Развитие речи от 1 до 2. Часть IV. Фонематический слух и правильное речевое дыхание

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это, попросту говоря, способность различать звуки родной речи. Он формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Без него ребенок не научится читать, не усвоит азы письма (умение определять последовательность звуков, первый-последний; умение определять наличие звука в слове, различать слова, например Лак-Рак, Крыша-Крыса и еще много чего)
Фонематический слух базируется на развитом слуховом внимании и памяти. Хорошо сформировавшийся фонематический слух – основа чистой речи. Вот почему так важно не коверкать слова при общении с ребёнком, называть предметы своими именами и в целом следить за своей речью.

Припоминаю последний случай из своей практики. Пришла ко мне на консультацию семья с проблемой – ребенок плохо говорит. Девочке уже исполнилось 3 года, у нее в активном словаре имелись простые слова, типа «мама», «папа», «дай» и пр, более сложные она говорила тоже, но искаженно, каверкала так, что даже и мне сложно было их понять и повторить. Понимали ее только родные, и то, потому что выучили или догадывались об их значении по ситуации. В беседе с родителями узнала, что папа и бабушка часто подражают языку девочке, вместо того, чтобы поправить и дать правильный речевой шаблон. Им было забавно слушать ее, а девочка, видя положительную реакцию со стороны взрослых, и рада была стараться. Скорее всего, папа просто не желал признавать, что дочка уже большая и общался с ней как с маленьким неразумным малышом.
А коррекционная работа с этой девочкой предстояла долгая, более полугода.

Итак, игры на развитие фонематического слуха:

1. Игра «Шумящие коробочки»
Ход игры: Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

2. Игра « Что как звучит»
Ход игры: Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат.
Более старший возраст: узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»


3. Игра «Угадай, что звучит»
Ход игры: Берем бубен, маракасы, бумагу, погремушку, дудочка, пакет и пр. Сначала знакомим с каждым предметом по отдельности, уточняем, какой звук получается при его использовании. Потом прячем два предмета под платочком, одним из них издаем звук, просим малыша подумать и показать, что звучало.

4. Игра « Где позвонили?»
Ход игры: Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук.
Более старший возраст: ребенок поворачивается и с закрытыми глазами рукой показывает направление. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

5. Игра «Угадай, кто говорит»
Ход игры: Прочитать сказку три медведя (теремок) на разные голоса, а затем ребёнок угадывает, чьим голосом говорит взрослый.

6. Игра «Быстро – медленно»
Ход игры: На быстрых хлопках ребёнок бежит, на медленных – идёт медленно.

7. Игра «Громко – тихо»
На громких хлопках ребёнок топает, на тихих — идёт.
Можно взять два инструмента, к примеру, колокольчик и бубен. На  колокольчик ребенок хлопает, на бубен — топает.

8. Игра «Кот и котёнок»
Ход игры: меняя тембр и высоту голоса, показываем, как мяукает котёнок (тихо, мягко, тонко) и взрослый кот (громко, сильно). Потом предлагаем ребенку отгадать, кто мяукнул.

У меня для этого упражнения приготовлены домашние животные:

Развитие речи от 1 до 2. Часть IV. Фонематический слух и правильное речевое дыхание

Заодно учим размер — «большой», «маленький» и кто чей детеныш. 


9. «Кто за дверью?»
Ход игры: Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Правильное речевое дыхание:
1. Активный вдох производится исключительно через нос.
2. Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.

Правильное речевое дыхание базируется на развитии неречевого (физиологического) дыхания, включает формирование длительного выдоха, глубокого вдоха.
Все люди произносят слова на выдохе. Но бывает так, что малыш начинает говорить на вдохе, что может привести к неприятным последствиям, например, заиканию.
На первых порах необходимо научить ребенка правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы.

Упражнения на развитие дыхания:

1. «Веселая песенка»

Предложите малышу спеть песенку, потяните гдасные: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У».

2. «Буря в стакане»

Предложите ребенку подуть через трубочку в стакан с водой

3. «Ветерок»
Предложите малышу через трубочку подуть на маленькие кусочки цветной бумаги

4. «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони. (можно с помощью трубочки)

5. «Одуванчик»
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик.

6. «Задуваем свечи»
Учим задувать свечку. Глубокий вдох носом и ровный сильный выдох ртом

7. «Кораблики»
Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше?

8. Свистульки, дудочки, мыльные пузыри, пёрышки, губные гармошки и прочая атрибутика только приветствуется! Ее можно купить в детских магазинах, в отделах «все для праздника»

Развитие речи от 1 до 2. Часть IV. Фонематический слух и правильное речевое дыхание


ГЛАВНОЕ не давать ребенку переутомляться. Одно упражнение можно повторять 3-5 раз подряд, не больше!

