Оксана Головко | 01 октября 2014 г.
Стоит ли, рассказывая детям об отечественной истории, касаться болезненных, тяжелых, спорных, неоднозначных её страниц, таких как, например, репрессии 1930–1940-х годов? Как не свалиться в «ура-патриотизм», при котором маленьким слушателям внушается, что мы лучше всех на свете, а с другой стороны – не скатиться в самоуничижение и самобичевание, будто в нашей стране все всегда плохо? Можно ли преподавать историю объективно? Размышляют историки, священники, педагоги.
Не вырывать из контекста всеобщей истории
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Мне кажется, история – одна из основных дисциплин, и задача нашего общества – найти правильные подходы, чтобы донести правдивую историю до всех, а не только для детей.
Все познается в сравнении, а наша история – часть мировой, и поэтому необходимо изучать не только отечественную, но и мировую историю. Не так поверхностно, как это у нас делается, к сожалению, а, по возможности, обстоятельно. Чтобы человек мог сравнивать, что примерно в один и тот же временной период происходило в России и в других странах мира, например, в Германии, в Англии. Тогда можно будет делать какие-то выводы, представлять полноценную картину прошлого.
Но для этого образование должно быть полноценным, не ангажированным, чтобы ответы на вопросы не подгонялись по каким-то специально сконструированным трафаретам.
Важно, чтобы человек стремился дойти до истины, что очень и очень трудно. Ведь можно вырвать что-то из контекста и дать искаженную картину. Например, можно и нужно говорить о ГУЛАГе и страданиях людей. Да, это факт, и его нельзя обходить вниманием.
Но когда ты говоришь о ГУЛАГе и страдании заключенных у нас в стране, совсем не обращая внимание на подобные явления в мире, тогда у учеников сложится впечатление, что это исключительно отечественное явление, не знакомое больше нигде. Значит, если ты говоришь о ГУЛАГе, ты должен рассказать и о том, что впервые в истории концлагеря организовали англичане во время англо-бурской войны в начале ХХ века. Немцы были здесь вторыми.
В Советской России впервые это понятие появилось в 1918 году у Владимира Ильича Ленина, которого немцы привезли в пломбированном вагоне из Германии во время войны.
Когда освещаются все эти факты, картина получается более объективной. Еще нужно добавить, что в ГУЛАГе за 26 лет его существования умерло огромное количество людей. Это страшные жертвы – 1 млн 600 тысяч человек (я занимался этим вопросом и изучал статистику). Причем примерно половина из них – в годы войны, когда страна голодала и заключенных просто перестали кормить… Но за четыре года существования германских концлагерей погибло от 8 до 10 млн человек.
Для того чтобы воспитать патриотов своей страны, нужно рассказывать, что и у других народов есть патриотизм, что они вправе гордиться своей страной, своей историей. Греки, например, могут гордиться, что у них был царь Леонид и 300 спартанцев.
Для всех примером могут быть древнеримские герои, у которых кроме воинской доблести среди добродетелей была гражданская доблесть. Гонитель христиан, крайне жестокий император Каракалла, убивший брата, пожелал, чтобы его дело слушалось в суде. Дабы создать видимость правосудия, обратились к юристу, а тот сказал: «Защищать убийцу труднее, чем стать убийцей», и отказался. Потерял голову, но честь сохранил, оставив пример гражданской доблести на все времена.
Если учителя наших школ будут рассказывать о таких людях, живших в другие эпохи и в других странах, а также сообщать о великих деяниях наших предков, то можно надеяться, из наших учеников вырастут настоящие патриоты, которые будут любить свою Родину, которые не станут кичиться своим мнимым превосходством перед кем-то, или, наоборот, заниматься самоуничижением и говорить, что у нас всегда все было плохо.
Тоталитаризм и жертвенность
Протоиерей Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ по международной работе:
Конечно, говорить о непростых страницах нашей истории надо. Но для христианина важно, как в этом разговоре расставлены акценты. Нужно не столько говорить о тоталитаризме, сколько о том, как в эту эпоху проявились лучшие качества русских людей – жертвенность, способность к страданию, христианское милосердие и незлобие. Таких примеров можно найти буквально тысячи.
Нужно рассказывать о жизни новомучеников, о которых, как правило, никто толком ничего не знает даже в православной среде, нужно будить интерес к этой теме в душах молодых людей, потому что подвиг новомучеников, подвиг народа – это то, благодаря чему в современном мире вообще может существовать христианская вера.
