Интересно объясняет важную роль волшебных народных сказок в психологическом развитии ребёнка и формировании его личности автор М. Максимов в своей книге «Не только любовь».
На протяжении тысячелетий народы передают сказки детям из поколения в поколение…Значит, это не просто так и для чего-нибудь нужно…
По мнению автора, развитие личности происходит не постепенно, а скачками: нужно пройти положенные этапы, поднимаясь по ступенькам. Каждая ступенька «обслуживается» соответствующей сказкой, необходимой, чтобы забраться на следующую ступеньку.
Волшебные сказки необходимы для формирования здоровой психологически устойчивой личности.
В Индии очень внимательно относятся к внутренней, духовной жизни человека, поэтому сказка используется там как терапевтическое средство. Вот приходит больной к врачу. Врач выслушивает его жалобы и прописывает ему… сказку. Сиди и медитируй три месяца над индийской «Красной Шапочкой». А потом придёшь, и я тебе закрою бюллетень.
Бруно Беттельгейм (детский врач, 1,5 года находившийся в гитлеровских концлагерях и лечивший детей с психическими травмами) увидел, во-первых, что отношение ребёнка к соответствующей сказке помогает распознать природу полученной им в семье психической травмы, а во-вторых, и это самое главное, ребёнок, работая над сказкой, залечивает свои душевные раны. СКАЗКА ПОМОГАЕТ РЕБЁНКУ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СВОЕЙ ДУШЕ.
К тому же, каждый раз при прочтении сказки, в зависимости от возраста и состояния души, ребёнок извлекает из неё что-то особенное, нужное ему сейчас.
ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЧУВСТВ.
Взрослый умеет обуздывать свои инстинкты и примирять свои противоречивые чувства, у него есть чёткая граница между идеальным миром и реальным. Ребёнка же разрывают противоречия: любовь и ненависть, страх и жажда подвигов. Окружающий мир для него — это лес со злыми и добрыми духами, волками, лешими и жар-птицами. И чтобы навести порядок в этом хаосе чувств на помощь приходит сказка. В ней каждый страх можно представить себе в виде подходящего сказочного персонажа и в этих конкретных образах увидеть неуловимые движения своих чувств, проследить за их столкновением, понять их назначение и научиться ими управлять. Ребёнок начинает сам сочинять сказки, ставить нужных ему персонажей в самые невероятные, только что придуманные ситуации. Может проиграть в сказке то, что его волнует в данный момент, освоив таким образом стоящую перед ним проблему.
Нам, взрослым, тоже важно выговориться, когда нас что-то беспокоит. Нам важен сам процесс рассказывания. Мы облекаем в слова нечто аморфное и изменчивое, что нас сейчас беспокоит. И наводим, таким образом, порядок в своей душе.
Но детский интеллект ещё очень слаб, ребёнок не готов пока обсуждать, он может только играть с тем, что творится у него внутри. И сказка легко позволяет играть, потому что в ней нет полутонов: герой либо хороший, либо плохой. Поэтому ребёнку легко «наклеивать» на сказочных героев свои запутанные чувства. Сказочные герои выражают свои чувства действиями и поступками. