К концу первого года жизни по данным специалистов ребенок должен понимать в среднем от 30 до 50 слов (до100), и начинать пользоваться в активной речи простыми словами, звукоподражаниями (например, ав-ав, му, мяу, би-би тоже считаются словами). Норма около 6-10 слов.
По своему опыту могу сказать, что эти нормы немного завышены для поколения нынешних деток. Далеко не каждый годовалый малыш имеет в своем арсенале столько слов. Скажу больше – далеко не каждый двухлетний ребенок! Поэтому, если ваш малыш к 2 годам пользуется в активной речи 10-15 словами, это еще не значит, что у него намечается задержка речевого развития. О ней можно говорить ближе к 3 годам (если положение не изменится).
Давайте разберёмся, в каких направлениях развивается речь. Можно выделить два основных:
— формирование понимания речи (пассивный словарь, понимание значения слов)
— формирование устной речи (активный словарь, говорение)
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ
В год на первое место выходит понимание речи, когда ребенок выполняет несложные поручения, инструкции, может принести, показать, найти определенную вещь, игрушку, понимает назначение некоторых предметов (что расческой расчесываются, салфеткой вытираются, обувь надевают на ноги и пр.). Также ребёнок должен знать своё имя и откликаться на зов.
Примерно до 1,5 лет у ребёнка развивается только понимание речи при ещё пока незначительном приросте активного словаря. А после 1,5 лет обычно у малыша наступает резкий скачок в развитии речи и к 2 годам дети знают уже около 300 слов.
Я уже писала о том, как пополнять пассивный словарь малыша, но повторюсь: необходимо ежедневно разговаривать с ребёнком, заниматься с ним совместной деятельностью, играми, бытовыми делами. Также рассматривать книжки, картинки, наблюдать, проводить эксперименты и мини-опыты, привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов. Не бойтесь повторять одно и то же понятие по несколько раз на дню в разных вариациях и играх.
Например, закрепляете слово «Кошка». Показали игрушку, продемонстрировали животное на картинке, в книжке, у подруги в гостях, на улице, рассказали про кошку четверостишье, послушали песенку.
Закрепили в играх:
— покормили кошку,
— погладили кошку (обучаете бережному отношению к животным)
— послушали, как она мяучит, побудили повторить
— показали ребенку части тела кошки (морда, нос, усы, ушки, глаза, лапы, хвост)
— поиграли с игрушечной кошкой в прятки (спрятали на глазах у ребенка или так, чтобы была видна большая часть игрушки)
— помыли кошку в ванне
— поиграли с кошкой в догоняшки (где обычно кошка ловит ребенка) и пр.
Помните: чем больше в пассивном словаре слов, тем богаче будет речь ребенка!
Примерный словарь малыша в годовалом возрасте:
— Люди (мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра, тетя, дядя, имя ребёнка)
— Предметы обихода (чашка, ложка, вилка, расческа, зубная щетка, мыло, полотенце)
— Мебель (стул, стол, диван и т.д.), телефон, телевизор
– Название животных, птиц, растений (дерево, цветок, голубь, кошка, собака, рыба…)
– Предметы или объекты на улице (двор, дорога, автомобиль, качели, горка)
– Одежда, обувь (сапоги-кроссовки, шапка, куртка, кофта, колготки, штаны, носки, трусики)
– Части лица, тела (ручки, ножки, глазки, носик, рот, волосы, живот…)
– Игрушки (мяч, кукла, кубик, книжка, пирамидка, машина…)
– Обозначение состояния и опасности (опасно, больно, нельзя, горячо)
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Активный словарь формируется на базе пассивного словаря. В него входят:
1. Слова, которые малыш произносит четко и понятно для окружающих: дай, мама, пить.
2. Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав», ежик «фы-фы».
3. Воспроизведение неполных слов: «пот» – компот.
4. Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «купити – кубики»
Для расширения активного словаря в этот период мы учим детей звукоподражаниям. ВСЕГДА, при знакомстве ребенка с новыми звуками, звукоподражаниями и словами, произносите их четко, выразительно и глядя ребёнку в лицо (естественно, чтобы он в это время посмотрел на вас). Малышу необходимо видеть, какое положение принимают ваши органы артикуляции (губы, язык, зубы, нёбо), чтобы по подражанию повторить за вами. Наряду со звукоподражанием всегда произносим и слово, к которому оно относится.
В активном словаре ребенка к 1,5 годам в норме должно появиться от 50 до 80 слов, а к двум уже до 200-300.
Сначала уточняем произношение гласных звуков:
1. Широко открываем рот, громко поём А-а-а!
Как мама укачивает малыша? А-а-а!
2. Округляем губы, громко поём или удивляемся: О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб? О-о-о!
3. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём, как воет волк: У-у-у!
Как гудит паровоз? Как летит самолет? У-у-у!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поём: И-и-и!
5. Широко открываем рот, поём, как рычит медведь: Э-э-э!
Как кричит лошадка? И-и-и!
5. Дети заблудились в лесу. Они кричат: Ау! Ау!
6. Малыш плачет: Уа! Уа!
7. Ослик кричит: Иа! Иа!
Сначала ребенок должен слышать от вас эти звуки. Произносим их четко, эмоционально, интонационно. Хорошо бы ещё менять высоту голоса, сначала говорить громко, потом тихо, на разный манер. Используем игрушки, картинки и другие подручные средства для наглядности. А через какое-то время показываем ребёнку игрушку (картинку) и задаём вопросы:
— Как мама укачивает малыша? Как гудит паровоз? — И желательно, чтобы подключались движения в мелкой и общей моторике (например, показываем самолет – руки в стороны и «летаем» по комнате; изображаем косолапую походку медведя и пр.)
Работа над звукоподражаниями. Сюда относят звукоподражания животным, звукам инструментов, действиям, бытовым шумам и т.д. Вот список, который желательно разучить с малышом в этот период:
Примерные вопросы и задания на закрепление:
1. Показываете картинку, называет слово («кошка») и даете образец звукоподражания («мяу»).
– Покажи, где кошка. (вот кошка – показывает указательным пальцем). Как мяучит кошка (мяу-мяу)?
2. – Спрячь кошку (побуждаете ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением или переворачивать его. Если у вас игрушка – накрывать платком, стаканчиком).
– Видишь кошку? (побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
– Кто спрятался? (мяу). Правильно, кошка.
3. – Кто позвал? (ставите на видное место кошку и любое другое животное, например, собаку. Мяучите. Ребенок должен выбрать кошку). Как кошка позвала?
4. – Покормим кошку (берем счетные палочки, бумажки и пр.) Как кошка попросит еду? Мяу! Помоги ей, малыш!
5. Друзья кошки (кошка ищет своих друзей – таких же кошек. Собираем всех имеющихся кошек в кучу (и даже картинки) и обобщаем, что все это кошки. Можно немножко сказать о том, чем кошки схожи – у всех есть лапки, мордочка, усики, все любят лакать молоко)
Рекомендую при изучении звукоподражаний животным правильно называть сам процесс, вместо слова «говорит», т.к. говорить может только человек. Например: гусь – гогочет гага, кошка – мяучит мяу, собака – лает, коровы – мычит, овца (бе) и коза (ме) – блеют, курица кудахчет – ко-ко-ко, свинья – хрюкает, лошадь – ржет и пр.
Кроме звукоподражаний есть список слов, которые иногие дети воспроизводят раньше других, их стоит употреблять в своей речи чаще:
НА, ДАЙ, НАДО, ДА, НЕТ (нету), БУДУ, ИДИ, ТАМ, ТУТ, ЭТО, ТОТ, ДУЙ, ПУСТО, ТЕМНО, ХОЧУ, УПАЛ, ЗДЕСЬ, МОЙ, МНЕ, МИМО, ПОПАЛ, ПИНАЙ, КИДАЙ.
И самое главное, дорогие мамы, помните: использование разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи!
Далее мы поговорим о вспомогательных средствах формирования правильной речи, это:
— развитие фонематического слуха и правильного речевого дыхания
— развитие артикуляционного аппарата
— развитие мелкой и крупной моторики
— дидактические игры🙂
Всем спасибо!
