Календарь развития ребенка 7 месяца жизни: физическое, эмоциональное, социальное, познавательное развитие и развитие речи. Что должен уметь ваш ребенок? Как он должен развиваться? Как помочь малышу полноценно развиваться?
Физическое развитие ребенка 7 месяц жизни
Познавательное развитие ребенка 7 месяца жизни
Эмоционально-социальное развитие ребенка 7 месяца жизни
Развитие речи ребенка 7 месяца жизни
Экологическое развитие ребенка 7 месяца жизни
Художественно-эстетическое ребенка 7 месяца жизни
Физическое развитие ребенка 7 месяц жизни
Содержание физического развития
Моторные умения и навыки.
Значительно совершенствуется ползание: ребенок передвигается ловче и быстрее. Переползает от предмета к предмету на небольшое расстояние. Если малыш только начинает ползать, он может делать это лежа на животе, поднимаясь на четвереньках, двигаясь задом. Ползая по полу, ребенок достигает мебели, опирается на нее и старается подняться.
Стоя и держась за опору одной рукой, пытается манипулировать второй. Самостоятельно садится, ложится; сидит; встает на колени, держась за опору. Ходит, держась за руки матери, в процессе ходьбы приседает. Размахивает головой, как бы говорит «нет», что свидетельствует о интенсивном развитии вестибулярного аппарата. Тянется к взрослым, просится на руки. Снижается тонус мышц рук, движения руками становятся координироваными.
Пищевое поведение.
В сознании ребенка <a _banner_id=«1» _url=«» href=«» class=«begun_hyper_link» target="_blank">грудное вскармливание
не связано с потреблением продуктов с общего стола, для него они являются двумя независимыми процессами. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и не зависимо от него. Во время сосания груди прикусывает их, что свидетельствует о следующем этапе отделения ребенком своего «Я» от матери.
Гигиенические навыки.
Малыш узнает и положительно воспринимает ежедневные гигиенические процедуры: купание, мытье ног и лица, использование носового платка. Он терпеливо относится к подстриганию ногтей, если мать приговаривает ласковые слова, успокаивает его, держит в удобном положеннии.
Ребенок охотно подставляет руки под струю воды, смывает мыльную пену. Чувствует удовлетворение после высадки на горшок, подмывания и переодевания в чистую одежду. Радуется одобрению родных, которые обращают внимание на его аккуратный вид, чистый и красивый наряд.
Задача развития
Обеспечить полноценное физическое развитие малыша: оптимальную для возраста меру развития моторных умений и навыков, адекватное пищевое поведение, элементарные гигиенические навыки. Создать для этого благоприятные условия: упражнять в умении ползать, подниматься, приседать, ходить, держась за опору, уверенно сидеть. Показывать ребенку, как правильно двигаться и действовать в пространстве жилья, стимулировать желание повторять действия взрослого. Одобрять стремление малыша проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, определенную видержку. Поощрять желание ребенка выглядеть опрятным.
Организация жизнедеятельности
Родители создают для малыша безопасные условия: помещение, в котором он играет, должен быть просторным, светлым, свободным для передвижения, не содержать опасных (тяжелых металических, острых и мелких предметов, лекарств или химических веществ).
Взрослые приучают малыша к гигиене: проветривают помещение, проводят гигиенические процедуры (ежедневно купают, моют руки, ноги, лица, подстригают ногти, предлагают для использования платок; превращают в интересную игру процесс умывания, стимулируют самостоятельное подставляние ребенком руки под струю воды, смывание мыльной пены из них.
Родители формируют аккуратность: обращают внимание малыша на опрятный внешний вид, на признаки загрязнения тела, одежды и вещей, с которыми ребенок действует, поощряют ее попытки с помощью взрослого их устранять, переодеваться.
Систематическое высаживание на горшок способствует тому , что малыш будет своевременно сообщать о своих физиологических потребностях, радоваться чистоте своего тела Важно обеспечить ему здоровый сон, днем — на открытом воздухе; ребенка укладывать спать тогда, когда он обнаруживает вялость, зевает, начинает капризничать, как правило, он просыпается, когда наступает время кормления
Важно правильно организовать питание, способствовать тому, чтобы ребенок ел с аппетитом. Пока он не умеет самостоятельно сидеть, его кормят, держа на руках. В этом возрасте ребенок получает грудное молоко, а также один полноценный прикорм.