От себя еще добавлю, что мы с детьми освоили большую часть игр на развитие фонематического слуха и первые 4 упражнения на развитие дыхания. Остальные попробуем чуть позже, к 1,5 годам. Ну и 8 пункт в нашем списке тоже есть.

В следующей части поговорим о развитии артикуляционного аппарата😉


Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
9281316

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Новороссийск

Скажите пожалуйста вы в Инстограм есть ?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Екатерина, увы, нет меня там?

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва

Также сын иногда плохо воспринимает «я» или «е», «и» или «е». Я в речи всегда его поправляю. Может быть, какие-то можно поделать специальные игры и упражнения?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

В этой ситуации только делать упражнения на закрепление этих звуков, дифференциацию. Например, ,

И конечно, поправлять, что вы и делаете.

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва
Соланж 

Спасибо!

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
Дарья 

На здоровье, Дарья? это конечно общие упражнения и рекомендации, потому как ребенка я не видела, так-то все индивидуально подбирается, исходя из особенностей нарушения речи и самого ребенка. если вы занимаетесьс логопедом, просите задания на дом, они должны их вам давать

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва
Соланж 

Да, ребенка надо видеть. Уже отзанимались (в логопедической группе). Впереди школа.

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва

У нас есть всякие дудочки, сдуваем одуванчики и выдуваем мыльные пузыри от случая к случаю. Это все здорово, детям нравится и не требует больших усилий со стороны взрослого.

У меня много вопросов о логопедии, т.к. старшие дети — речевые. Вот сын, например, говорит иногда немного в нос, что можно с этим делать?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Молодцы, что тренируетесь))

Сын говорит в нос — гнусавит из-за того, что голос выходит в нос. Мускулатура мягкого нёба не в тонусе. Может проблема в зажатости гортани. Проблемы с носом и ли носоглоткой. Если вы посещали логопеда, то занете об этом. А упражнения есть, самые простые, это обычный зевок. Вы садитесь перед зеркалом и начинаете с ребенком зевать, вдыхать и выдыхать через рот. 5-7 раз зевнули, передохнули, потом опять зеваете, но уже добавляете звуки А, Э. То есть на выдохе будто бы выталкиваете их. Озвучиваете зевок. Можно стоя тренироваться, можно лежа на полу. Так желательно 3-5 минут упражняться.

Еще нужно обращать внимание сына на разницу в гнусавом голосе и нормальном. Чтобы он услышал себя со стороны (можно записать на аудио и дать послушать) Еще попробуйте дать ребенку понять, что вибрация в носу должна быть только на звуках М и Н. Это легко показать, просто зажимаете нос двумя пальцами и произносите разные звуки, в том числе М и Н (можно просто алфавит взять).


Пожаловаться
Дарья
Дарья
Дочка
11 лет
Малыш
6 лет
Москва
Соланж 

Спасибо большое! В саду было сделано многое, но кое-какие проблемы остались. Буду иметь в виду. Надеюсь, все оставшиеся дефекты со временем уйдут. Но все-таки неспециалисту, как я, трудно во всем этом разобраться.




Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Рязань

В заклалки, мы почти не использовали упражнения на слух. Хотя если честно, я в них узнала наши упражнения в универе (инфак). Тоже интонационные схемы рисовали и учились слышать иностранную речь от представителей разных возрастов и акцентов. Теперь понимаю, что я до этого этапа даже слова в русских песнях не сразу могла расслышать. В общем тот зачет мне дался нелегко, видимо у меня были с этим проблемы с детства, хотя речь ранняя: В 1,9 читала первые стишки по памяти, но с/ш и р правили мне в три года.

Обязательно включим в наши занятия! Спасибо!

У нас кстати племянник мужа тоже так слова коверкал. Кашу во рту поставили и массаж делали. Кажется это была только одна сторона монеты у диагноза(((

И хочу у вас помощи попросить! У нас есть проблема и тянется давно, дочка не всегда дует… В стакане у нас не буря, а через пять минут пустой стакан ? Да и с дудкой-погремушкой такая же беда. Она чуть дунет, а дальше в себя воздух тянет. Ватку мы в итоге рукой сбиваем со стола, или изо рта вытаскиваем ?

В общем, как нам воздух не втягивать в себя, а выдувать. Проблема длиться уже долго, а именно с самого начала.

А вот, протяжные оооо, уууу и аааа, мы выучили как часть стихотворения про плаксу. В нужных местах она тянет их со мной))) А песни у нас все: Ааааааа, так и тянет под мотив.

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Для изучения языка тоже правильная речь нужна, видать, база одна. Логопедия вообще со многими науками пересекается. Или они с ней. Рада, что узнали для себя что-то новое?

