поражать (какая же она замечательная ученица у меня!)
3. а вчера она выдала: я опять (после слов: -Мама, ням-ням), спрашиваю ты сисю хочешь? ответ утвердительный. А тут, меня вдруг осенило, и я говорю: -Кто будет сисю? А Лиза возьми и ответь: -Я. Мы с мужем так переглянулись, я подумала послышалось. Переспрашиваю: -А, кто будет? И слышу опять: -Я (не чисто, а как-то так, буд-то в начале слегка-слегка звучит т — вроде как тя). И так радостно стало! Вот ведь, кто бы мог подумать, что одной буковке так радоваться буду?
А через пять минут взяла мяч, и говорит мне: Мама, ач! Я (еще от я не отшла, поэтому с еще большим восторгом) — да, Лизонька, МЯЧ! Правильно, умничка ты моя. А ей нравится, что хвалю. Она опять — ач, ач, ач. Я все хвалю, и приговариваю: смотри на меня: -Мяч, кач-кач. И она его качает. Но главное, есть прогресс. Это то и радует.
И еще, опять же, все тот же наш любимый мультик «вот так тигр».
Эпизод, где индюк ловит кота, и потом «бьет» его клювом. Лиза смотрит, и тут уже видимо не выдержала, и именно перед моментом когда индюк должен котика схватить, она как закричит: бытее, бытее — тап-тап, тап-тап! Мяу ба-баам! Мяу-тап-тап! В общем, она начала в меру своих возможностей пересказывать действия (и вот тут я понимаю, КАК ей уж ХОЧЕТСЯ начать говорить, но она не знает, как именно начать это делать). И самое удивительное, она уже даже пересказывает этот эпизод (уж так ей котенка жалко), что даже когда долго не смотрит, то все равно рассказ такой (жест индюк — как мы это делаем губами-головой-бла-бла-бла, жест ударил, мяу, потом опять. бытее, бытее (уж так ей хочется, чтобы котенок убежал...). Потом все тоже «мяу ба-бам», то есть упал и убежал (тап-тап). И все это так эмоционально, что я уже реально жду не дождусь, когда ребенок сможет свои эмоции выражать словами. И занятия будут проходить интереснее.
п.с. Движущей статьей (там и задания, что делать и как) стал вордовский файл «Что делать, если ваш ребенок не говорит»
Автор книги Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образовании.
кому надо, скину.
п.п.с.
Год, Восемь месяцев 12 дней (я начала писать, что именно говорит Лизоьнка):
Мама,
Тятя,
Вова,
Авава- собака,
А? (так спрашивает, если хочет, чтобы повторили)
А-а (нет так говорит)
Да
ау-ау – гавкает.
Тап-тап – ноги, обувь, ходит, бегает – все называет этим звукоподражанием.
Мяу – киса.
Иди
Ням-ням
Туда
Ба-баам (падает, упала – все что с этим связано)
Муу- корова
Кааа-кааа – (все птицы и кар-кар)
Чик-чика (учится говорить просто )
Бытее-бытее (быстрее –быстрее)
Пути (пусти)
Дя – (два)
Вавал (овал)
Деядя (деда и дядя)
Вика (сказала один раз очень четко)
Иика – не понятно что обозначает…
Ту (говорит ТУ сисю, или ТУ ручку)
Ту-ту (поезд)
То – означает все
Тю-тю (нет здесь)
-С-С (насос, вода)
Азсс (раз)
Ква-ква
Лошадка (тцок, тцок языком делает)
Тпр, бррю губами (едет, идет)
Где?
На
Най-най (дай)
1 февраля 2013
Дятя (дятел)
Хорошо показывает индюка (бла-бла-бла на верхней губе)
4 февраля:
Я (появилось) – на вопрос, кто будет сисю? – ответ – Я
Ач – мяч (и ходит, ач, ач, ач). Я говорю мяч – она тут же: ач.
«идика» — так и не пойму, что значит?
Баба- стала говорить, баба, вместо баа-бааам, хотя и ба-бам, тоже говорит.
Надеюсь появится – баба!
Попробую так же, устанавливать контакт, показывать свои губы!...
Вы такая умничка )))) Из своего опыта могу сказать, что не надо торопиться и бежать вперед паравоза, главное правильная игра с ребенком, ведь играя он учится, апликации, лепка, рисование, с одной стороны это все развлечение, с другой развитие мелкой моторики (кстати она влияет не только на письмо, а еще и на речь) и проведение правильного досуга с ребенком, игры в куклы, машинки и прочих зверюшек… И бегать надо и прыгать… Для ребенка это все важно и нужно
Вчера весь день искали Боню и ломали голову, кто это такой и как оно выглядит… перед сном Боня нашелся ))) оказалось так доча назвала маленького бегемотика из киндер сюрприза