Поскольку <a _banner_id=«2» _url=«» href=«» class=«begun_hyper_link» target="_blank">кормление грудью
и потребление твердой пищи является для малыша двумя отдельными процесамы, заменить <a _banner_id=«0» _url=«» href=«» class=«begun_hyper_link» target="_blank">грудное вскармливание прикормом невозможно и нецелесообразно.
Если ребенок во время грудного кормления прикусывает материнскую грудь, реакция должна быть естественной и адекватной: грудь можно убрать и показать малышу, что такие действия маме неприятны. Однако не следует реагировать слишком бурно или делать вид, что ничего не случилось. Бурная реакция может испугать малыша, а отсутствие такой дезориентирует ребенка. Поскольку малыш довольно часто меняет позу во время сосания груди матери приходится приспосабливаться к постоянным изменениям его позы.
Важно, чтобы в разное время года малыш спал не менее 4-6 часов в воздухе.
Показатели физического развития:
• ловко и быстро проползает небольшое расстояние;
• опираясь одной рукой на опору, второй манипулирует;
• ходит, держась за руки матери;
• размахивает головой, как бы говорит «нет»;
• во время сосания груди прикусывает их;
• узнает и положительно относится к основным гигиенических и закаливательным процедурам;
• небезразличен к одобрению взрослыми его желания быть чистым.
Познавательное развитие ребенка 7 месяца жизни
Содержание познавательного развития
Знакомство с окружающим.
Малыш проявляет интерес к воде, пытается ее взять, как твердый предмет; его внимание привлекает все, что выступает: ручки дверей и приемника; пуговицы, выключатели, нос на лице родных взрослых, уши на голове и т.д. Учится манипулировать разными игрушками, предметами, повторяет действия снова и снова.
Ориентация в пространстве.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок передвигается в помещении квартиры; делает это в основном целенаправленно — достигает шкафа или стола, открывает и закрывает ящики. Хватание и владения рукой. Хватает обеими руками – в каждой по игрушке или предмету. Переводит кубики, погремушки из руки в руку.
Крутит игрушку между ладонями, одной и той же игрушкой играется в течение 3-4 минут: ощупывает ее, бросает, берет, ищет, стучит, размахивает. Учится манипулировать различными игрушками, предметами, повторяет действия снова и снова. Вкладывает маленькие предметы в большие; знает ложку, чашку; стучит ложкой, вкладывает ложку в чашку.
Развитие органов чувств и поведение.
Бьет кубиком по столу, берет его в рот, переворачивает рукой и рассматривает. Бросая игрушку, смотрит, как она падает. Начинает стучать двумя лредметамы, взятыми в обе руки, либо предметом по полу и мебели. С удовольствием рвет бумагу, прислушивается к этим звукам; проявляет интерес к воде, пытается ее взять; внимание привлекает все, что выступает.
Учится манипулировать различными игрушками, предметами, повторяет действия снова и снова. Начинает ориентироваться во времени, воспринимает чередование дня и ночи, сна и бодрствования, активности и покоя; радуется приходу папы с работы в одно и то же время. По-разному реагирует на вкусовые качества пищи (соленая, кислая), отказывается есть то, что не нравится. Прислушивается к звукам, которые доносятся из радиоприемника, телевизора, магнитофона.
Задача развития
Способствовать перемещению малыша по квартире, поддерживать его радостное настроение во время освоения пространства дома, ознакомления с содержанием шкафов, открывания-закрывания дверей, следование за мамой «по пятам». Упражнять в умении держать два предмета в обеих руках и стучать ими по порядку и других поверхностях.
С пониманием относиться к активному рваннию ребенком бумаги, выделить для этого подходящий материал. Предоставлять возможность исследовать то, что выступает, — ручки дверей, приемника, выключатели, пуговицы и т.п. Постоянно поддерживать интерес ребенка к окружающей среде и самому себе.
Организация жизнедеятельности
Взрослые формируют у ребенка ориентировочные действия с предметами — притяжение, постукивание, обогащают его жизненные впечатления, наполняют чувством собственного достоинства. Родители показывают, как тарахтеть погремушкой, как сжимать резиновую игрушку, чтобы она звучала, стимулируют и одобряют целенаправленные действия ребенка.