Насть, сразу хочу вас успокоить: ребенок не способен в этом возрасте на длительную воздушную струю.
Не всегда дует – то есть все же знает, что такое дуть и чаще всего у нее получается?
Может быть, у дочки нет большого интереса в этом занятии, значит, следует отложить его на месяц-другой. Возможно, память о неудачном опыт осталась.
Я своих сначала учила на простой дудочке дуть. Сил прилагать на ней практически не надо было, чтобы получился звук. Потом свистульки давала, дудучки-языки и пр. В трубочку учились дуть в нашем прозрачном стакане – из него пьем только мы с мужем, дети пьют из своих кружек. Вот в нашем стакане мы учились делать бурю. Чтобы у них не было ассоциаций, что воду в нем надо пить. И дуют они чуть-чуть, как я уже писала – в силу объема легких, выдувать сильно они не могут.
На занятиях я учила двухлеток дуть. Сначала мы отрабатывали вдох носом (упражнение «Нюхаем цветы» нюхали все, что вкусно пахло), потом дули на ладошки, тактильно ощущая выдох. Также отрабатывали умение вытягивать губы трубочкой, чуть вперед, чтобы струя была целенаправленной.
И параллельно пели песенки – тянули гласные (а, о, у, главным образом обратить вниманиена звук У). Соревновались с плюшевым мишкой, у кого песенка выйдет самой громкой, самой длинной, самой тихой. Самолет изображали. И начинали дуть перышки, задувать свечки, а потом уже дудочки брали, бури в стакане делали. Попробуйте поиграть в эти подготовительные упражнения. И если дочка идет в отказ – вернитесь к дутью попозже. У вас еще уйма времени на освоение этого навыка. Мы кстати дуем на ватку через трубочку, причем я эту трубочку держу, чтобы дети попадали по ватке (пока они сами координировать руки не могут).  Поддерживаю интерес?

Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Рязань
Соланж 

О спасибо))) многое подчеркнула для себя. Видать я сначала дала трудную задачу. Наша дуделка тяжелая была, и в итоге она выбивала звук втягивая воздух, ведь так легче и со стаканами я использовала любые((( А вот цветы она нюхает как раз выдыхая ? видать у нас тут путаница пошла) Будем работать!

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
Анастасия 

А, ну вот, причина — что дочка не испытала поначалу удовлетворения от занятия. Охота отбилась.

Удачи вам с дочей!?

Пожаловаться
Vika
Vika
Москва

вот у нас папа имеет привычку подражать словам сына, ему блин прикольно!?я сколько раз его отчитывала за это, вроде меньше стал так делать, правда я как попугай повторяю постоянно-не повторяй за ребенком! учи правильному произношению!

Пожаловаться
Vika
Vika
Москва

спасибо за статью, оч интересные задания)у нас кстати в семье еще два языка?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
Vika 

Ребенку повезло, при правильной подаче будет и понимать, и  говорить на обоих языках. У меня родня в Казахстане живет, там хоть местность такая, что большинство жителей на русском разговаривают, но казахский многие понимают на бытовом уровне, хоть и не говорят на нем

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск
? папы — они такие папы!
Пожаловаться
Vika
Vika
Москва
Соланж 

про пап точно?

Пожаловаться
Eka
Eka
Днепродзержинск

Спасибо! Много полезной информации. Будем стараться ее применить на практике.

Пожаловаться
МамаМиши
МамаМиши
Зеленоград

Спасибо, что пишешь всегда понятным, простому обывателю, языком, а не заумными словами. ? Много чего для себя подчеркнула, с чем-то уже сталкивались на деле.
Буду ждать следующей части. ??

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Ой, Юляш, отлично, что нравится! ?Я прямо стараюсь кратко и только по делу. Кто хочет в это углубится, сам найдет теорию в книгах или интернете, теории — пруд пруди. А нам нужна конкретика — игры, упражнения))?




Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Барнаул

Очередной пост в закладки)))

Спасибо большое!

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

Анастасия — на здоровье))?

Пожаловаться
Светлана
Светлана
Олеся
6 лет
Алматы

Очень полезный пост! Еще лет с 3 можно заниматься вокалом с преподавателем, хорошо влияет на дыхание, дикцию и артикуляцию.

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

О да, Света))) я некоторых своих учеников постарше посылала заниматься вокалом, когда ммы их спрашивали, куда лучше пойти учиться. Музыкой даже заикание лечат.

Пожаловаться
Happy
Happy
Фаина
5 лет
Заречный (Пензенская обл.)

С нами не занимались как мы говорить научились? Говорить то ладно. Мы жевали гудрон вместо жевачек и ели зерна акации а они ядовитые… Как мы выжили вообще?

Пожаловаться
Соланж
Соланж
Пепе
7 лет
Томск

При чем тут гудрон? Вообще не поняла смысла вашего комментария.