Говорить нужно смело и открыто, отдавая себе отчет в сложности вопроса и ничего не упрощая. Во-первых, «объективный взгляд на историю» – это всего лишь совокупность наших знаний о конкретных исторических событиях, конкретной эпохе. И эти знания могут меняться, будут и меняться наши оценки.
Но одно совершенно неизменно – нравственная сторона человеческих поступков. Поэтому, во-вторых, мы должны научить наших детей видеть в истории, так же, как и в собственной жизни, доброе и злое, и научиться отделять одно от другого. Для нас, русских, нет никакого противоречия в исторических знаниях и патриотической позиции, потому что наша история, история нашей родины, нашего народа – это прекрасные страницы, преисполненные любви, славы, подвига и благородства.
Это не значит, что не было ошибок правителей, не было грехов отдельных людей и даже всего народа, не было заблуждений. Но знание этого только обогащает нравственную позицию, делает патриотизм просвещенным и творческим, рождает настоящую любовь к Родине. В этом смысле, мне кажется, нужно учиться этой любви и такому патриотизму у великих русских людей XIX века – Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова, К. П. Победоносцева, К. Н. Леонтьева.
Нужно внимательно изучать их творческое наследие, научиться понимать, что «просвещенный патриотизм», «просвещенный консерватизм» – это настоящее сокровище мысли, настоящая, стойкая жизненная позиция, которая так прекрасно выражена, например, в «Окаянных днях» И. Бунина. Я приведу его прекрасные слова, которые украшают могилу И. А. Ильина в Донском монастыре: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»
Христианин не может жить по правилу «есть только две точки зрения: моя и неправильная». Есть Христос и Вера Церкви, а моя позиция может быть глубоко ошибочной, если я уклоняюсь от этого, единственно правильного критерия.
Мы должны воспитывать своих детей в понимании того, что они – дети великого народа и великой страны, народа, который дал миру образец христианского служения ближнему, дал великую культуру. Но когда этот народ уклонялся от своего прямого назначения – быть хранителем Православия – он впадал в тяжелые грехи. Вот главный исторический урок, который необычайно актуален ныне – будет ли русский народ достоин того служения, на которое поставлен Богом? И будут ли достойны этого служения наши дети?
Про любовь с открытыми глазами
Ирина Лукьянова, преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», писатель и публицист:
Мне кажется, для взрослого, зрелого человека важно умение выносить несовершенство мира, в котором он живет, несовершенство его родной страны, его семьи и свое собственное несовершенство. Желание, чтобы я был самый большой и сильный, чтобы у меня была самая красивая мама, самый сильный папа, самая могущественная страна – несколько детское. Для определенного возраста это желание – совершенно нормальное, ребенку обязательно нужно это знать и так ощущать мир.
Это нормально, что маленький ребенок какое-то время живет с осознанием, что он самый сильный, все может и умеет, у него самые могущественные в мире мама и папа. Постепенно он начинает понимать, что его возможности не безграничны, что родители бывают несправедливы, что учитель порой ведет себя странно и неправильно. Ребенок растет и осознает, что мир устроен сложнее его чудесных детских представлений. Он начинает учиться терпеть поражения, проигрывать – и это тоже важная часть взросления. И его любимая команда, за которую он болеет, тоже может проигрывать.
Не надо путать нашу любовь с идеализацией. Любящие глаза могут чего-то не замечать. Могут замечать, но прощать. Замечать и все равно любить. Но если мы любим человека, это не делает его чемпионом мира или гением.
С Родиной еще сложнее. Родина – большая, разная, с многовековой тяжелой историей, населенная очень разными людьми. И любить ее такой, какая она есть – непростое умение. В детях его нужно воспитывать постепенно, не забывая об их возрастных возможностях и потребностях. Как? Для этого существует целая наука – педагогика, в коротком комментарии не рассказать.
Нужно считаться с особенностями детского возраста. Но считаются, увы, не всегда. В этом году на 1 сентября в некоторых школах показали фильм о Беслане с очень тяжелыми подробностями. Некоторые дети пугались до истерики. Потом дома заснуть не могли: «Нашу школу тоже могут захватить террористы? Меня тоже убьют?» Если мы, взрослые, решаем показать малышам предельно жесткий фильм о событии, о котором и сейчас, через десять лет, трудно вспоминать без слез, – чего мы добиваемся? Какие чувства хотим в них пробудить? Неужели ужас, что их могут тоже убить прямо в школе?