Во время прогулки они обращают внимание на все, с чем предстоит познакомиться малышу, — яркие цветы, поведение животных, транспорт, движущийся, <a _banner_id=«3» _url=«» href=«» class=«begun_hyper_link» target="_blank">игры детей
и т.п. Взрослые поммогают малышу держать предметы в обеих руках одновременно, манипулировать ими, радоваться своей сноровке.
Важно, чтобы в пределах жилья и вне его родители поддерживали у ребенка желание исследовать новое, познавать ранее ему неизвестное, предостерегая от вероятной опасности.
Показатели познавательного развития
• следит глазами за движением руки; переключает внимание с предмета на предмет;
• активно просит игрушку, играет обеими руками;
• начинает ориентироваться во времени: воспринимает чередование дня и ночи, сна и бодрствования, активности и покоя; радуется возвращению папы с работы в одно и то же время;
• охотно открывает-закрывает ящик; интересуется выступающими предметами;
• стучит двумя предметами, взятыми в обе руки, одним предметом по поверхности;
• активно рвет бумагу.
Эмоционально-социальное развитие ребенка 7 месяца жизни
Содержание эмоционально-социального развития
Знакомство с окружающими людьми.
Ребенок проявляет интерес ко всем выступающим частям тела человека: нос на лице, уши на голове и т.д. Пока он не осознает, что еще у взрослого есть ноги, интересуется, по-прежнему преимущественно лицом, грудью и руками. Трогает лица близких людей, хватает за волосы, уши. Различает ласковый и сердитый тон голоса родных взрослых.
Знакомство с собой.
Малыш исследует свою голову, ощупывает уши, крутит их, мнет, может поцарапать; тянет себя за волосы.
Эмоции. Ребенок проявляет нежные чувства к родным взрослым, обнимает и целует маму и папу в лицо. Быстрее, чем раньше, успокаивается, когда падает или ударяется. Требует к себе внимания.
Социализация.
У ребенка проявляется «инстинкт следования», он может ползать за мамой по всей квартире. Радуется, когда видит приятного знакомого, просится на руки к матери, когда видит неприятного человека; сидя на руках, рассматривает незнакомого человека.
Общение.
Во время общения со взрослыми ребенок требует, чтобы они говорили с ним, не дает разговаривать по телефону; если мать разговаривает с кем-то, возвращает лицо руками к себе.
Начинает показывать по просьбе мамы знакомые игрушки и предметы. Охотно слушает стишки и песенки-забавлянки.
Задача развития
Способствовать перемещению малыша по квартире, поддерживать его радостное настроение во время освоения пространства дома. Вместе с ребенком рассматривать и ощупывать его уши, гладить волосы. Радываться попыткам малыша проявлять привязанность, нежные чувства, желания обнимать и поцеловать взрослого. Учить ребенка показывать знакомые игрушки по просьбе мамы, отца. Общаясь с другими людьми, взрослые должны не забывать проявлять благосклонность к ребенку, демонстрируя тем самым ему свою надежность.
Организация жизнедеятельности
Родители создают для ребенка эмоционально приятную среду, поддерживают ее хорошое самочувствие, регулируют свои эмоциональные, жестовые, вербальные реакции на его поведение. Взрослые позволяют малышу знакомиться со взрослой пищей — бубликом, яблоком, печеньем и т.д.
Поскольку семимесячный ребенок, у которого появились первые зубы, во время кормления грудью может прикусывать ее, реакция матери должна быть адекватной, но сдержанной — следует продемонстрировать ребенку чувство боли, отнять его от груди.
Не стоит терпеть боль дезориентируя малыша, или реагировать слишком резко, пугая его. Целесообразно во время кормления часто менять позу, приспосабливаясь к постоянному изменению поз ребенка.
Мать и отец расширяют степень свободы малыша, позволяют исследовать безопасные места и вещи, комментируют его действия, поддерживают проявления настойчивости и целеустремленности. Во время бодрствования взрослые активно общаются с ребенком, обогащая общение действиями с предметами и игрушками, сопровождая его коротенькими стишками, забавлянками, песенками.