Если возникнут вопросы — задавайте!😋
про «говорит» в плане животных не знала) такой совет первый раз слышу… Слушай, а активный словарь к двум годам разве не должен насчитывать 300 слов?
Я из своего опыта поняла, что следует сразу приучать детей к таким формулировкам, а иначе в 4 года они ничего не знают, кроме как кошка мяукает (правильнее — мяучит) и собака гавкает (а такого слова вообще нет), а остальные у них говорят… Можно спрашивать ребенка: как животное голос подает — это общий вопрос. И потом есть игры, где закрепляются эти глаголы-понятия и соотносятся с животными, например, спрашиваем не как кошка мяучит, а кто мяучит, кто блеет, покажи?
В 2 годам дети должны понимать значение около 300 слов и больше. А употреблять в речи около 50. Но как показывает практика, в наше время очень малое количество деток имеют в активном лексиконе столько слов. Подавляющее большинство позднее стало говорить. А вообще не говорящих стало просто ужасающе много?
А я почему-то помню статистику, в которой дети должны понимать большую часть речи и все действенные глаголы. А говорить от 250 до 300 слов. К полутора годам должны произносить 80 слов, а после идет скачек и они легко добирают. Мы по этой норме идем, больше 80 слов уже (детских, конечно)
Честно, Насть, я такую статистику не встречала. Про скачет вы правы, после полутора обычно переломный момент. Если припомните автора, статью, дадите почитать? Может за то время, как я закончила университет что-то изменилось.
мне кажется мы в одно время заканчивали. Я в 2013.
Вот ссылка. Точно до 300 слов идет
https://www.baby.ru/blogs/post/602706936-497449207/
Настя, я поняла, где у нас несостыковки. В одних источниках написано что у детей в активном словаре от 50 слов минимум, в другом уточняется, что доходит до 200-300 слов. Сейчас поправлю текст, спасибо, что заметили?
вот еще одна, но это научная работа. Но я от нее в восторге. Она объясняет почему дети до трех не просто могут, а обязаны говорить. Ведь это заложено в них… Речь через физиологию развития. В следующем моем посте идет подведение итогов, тоже самое, но в легкой форме. Ну и через один про обобщения. Мы рано с ними столкнулись. Поэтому я тогда в них копалась усиленно
https://www.baby.ru/blogs/post/584493684-497449207/
))) почитала и ощутила себя на лекции по логопедии? Спасибо, Настя, почитаю, авторы до боли знакомые, все это надо было учить на экзамены. С обобщениями рано столкнулись? Мы уже потихоньку обощаем, всех кошек, всю посудку, всех животных дети умеют от остального отличать и собирать со мной в тару или мешок.
Кстати, вы молодцы с Кирой! Я даже не представляю, сколько у нас будет слов к полутора годам.
А я заканчивала универ в 2010 году)
Вы говорите об психологических обобщениях: Классификации предметов по признаку или действию. Они напрямую связаны со словестными замещениями. Это норма у детей. Таким образом у нас ближе к десяти месяцам муму, аа (гав-гав) и мямя (мяу-мяу), превратились в муму. Все животные стали муму. А вся еда и все предметы связанные со ртом: Бутылочка, соска, ложка, тарелка стали амам. И так было четыре месяца еще. Долго мы от этого уходили. Конечно говорят, что само проходит, но забивать не стоит. Мы тогда начали предметы разделять, ввели описания: Кошка любит молочко, собачка косточку и т.д.
У нас пока такого не замечала, но хорошо, что вы рассказали о своем опыте, теперь буду знать, что делать, если это случится. ?
Вам спасибо ?
Екатерина, на здоровье))?
моя уже в 6 месяцев откликается на зов и на свое имя))) — думала совпадение, а нет — не совпадение!))) И она наконец вчера начала болтать — бабава-ва мапа и все в таком роде — рот не закрывается)
Мои тоже рано начали реагировать на имя, потому что тренировали их. В год показывали, если спросишь, а где Лиза, а Где Демьян? И на себя, и на брата\сестру рукой, и на нас с папой, на дедушек и бабушек. ?