Важно понимать, что дети – это дети. Детям нельзя врать, но не стоит травмировать их кровавыми кошмарами и торопиться колебать их представления о мире; рано или поздно они поколеблются жизнью. Золотую середину трудно найти, но искать необходимо.
Обе крайности одинаково безобразны. И нарциссическая («мы самые крутые, сильные, у нас все лучше всех»), и депрессивная («мы самые плохие, у нас никогда ничего хорошего не было и быть не может»). И для народа они обе так же вредны, так же убийственно ядовиты, как для каждого человека.
Правильное отношение к патриотизму хорошо сформулировал Клайв Льюис в «Хрониках Нарнии». Лев Аслан рассказывает принцу Каспиану, что его род идет от пиратов, и на замечание принца, что он хотел бы иметь более почетное происхождение, отвечает: «Ты произошел от лорда Адама и леди Евы, и это достаточно почетно для того, чтобы беднейший нищий высоко держал голову, и достаточно стыдно, чтобы склонить до земли голову величайшего императора. Будь доволен».
То же самое можно сказать о человеке, принадлежащем к народу с трудной многовековой историей, с культурой, где были времена дивного расцвета и времена национального позора: принадлежность к этому народу, к этой культуре – это и почетно, и стыдно.
Важно помнить о собственном достоинстве, о принадлежности к прекрасной культурной традиции, и не забывать того, что заставляет смиряться, помнить об исторических ошибках – и помнить их хорошо, чтобы не повторять их. Смирение важно: надо помнить, что каждый из нас – не совершенство, что наша страна – не идеал и не свет всему миру. Важно не забывать, что свет всему миру являет не принадлежность к конкретному народу, не конкретное государство – свет этот совсем другой природы.
Так что я не вижу никакого противоречия в том, чтобы любить с открытыми глазами, а не слепо. Учиться слепой любви не следует: от нее бывает много бед, а прозрение оказывается болезненным.
Если человек видит недостатки своей страны и честно рассказывает о них, – это не клевета, не грязные нападки. Если у кого-то близкий смертельно болен и убежден, что здоров – вряд ли стоит его поддерживать в этом заблуждении. Дело любви – не поддакивать, не содействовать заблуждениям больного, которые ведут его в могилу, а убедить его лечиться.
А от постоянных повторений, что наша страна самая сильная, большая, могучая, лучше всех, – любовь не появится, она от таких заклинаний не появляется. Заставить любить нельзя, – но можно любить и делиться любовью, это самый верный способ.
Правда без соблазна
Феликс Разумовский, историк, публицист, телеведущий:
В вопросе, на который предложено ответить, присутствует искусственная дилемма. Мы разучились понимать самые простые и одновременно принципиально важные вещи и поэтому впадаем в подобную рефлексию.
Познание своего Отечества – это не только история. Первое, что нужно сделать – приобщить ребенка к красоте России. Красоте в самом широком смысле этого слова. И красоте русского пейзажа, и красоте Земли. Далее можно было бы процитировать знаменитое «Слово о погибели Земли Русской», ведь это подлинный гимн красоте России: «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! Многими красотами дивишь ты…»
Среди этих красот особое место занимает подвиг русских пустынножителей (в древности монашеский подвиг неслучайно называли художеством из художеств). Далее скажем о красоте русского искусства и литературы, красоте наших северных обителей, деревянных храмов, старинных сёл и деревень… Красоте традиционной народной жизни, исполненной высокой поэзии. Всё это и ещё многое, многое другое составляет образ России.
Так вот, начинать надо, конечно, с образа. И если ребёнка удалось приобщить к главному, неизменно прекрасному и великому, потом уже ничего не страшно. Потом можно говорить и о не очень приятных вещах, исторических событиях, судьбах. О том, что искажало и искажает светлый образ России. Разумеется, при этом следует учитывать возраст ребёнка, далеко не всякое зло и неправду маленький человек может вместить.
Если этого фундаментального представления о красоте нет, как это мы видим сегодня, то дальше бесполезно что-то высчитывать, дозировать: «Вот у нас, мол, столько-то было хорошего, а столько-то – плохого». Чепуха всё это. Изначально неверный путь. Необходимо правильное русское мировоззрение, миропонимание и мирочувствие. И тогда любая историческая информация, и даже самые горькие вещи найдут верное понимание. И не послужат соблазну.