Показатели эмоционально-социального развития:
• по просьбе матери (отца) показывает знакомые игрушки;
• проявляет интерес к собственной голове, ушам, волосам;
• проявляет нежные чувства к родным, обнимает и целует их;
• следует за матерью по пятам по всей квартире;
• быстро успокаивается после оскорбления или удара;
• ревнует, когда мать уделяет внимание кому-то другому;
• дифференцированно относится к своим и чужим.
Развитие речи ребенка 7 месяца жизни
Содержание речевого развития ребенка 7-9 месяцев
Звукопроизношение.
Активно реагирует (лепет, первые слова) на изменение среды: холод, ослепительное солнце, колючий снег, ветер и т.д. Зная животных, живущих рядом, отдельными звуками обозначает сходство с их голосами, свою оценку и отношение к ним. Вокализация усиливается при подтанцовывании под музыку, взмахом руки, сгибании ног, попытке хлопать в ладоши.
Словарь.
Реагируя на собаку, кошку, корову пытается подражать лаю, мяуканью, мычанию: появляются первые слова-слоги (ав-ав, му и т.д.). Бульканье воды или плеск ребенка в ванне вызывает словесное сопровождение: буль-буль, люп-люп. Ягоды, фрукты, некоторые блюда растительного происхождения называет односложными или облегченными словами: бу, Буба (ягода), моня (молоко), по (яблоко), ся (<a _banner_id=«4» _url=«» href=«» class=«begun_hyper_link» target="_blank">каша
) и т.д.
Вкусовые ощущения обозначает имеющимся слогами-словами. Узнает словесный текст и оживленно реагирует на забавлянки, потешки т.д. Слово приобретает для ребенка значение условного раздражителя. Взрослый наполняет пассивный словарь ребенка словами, обозначающими принадлежность предмета знакомому человеку.
Ребенок понимает взрослых, адекватно реагирует на слова-одобрение и слова-запрет. Устанавливает связь между звуковым образом, словом, предметами, собственными действиями.
Коммуникативная активность.
Ребенок стремится контактактировать не только со взрослыми, но и с объектами природы: домашними животными, живущими рядом (изредка — дикими: еж, бабочка, птица). Пытается дотянуться до них, подползти, демонстрирует свою готовность, интерес и приверженность улыбкой.
Периодически безуспешно вступает с ними в контакт, огорчается, удивляется, когда живой объект избегает сближения. Знакомится и постепенно овладевает простыми правилами общения: попрощаться (махать ручкой), спрятаться (закрыть глаза ручкой или прислониться к маме), активно развивать совместную игру ( «Ладушки», «Баран-баран», «Сорока-ворона „).
Становится активным инициатором общения с взрослыми, всячески пого обращений ребенок умолкает, настораживается, плачет. Замечает выразительные эмоциональные состояния взрослых. Оказывает радость по поводу появления знакомого, приятного, родного человека. Выполняет понятные ему словесные просьбы и поручения взрослого (дать, сесть, посмотреть).
Задача развития
Учить малыша понимать взрослого. Воспитывать у него умение прислушиваться к звукам его голоса, реагировать на словесные обращения, выполнять по указанию простейшие действия, повторять слоги и простые слова, проявлять желание общаться с родными. Развивает способность активно обращаться к взрослым, использовать звуки, жесты, усвоенные слова. Поощрять ребенка к игровым словесным упражнениям, стимулировать ответные реакции на них.
Организация жизнедеятельности
Родители создают благоприятные условия для приобретения ребенком умения комбинировать гласные и согласные звуки, одобряют его попытки “говорить». Они осознают, что в возрасте 7-9 месяцев у малыша должны появиться новые сочетания звуков типа «дя-дя-дя», «ти-ти-ти», способность к группировке нескольких слогов в отдельные псевдофразы с разной интонацией, умение использовать в общении со взрослыми двухслоговый лепет, похожий на настоящую речь.
