Данила не бьет Соню, нет. Он особо ее не трогает, разве, что, когда они оба устали и Соня начинает мякать. Данила тут же пытается «успокоить» ее, прикрикивая. Та усиливает тон, Данила в ответ тоже кричит громче и так до самого пика, когда громче уже нельзя и при этом я их растаскиваю.
Нет, он не ревнует и не соперничает с ней за родительское внимание, просто он относится к ней не как к любимой сестре, а почти что как к мебели. Конечно, она рождает в нем бурю чувств, когда берет его игрушку. Он, также не забывает ее поцеловать перед сном и обнять при расставании: все так, как я его прошу.
Сдвиг в отношениях начался тогда, когда я поняла, что Данила очень хорошо понимает значение слова любовь. Когда он говорит мне, что любит меня, то он немного стесняется, но потом в порыве этого самого чувства, обнимает меня, прижимается, не хочет отпускать. Обычно я ему просто перечисляла что папа, мама, Соня, мы все его очень любим. А недавно у нас случился разговор.
— Данил, а ты любишь Хлою? – это девочка у них в садике, с которой он все время играет.
— Нет. – уверенно ответил Данила.
— Данил, а она тебя?
— Да, — улыбнулся.
— А ты Мейси любишь? – еще одна девочка, с которой он играет, когда нет Хлои.
— Нет. – снова последовал уверенный ответ.
— Данил, а она тебя?
— Да, — кивает головой.
— Данил, а откуда ты знаешь, что они тебя любят? – не унималась я.
— Они гладят меня по спине, вот так, — показывает мне, — и трогают меня.
— А Николь тебя любит?
— Не-е-т, — губы сковородником, едва держит слезы, — она сказала мне «нет!».
— А ты что ей сказал?
— Я сказал: «Хватит говорить «нет», это очень грубо».
— Данил, а Соня тебя любит?
— Нет.
И тут я поняла, что у мальчика сложился определенный стереотип: тот, кто трогает его, гладит и не отказывает ему, в его понятии любят его. Если этого не происходит, значит человек его не любит. Соня в силу своего возраста не выказывает ему никаких чувств кроме недовольства. Он уверен, что она его не любит.
— Данила, а знаешь, что я тебе скажу? Соня тебя очень любит. Когда я первую ее забираю из садика, она сразу же бежит к тебе на участок и кричит: «Данила!». Она очень хочет тебя увидеть. – Данила задумался. — А еще, знаешь что? Когда она мотает головой тебе в ответ – это не означает «нет». Просто она пока еще мала и не умеет объяснить то, что она хочет, поэтому мотает головой. Ты просто знай, что Соня тебя очень любит.
Данила сидел и думал. Улыбка постепенно сходила с его лица, означая напряженную умственную деятельность. Что-то происходило в его голове. Шло переосмысление его устоев.
На следующий день, Данила увидел, что Соня подходит к его игрушке, и по привычке забежал вперед, предвосхищая Сонину попытку взять игрушку заладил свою причиталку: «Нет, Сонь, нет, Сонь, нет, Сонь». Делает он это, как мне казалось, просто по привычке, по делу и без дела, хотя, Соню это раздражает. Она, хотя и отдает игрушку, но чувствует себя при этом очень некомфортно. В общем, сидит Данила и нудит свое «нет».
— Данил, хватит говорить «нет», это очень грубо, — сказала я Данила точно также, как вчера он сам это произносил, рассказывая про Николь.
Данила тут же остановился и посмотрел на меня. Он тут же припомнил ситуацию, чувства, которые он испытывал, произнося те же самые слова в адрес Николь. Улыбается.
— Данил, ты вспомнил, как тебе плохо, когда тебе говорят «нет»? Соне тоже плохо, когда ты это произносишь.
С того самого дня Данила изменился кардинально. Он вкладывает столько чувств, когда обнимает Соню. Он стал хвалить ее, когда у той получалось что-то новое.
— Сонь, ты перешагнула через порог. Отлично! – говорит он между прочим ей.
— Сонь, иди обнимемся и поцелуемся, — проходит он мимо нее, мимоходом обнимая и целуя.
Ни одного «нет» не было слышно всю эту неделю. Я думаю, что Данила очень скучал по этому теплому отношению к сестре. Мне кажется, что его детская принципиальность не позволяла ему проявлять чувства к той, которая, как он считал, не любит его.
Я поняла, насколько важно разговаривать с ребенком о том, что нам кажется естественным. Важно объяснять ему что и как он должен чувствовать, точнее, о том, что, как и почему он чувствует. Он должен уметь выражать свои чувства. Если с ребенком не говорить об этом, то у него просто не будет в словарном запасе этих слов для того, чтобы выразить себя. Он все это будет топить в себе пока однажды не поймет, что лучше об этом никогда не думать потому, что думать об этом опасно.