Жизнь не в плоском пространстве
Павел Евдокимов, кандидат исторических наук, учитель истории школы «Интеллектуал» (Москва):
Конечно, детям нужно говорить обо всем, что было в нашей истории. Мы в школе изучаем историю с разными детьми – на углубленном, на базовом уровне. Кроме всего прочего существуют летние экспедиции, в частности, уже довольно давно наша школа ездит на Соловки и совершенно естественно мы затрагиваем тему, о которой нельзя не поговорить – в том числе о Соловецком лагере.
Если воспринимать историю как некий большой археологический профиль, в котором присутствуют прослойки разных пластов, где стоит фундамент, на котором мы сейчас, условно говоря, находимся, а под ним – и слои пожарищ, слои, связанные с горестными событиями, или наоборот, с радостными, то странно какие-то рассматривать, а какие-то игнорировать. Иначе мы будем делать вид, что мы ходим в плоском двухмерном пространстве, то есть существуем без истории.
Важно не перегнуть палку, не уходить от объективности, не впадать в крайности, что мы «самые-самые» (лучшие, худшие, значения не имеет)… Особенно с детьми подросткового возраста, когда они склонны к максимализму, простым и легким решениям, однозначным решениям и черно-белым выводам.
Здесь вопрос индивидуального тона, который избирает учитель. Многое здесь зависит от искренности, тем более, как только речь идет о конкретных людях, о конкретных судьбах. Если речь о ХХ веке, то мы, учителя, в этой истории более укоренены, чем ученики. С одной стороны, мы их современники, с другой – цепляемся корнями за двадцатый век и выступаем в роли свидетелей. Наша искренность, понимание того, что происходило – могут быть залогом верно выбранного тона для того, чтобы с детьми об этом говорить.
Сам факт нашей собственной жизни, судьбы людей, пришедших из того века, является основанием для того, чтобы представлять детям, что это было время сложное, трагическое, но в нем жили и их бабушки-дедушки, их родители, а значит, и они являются связанными с ним.
Много говорят о воспитании патриотизма, едва ли кто будет спорить с тем, что патриотизм – это хорошо. Ромен Гари, кажется, говорил: «Патриотизм – любовь к своим, а национализм – ненависть «к чужим»». Нередко за патриотизм у нас выдается что-то другое, кто-то на этом нагревает руки, делает политическую или иную карьеру. Но дети, особенно подростки – чутко чувствуют, где по-настоящему, а где фальшь.
Мы стараемся, чтобы ребенок выступал в изучении истории как исследователь. Одно из важных качеств, которое требуют нынешние государственные образовательные стандарты – умение человека самостоятельно критически мыслить на основании изучения источников. Самостоятельно формулировать, как гражданин, что происходит и в его родной истории, и во всеобщей истории.
Этому способствует как раз умение работать с источниками, с крупинками памяти. С другой стороны, все источники – немы, когда нет живого теплого отношения.
Когда мы говорим об истории своей страны, мы говорим о географически большой территории, с разнообразными традициями, с большим количеством культур, взаимодействующих между собой… Патриотизм идет не от какой-то гордости, самоидентификации, что мы такие, потому что не похожи на тех, кто живет вокруг нас. В нашей российской традиции как раз важно, что мы такие, потому что мы все – разные.
Источник:
Я считаю, что детям об этом знать надо, но информацию надо предоставлять очень осторожно, с расчетом индивидуальных особенностей. Как собственно, во всякой работе с детьми)
Надо, надо, надо рассказывать. Мы думаем, что психика наших деток этого не выдержит… Поверьте, психика закалённых компьютерными воинами детей это даже не воспринимает, как жестокость. До сих пор помню хихикание двух таких «воинов», когда я им рассказывала о подвиге любви Святой праведной Княгини Елисаветы. Особенно их развеселило, как она оторванную взрывом голову мужа на руках везла...
А говорить надо обязательно!
Все надо говорить! Но вовремя !
это история, из истории не выкинешь события, как и слова из песни. а каждый человек должен знать историю своей страны.
всему свое время, главное контроль чему учат в школе, при покупке учебников не поленитесь пролистать их прежде чем ребенку давать!