Важно, чтобы эти умения характеризовались устойчивостью, сопровождались положительными эмоциями малыша, обогащался их арсенал. Родные взрослые должны знать, что возраст 8 месяцев является тем порогом, когда речевое окружение начинает существенно влиять на дальнейшее речевое развитие малыша
Чтобы у ребенка полноценно развивалась речь и понимание речи взрослых, мать и отец должны систематически тренировать ребенка в лепете, предлагать для подражания эталонные речевые образцы. Именно с помощью взрослого ребенок должен осознать, что звуки, которые он произносит, продуцируют определенные действия родителей; что слова родных людей выполняют регулятивную функцию.
Родители должны быть готовыми к тому, что примерно в 9 месяцев ребенок может внезапно замолчать, специально приостановить лепет, это свидетельствует о появлении сознательного отношения ребенка к разговору.
Такая пауза быстро проходит и не должна беспокоить родителей. Вам следует закреплять и расширять формы делового и личностного общения с ребенком, поддерживать его попытки обратиться к взрослому с помощью вокализаций разной тональности и жестов.
Показатели развития речи:
• произносит слоги: «ля», «ва», «да», «ба», «ка» (до 8 разных), использует для этого кончик языка;
• привлекает к себе внимание взрослого с помощью различных слогов; • появляется четкое удвоения слогов: «ма-ма», «та-та» и др.;
• «поет», размещая слоги цепью (а-та-та, а-да-да, ба-ба-ба и т.д.);
• копирует звуки речи взрослого;
• отзывается на свое имя;
• по просьбе родителей показывает знакомые игрушки, предметы;
• цокает языком, если этому научил взрослый;
• в 9 месяцев может сказать первое слово «баба», «мама», «дай»).
Экологическое развитие ребенка 7 месяца жизни
Содержание экологического развития ребенка 7-9 месяцев
Восприятие объектов природы.
Умение ползать, самостоятельно садиться, сидеть уверенно, стоять, держась за опору, становиться на колени, сидеть на корточках расширяют возможности ребенка наблюдать за явлениями и объектами природы.
В пределах зрительного восприятия малыш концентрирует внимание на ярком цветке, большом зеленом или желтом листе, кошке, собаке, большой птичке; поворачивает голову на их голоса, прислушивается к звукам; требует от родного взрослого объяснений по поводу них; радуется полученным впечатлением.
Представление о свойствах объектов природы.
В ответ на вопрос взрослого: «Где собачка?», «Где кошечка?», «Где цветочек?» поворачивает голову и находит глазами известное животное, растение. По образцу взрослого звуконаследует знакомых животных: «гав-гав», «ко-ко», «му-у-у» и др.
Ориентируется в пространстве ближайшей природной среды, может инициировать родителям свое желание двигаться в определенном направлении.
Практическое ознакомление с объектами природы.
Действует с разными по размеру (большими-маленькими) натуральными овощами и фруктами); дотягивается до них рукой, хватает, удерживает в руке, прокатывают яблоко, грушу, морковку, луковицу, картошку. Вместе со взрослым вынимает фрукты, овощи, ягоды, зелень с неглубокой мисочки. По словесной инструкции взрослого («Найди», «Положи в мисочку», «Возьми») выполняет адекватные действия.
Природоцелесобразное поведение.
Положительно реагирует на действия взрослого по кормлению животных и уход за комнатными растениями; пытается приобщиться к отдельным процедурам ухода: «помогает» родителям поливать цветы; может бросить собаке косточку, инициирует родителям свое желание вместе с ними покормить кошку.
Задача развития
Привлекать внимание малыша к ярким растениям, животным, живущим рядом (в пределах восприятия зрением и слухом из разных положений: на спине, на животе, вертикально. Стимулювать желание обследовать доступные натуральные природные компоненты взглядом, прикосновением, нюхом, вкусом.
Тренировать в приспособлении движений руки ребенка к размерам и формам овощей, фруктов. Побуждать к подражанию взрослого голосам животных, имитировать движения кормления животных с игрушками на основе словесных указаний взрослого.
Поддерживать стремление к самостоятельным действиям с игрушечными животными, одобрять самые простые проявления исследовательских действий, комментировать их.
Создавать радостную и доброжелательную атмосферу общения с ребенком, вызывать радость от взаимодействия с природной окружающей средой.
Организация жизнедеятельности
Родители создают развивающую экологическую среду: обращают внимание малыша на яркие объекты природы, называют их, рассказывают о них ласковым голосом, показывают простейшие действия с ними (рассматривают, нюхают, пьют и т.д.).
