Протоиерей Владимир (Гамарис).
Только что мне позвонила милая женщина — наша участковая полицейская узнать о порядке… КУПАНИЙ на праздник Крещения в нашем храме.
— Когда купать будете? — спросила меня она. И была удивлена тем, что «в нашем храме не купают».
В прошлом году одна дама бальзаковского возраста возмущалась тем, что у нас вода течёт просто из маленького Креста и кранов в громадных баках. Где ваш фонтан?!!! Где бассейн для купания?!!! Видимо, где-то она повидала в храме и фонтан, и бассейн. Или считает, что они обязательно должны быть в храмах Божиих.
Помолиться Богу, набрать святой воды великой агиасмы, вспомнить о Крещении Господнем, о Богоявлении Пресвятой Троицы на реке Иордан, о своём крещении, обещании Богу благочестивой христианской жизни при крещении и о своих грехах? Нет, к сожалению, настойчиво, требовательно добиваться стали КУПАНИЙ и бассейнов.
Примерно лет 10 назад стал повсеместно складываться новый, доселе неизвестный Церкви обычай окунаться в воду на Праздник Крещения. В настольной книге Булгакова как-то неясно, вскользь упомянуто суеверие, бытовавшее в дремучих лесах отдаленных регионов Российской империи, что хорошо и пользительно на Крещение окунаться в святую воду. На что совершенно резонно приводятся в книге церковные правила, запрещающие это и даже накладывающие прещения.
К сожалению, этот обычай стал символом не воцерковления, а скорее расцерковления, когда на Праздник Крещения Господня отнюдь не с молитвами, а с пьяными нецензурными криками и гиканьем КУПАЮТСЯ.
Мне этот новый обычай не нравится.
Вот что пишет об этом Епископ Евтихий:
ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЙ
Да, я против крещенских купаний. Почему?
Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).
Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).
Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).
Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!
Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.
я просто внимания не придала этому. А бабушка у меня говорила, что вся вода священная, мы даже специально из колодца ходили ночью набирать. И самое удивительное, она не мутнела в течение года. Что-то все-таки есть)
тогда почему же в таком случае, у нас в море у проруби стоит священник и благословляет на это дело?
И кстати, после Причастия вообще не рекомендуется окунаться с головой на том основании, что организм у людей разный и может стошнить.
Если говорить о святости -тогда, именно, в Крещение вся вода, в любых источниках святая -и тогда что, нельзя душ принимать, мыть посуду, и т.д.? Я согласна с автором статьи только в том случае, что нельзя окунаться пьяными и т.д., а если это благоговейно, почему нет?
а вот фото купели, красиво!
и я всегда против, и по тем же причинам
Очень красиво...
Потом все купаются. Батюшка тоже, но в вечернее время...
Пьяные у нас и на Рождество на службе шатаются, и на Пасху яйца о стены Храма разбивают....
Думаю, для верующего — окунание все же близко по смыслу — как в Святом источнике....
Просто, когда прочитала эту статью, вспомнила некоторых знакомых- именно таких, как там описано, и аж неприятно стало((
Я против купания, если все выглядит так, как описано выше, но у нас в храме идут ночью к пруду. Но идут купаться только «свои», прихожане. И нет пьянок, стрингов и всего остального. Все достаточно благоговейно. В этом ничего плохого не вижу.
+100
Да, далёкие от Церкви люди в полной уверенности, что купание на Крещение — это «церковный обряд»...
Не знала… Не купалась никогда, но в новостях видела всегда много вроде бы верующих людей, совсем крошечных детей купающихся, и вроде бы священников даже у проруби (не уверена, что купались, но присутствовали точно)… И очень много мест в Москве официально открывают для этого. Зачем же?..
Ну, он настолько авторитетные источники приводит, что искать контраргументы вообще ни разу не хочется)))
вот еще что поняла: многие путаются в своей ассоциации купаний с тем, что крестят в воде, с тем, что Иоанн Креститель крестил в воде. Забывая о том, что они уже крестились и больше не будут
А купание в святых источниках? Один раз увидела толпу москвичей, среди которых визгливые девки в стрингах и много чего другого. Так тошно смотреть!