У вас лепет пошел, здорово)) стоит иногда подхватывать, передразнивать, акцентировать внимание на себе со словом «мама», на папе — «папа», бабушках. Быстрее начнет вычленять из потока слова-значения?
Эх, воспитывала Мишу по принципу наших предков. Ну почти так. Мама так вообще нами не занималась, нас у неё трое, работала, старшая сестра до 8 лет в деревне воспитывалась, бабушке тоже было некогда огород 25 соток, работа в колхозе, все заботы о сестре взвалили на старенькую прабабушку. Заговорили, кстати, к полутора годам все.??♀️
А с сыном не так. Вроде и весь день с ним проводила, читала, показывала, рассказывала, в толку мало. Теперь думаю, нужно было больше соответствующей литературы читать. Сынок всё понимает, много чего знает, просьбы выполняет, а говорит плохо.....
Иногда посмотришь на некоторые семьи, где детьми вообще не занимаются, в силу социальных проблем, и никакого тебе отставания. ? Вот как это объяснить, Катюш?
Юленька, знаешь тут есть какой момент — генетика! Вот ее ничем не исправишь. Если у вас в роду есть поздноговорящие, Миша может унаследовать эту особенность. Обычно такие детки после 3 лет сразу предложениями нчинают говорить за несколько месяцев. Просто речевые зоны формируются поздно. У меня муж тоже с бабушкой оставался постоянно, мама работать уже к году вышла. Он все делал и все понимал, а заговорил после 3 лет. Зато сейчас рссудительный — боже упаси)))
Я знаю, что Миша у тебя сопровождает речью свои игры, все понимает — а это главные признаки того, что речь у вас пойдет, но с опозданием. Вы с мужем дома при Мише много беседуете? Необходимо, чтобы он слышал вашу с мужем речь как можно чаще.
А еще далее я напишу игры, многие и вам подойдут. Будет у вас время до 3 лет, а там уже придется к специалисту идти, возможно, ваша речь с другими факторами связана — родовыми травмами, гипоксией при родах пр.
Есть в роду поздноговорящие, это правда. И отец мой, и племянник, и брат троюродный. Последний к 5 годам только разговорился, племянник ближе к 4, отец так же где-то.
Но я и родовую травму не отметаю. Роды были стремительными, ребёнок в младенчестве беспокойным. Даже не знаю, что думать, время покажет. Муж проблемы не видит, договорились подождать до 3 лет. Я хоть сейчас уже готова бежать по врачам. ?
Кроме речи тебя ничего в поведении сына не напрягает, Юль?
Были моменты, что и напрягало. Но смотрю на других детей, они не менее странные, чем мой. ? Муж говорит, что я больная на всю голову, выискиваю то, чего нет. Дай-то Бог, если это так.
Племянник мой кстати, очень странным был, соседи шушукались, что дурачок наверное. После 4 заговорил. Из дефекта осталось только то, что картавит, но и это у нас в роду со стороны моего отца идёт. Сейчас ему 23 года. Парень что надо, в аэропорту работает инженером программного обеспечения, до этого в армии отслужил, девушек целая рота. ?
Нуу, мне кажется нет такой мамы, которая бы ни разу не сравнивала своего ребенка с другими? так вот ежели ничего больше не напрягает, то стоит подождать, тебе и врач скажет, заглянув в анамнез и расспросив о родственниках. У вас есть предпосылки к появлению поздней речи? а вот кстати, многие люди думают, раз не говорит после 3-4, значит — дурачок? а причин такому явлению на самом деле много. Ты держи меня в курсе Мишиных дел? и вообще, советую завести блокнот и записывать туда появление новых слов, слогов и звуков, чтобы посмотреть динамику)
Хорошо, так и сделаю, начну записывать. Самой мне эта мысль не приходила в голову. ? Спасибо за подсказку. ?
Сейчас поужинали, увидел ноутбук, показал на него пальцем и выдал впервые такую фразу: « Дай там ав». ? Это он Барбоскиных попросил включить. Сплошная несуразица. ?