Полезно, чтобы взрослый время от времени предлагал ребенку найти глазами знакомый цветок, животное: «Где собачка (кошка, птичка, цветок и т.п.) во время бодрствования ребенка взрослый поощряет его к звукоподражанию животным (»гав-гав"," ко-ко",«мяу-мяу» и т.д.), высказывается нежно о них, показывает, как хорошо к ним относится, как охраняет их, кормит их на глазах у ребенка.
Полезно показывать малышу различные действия с овощами и фруктами: катить их, переводить с рук в руки, мыть, смаковать, класть в вазу, вынимать из нее и т.д. Предлагать ребенку повторить некоторые из этих действий. Во время общения уместно предлагать младенцу выполнять отдельные действия по инструкции, используя для этого слова «найди», «подними», «возьми».
Показатели экологического развития:
— проявляет активный интерес к знакомым и незнакомым объектам природы;
— концентует внимание на тех из них, которые находятся в ближайшей окружающей среде;
— использует для овладения желаемым объектом природы весь арсенал своих моторных возможностей (ползание, сидение, стояние на коленях и на корточках, вертикальное стояние);
— по просьбе взрослого и подражая ему, произносит характерные для знакомых животных звуки;
— охотно играет игрушечными животными, сопровождает действия с ними соответствующим звуками;
— адекватными действиями реагирует на вопросы родителей, связанные с местом нахождения определенного животного ( «Где собачка?» и т.д.);
— с помощью взрослого исследует объекты природы, разными способами манипулирует ними;
— сопереживает процессам ухода взрослыми за домашними животными и комнатными растениями.
Художественно-эстетическое развитие ребенка 7 месяца жизни
Содержание художественно-эстетического развития ребенка 7-9 месяцев
Ознакомление с произведениями искусства.
Умение ребенка самостоятельно сидеть, ползать, стоять значительно расширяют возможности ознакомления с объектами окружающей среды и активными действиями с ними.
Малыш активно реагирует на звуки, цвета, форму народных игрушек (погремушки, дудочки, разные гремелки, фуркальца, мельницы и т.д.); следит, если взрослый передвигает их в пространстве, с интересом рассматривает игрушки красного, желтого, синего, фиолетового, сиреневого, оранжевого цветов; обследует их.
Ребенок охотно слушает спокойную, ритмичную мелодичную музыку, ласковую колыбельную; радостно воспринимает музыкальные инструменты, с интересом ожидает знакомую музыку. Младенец проявляет интерес к театрализованным действиям, пантомимичным играм («Гули-гули», «Полетели-полетели», «Кую-кую ножку», «Идет коза рогатая», «Зайчику зайчик», «Ладушки-ладушки», «Где ты»,«Ку-ку»), рассматривает элементы маски, костюма; наблюдает за их использованием.
Малыш слушает народные сказки, пословицы, занятия, поговорки, стихи; прислушивается к звуку голоса, интонации, отдельным словам; охотно слушает короткие рассказы.
Художественный образ на языке искусств.
Малыш распознает цвет, форму и величину предметов, улавливает интонацию, понимает значение отдельных слов. Он эмоционально реагирует на движение цветных предметов, игрушек, цветового пятна краски на листе бумаги; воспринимает разную фактуру преметов: блестящая, бархатная, шероховатая, гладкая, мягкая, пушистая.
Ребенок с радостью воспринимает звуки мягкой, мелодичной колыбельной, звонкой веселой музыки, звуки ударных, клавишных духовых инструментов. Совершенствуется его умение дифференцировать интонацию, тембр и силу голоса; распознавать знакомые слова.
Младенец выразительной мимикой, жестами, движениями, возгласами сопровождает восприятие театрализованной игры.
Художественно-практическая деятельность.
Ребенок с удовольствием мнет бумагу, наслаждается ее шорохом. Из предложенных взрослым разноцветных игрушек чаще выбирает фиолетовые или сиреневые.
Активно играется: вкладывает кубики в коробку, маленькие формы в большие, нанизывает кольца пирамидки.
