Эмоции, настрой, чувства. Это все настолько важно для человека, что сбрасывать это все со счетов было бы неразумным. Да, конечно хотелось бы уметь контролировать все это и быть эффктивной, трудоспособной, уравновешенной, но этого людям не дается просто так. Над этим нужно усиленно работать.
Данила вчера уроки делал. Писал слова. Он пишет их очень уверенно, с полным осознанием того, что они ему даются легко. Ошибок он не видит, так как настроен только на успех.
— Данил, сколько букв L в слове miscellaneous?
Данила вспоминает, что их там две, но его рука уже написала одну, а заодно и все слово. Он делает вид, что ничего не случилось, дописывает вторую букву и тут же пишет это слово еще раз с той же самой ошибкой.
— Данил, ты уже заболтал это слово. Остановись, пиши помедленнее и фиксируй в мозгу, как надо написать правильно. Если ты бездумно пишешь, ошибаешься, то твоя рука еще лучше запоминает неправильное написание.
Данила фырчит на меня, пытается закатывать глаза, психует, когда снова ошибается и пишет, делая мне одолжение.
Я спокойно стою рядом. Меня это тоже все выводит, но я, в отличае от Данилы, концентрируюсь на своих чувствах и действиях, чтобы машинально не скатываться на раздражение, злость, и, как итог – крик.
— Данил, — очень спокойно пытаюсь объяснить Даниле, — с таким настроем ты не сможешь запомнить правильно. Плохое настроение убивает все плоды учебы. Лучше вообще не браться за дело в таком настроении, но если делать все-таки надо, а особого желания нет, то надо усилием воли перебороть раздражение и небрежное отношение. Это происки черта. Просто знай это.
Данила сделал очередную ошибку, я снова попросила его написать правильно до конца строки. Данила поступил иначе. Он разозлился на меня и решил писать одно и то же слово ВЕЧНО. Я знаю это потому, что сама так иногда делала в его возрасте. Однажды я ему рассказала, что по ошибке написала одно слово на десять страниц. Учительница попросила написать десять строчек, а я прочитала ее инструкции неправильно и настрочила 10 страниц.
Данила сидел и как робот писал и писал. Я только следила, чтобы правильно писал, и даже и не думала его останавливать, хотя понимала, что он будет брать меня измором. Вторая страница близилась к завершению.
— Данил, ты что, решил это слово на две страницы растянуть? – пошутила я и тут Данила решил поменять свое решение и действительно остановиться на двух страницах.
— Мам, дай-ка я посчитаю, сколько раз я его написал. – считал долго, но я не останавливала. Я знала, что нельзя было останавливать его в процессе написания, нельзя останавливать, пока он считал свои слова. Да, мне хотелось закончить делать с ним уроки поскорее, но я не могла запретить ему любоваться своим творением, тем более, что я понимала: чем больше он любуется на правильно написанное слово, тем больше вероятность, что в итоге он действительно запомнит его.
Тем временем Данила вошел во вкус написания слов по многу раз. Теперь, когда он ошибался, он писал это слово не до конца строки, а до конца страницы.
И вот тут я поймала это его настроение, которое я ждала, и тихим тоном, но очень отчетливо, очень сосредоточенно, держа все Данилино внимание на своих словах, я проговорила.
— Данила, вот оно, то настроение, которое поможет тебе свернуть горы. Именно с ним ты будешь понимать трудные задачи и запоминать сложные слова. Запомни сейчас, как ты себя чувствуешь, и запомни, что к этому настрою ты пришел через свое, 300 раз написанное на одном дыхании, слово. Сейчас ты усилием воли прогнал лень. Запомни, как это было. Это важно!
Потом Данила сделал домашнее задание с этими же словами. Он прилежно выписал из словаря их значение, составил с ними предложения. Ни одной ошибки, ни в этих, ни в каких других словах, он уже не сделал…