Юль, дык, у вас фразовая речь есть!!)))) дело то не такое плачевное, как ты рассказывала? стараяся все такие предложения Миши озвучивать — переводить так, как он должен спросить, попросить, то есть давать шаблон. В данном примере обращаем внимание на замену ав-ав — словом собака. и еще спроси потом — «ты хочешь посмотреть мультик?» побуждай сказать — хочу или просто да. А после, включая, спроси мимоходом — «а кто смотреть то будет? Мама, папа? — побуждай сказать — »я"(сама покажи мишиной рукой на него самого и повтори — я буду").
Катюш, каждый день прошу его произносить по слогам. Повторяю постоянно. Отдельно слоги все воспроизводит, а вместе соединить не может. К примеру, ма-ши-на.
Но я радуюсь, любым мелочам. Постоянно мужу, по возвращению с работы, рассказываю о Мишиных успехах. Иногда ловлю себя на мысли, что выгляжу в эти моменты нелепо, сияю вся, эмоционирую, и много-много говорю. ?
Верю! И знаю, что это работа не одного дня и даже месяца. И ты тоде знай, Юль)) терпение и настойчивость — и все будет!?❤
Спасибо, Катюш, ты вселяешь надежду. ??
А я вот не могу разобраться с речью ребенка)))
На своем, тарабарском, он болтает без умолку. Но вот как считать слова у него непонятно) Например, папа, баба, дед говорит четко, пока-пока, привет он говорит «пиееее» и сопровождает это слово помахиванием руки)
Горячее — это у него го, сейчас гояе… Киска — чаще говорит ки или кика.
Черный — че, белый — би, синий — си, т.е. большее количество слов у него неполный, а именно первые буквы, либо наоборот последние.
Знает как говорят все животные, фигуры знает (основные — круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, звезда, полукруг), цвета (тоже основные — черный, белый, синий, зелёный, желтый, красный, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой) и все перечисленное может показать.
Я вот и не знаю в его возрасте это норма или подтормаживает чуток… ))))) Сыну сейчас 1,10, а 18 июля 2 года исполнится.
Постоянно с ним разговариваю, объясняю, показываю, книжки с картинками и надписями изучаем ежедневно, моторику развиваем (лепим, рисуем, с мелкими предметами играем и т.п.), на улице всегда все показываем, называем, вообщем, не оставляем без внимания ни один вопрос или даже звук)))
Вот смотрите, сын у вас понимает обращенную речь, болтает на своем и имеет в активном лексиконе набор слов, причем эти слова закреплены за опеделенными предметами, т.е. если он говорит на синий цвет «си», на привет «пиеее» и больше никак ( в смысле совершенно другого набора звуков не использует), значит, у вас идет активное освоение речи и никакой задержки нет. Из-за того, что фонематический слух только формируется, плюс пока возможности артикуляционного аппарата ограничены, сын использует упрощенный вариант — сокращает слова до 1-2 слогов илил произносит только ударный. Это норма в вашем возрасте. Эти сокращения можно считать за слова.
При таком подходе к речи ваш малыш — уверена на все сто! — уже к 2,5-3 годам будет говорить полные слова, разве что не выговаривать несколько звуков, которые по возрасту еще не сформированы (это шипящие Ш Ж Щ Ч, звуки Р и РЬ)
Вы молодцы, так держать!??
Спасибо большое, прям успокоили)))
Да, так и есть, все слова к конкретным предметам, людям, животным и т.п. относит)
Ох, прям гора с плеч) А-то все думала, что нужно обязательно полные слова считать, а таковых немного.
И не только вас успокоили)))так же))
По моим наблюдениям я не закрывала рот до полутора лет, постоянно говорила, показывала, рассказывала, объясняла, а в 1,9 уже сын заменил меня???теперь у нас в семье он говорун, болтает везде, в коляске песни поет и постоянно что-то рассказывает))Привык, что мы постоянно говорим?
Вооот, вы правильно понимаете суть развития речи — общение с ребенком! Эмоциональное, позитивное и продуктивное) у говорливых родителей и дети такие чаще всего?