Охотно подражает действиям взрослых; узнает знакомые игрушки, предметы, дает им характерные названия; увлеченно наблюдает за движением кисти и за цветным следом от нее.
Слушая музыку, ребенок двигает ручками и ножками, имитирует танцевальные движения (приседает, пружинит, ритмично поворачивает туловище в разные стороны); слушает пение, исполнение мелодий на шумовых, струнных, клавишных музыкальных инструментах; узнает знакомые.
Восторженно peaгирует на театрализованные действия, стремится активно участвовать в театрализованной игре. Ребенок активно реагирует на слова, интонацию голоса; повторяет звуки, односложные слова; слушает коротенькие детские сказки.
Предпосылки детского творчества.
Выбирает игрушки и предметы в зависимости от настроения. Получает удовольствие от музыкальных и шумовых звуков; делает первые попытки воспроизвести их на ударных, струнных, клавишных детских инструментах; имитирует пение.
Активно реагирует на театрализованое действие, предпочитает отдельные роли.
Получает удовольствие от интонации голоса родного взрослого, пытается воспроизводить отдельные звуки и односложные слова. Остается доволен от обследования народных игрушек, от прикосновения кисти к телу, реагирует оживленной мимикой, звуками, жестами, с интересом наблюдает за тем, как взрослый набирает на кисточку красок водить ими по бумаге, оставляет на бумаге цветные пятна, полоски.
Следуя интонации взрослого, имитирует пение; с интересом слушает детские песенки и мелодии; ритмическими движениями имитирует танец. Охотно воспринимает театрализованную игру, имеет свои собственные предпочтения; старается подражать звукам, движениям, мимике знакомых персонажей сказок, песен, поговорок, потешек.
Задача художественно-эстетического развития
Учитывать индивидуальный темп общего и художественно-эстетического развития ребенка, состояние физического и психического самочувствия малыша. Подбирать материал для эстетически развития, учитывая эти и другие его особенности. С помощью доступных малышу видов искусства поддерживать его радостное настроение, активизировать способность согласовывать движения с музыкой.
Развивать устойчивость зрительного и слухового восприятия ребенка. Стимулировать его способность всматриваться, наблюдать, прислушиваться, имитировать. Способствовать запоминанию и узнаванию детских потешек, песенок, стишков, танцевальных движений.
Организация жизнедеятельности.
Во втором полугодии восприятие предметов глазами превращается в ознакомление и обследование их формы, величины, фактуры поверхности руками, ртом. Поэтому важно, чтобы в поле досягаемости малыша находились гигиенически безопасные, чистые игрушки и предметы.
Взрослые создают благоприятные условия для художественно-эстетического развития младенца, активизируют его предметные действия, обращают внимание на эстетически привлекательные творения рук человека, вслух наслаждаются их добродетелями, комментируют свои впечатления от красивого, показывают, как с ними обращаться.
Необходимо время от времени обращать внимание ребенка на цветные карандаши, мел, краски и следы от них на бумаге или других поверхностях, комментировать изображения («Какое красивое солнышко мы нарисовали!», «Капает мелкий дождик»,«А вот кошечка появилась» и т.п.).
Хорошо, если ребенок эмоционально воспринимает нарисованное, тянется к нему руками, не остается равнодушным. Желательно, чтобы на стенах комнаты находились иллюстрации с изображением знакомых ребенку животных, растений, игрушек и предметов, на столе, полках стояли такие игрушки.
Показатели художественно-эстетического развития:
— сосредоточивает внимание на ярких игрушках, предметах, произведениях искусства; эмоционально реагирует на цвет, форму, фактуру;
— предпринимает попытки по собственному желанию выпускать игрушки и предметы из рук, следит за тем, куда они делись;
— касается указательным пальцем предметов, которые заинтересовали;
— рассматривает их, исследует (стучит, давит, перекладывает из руки в руку, пробует на вкус);
— с интересом следит за действиями взрослого, который рисует карандашом, мелом, красками; радуется цветным следам на бумаге;
— слушает веселые, ритмичные мелодии;
— движениями, голосом, мимикой реагирует на музыку, имитирует пение;
— плачет в ответ на громкую музыку;
— прислушивается к голосу взрослого, который читает стихотворение, сказку, поет;
— различает интонацию;
— вслушивается в слова;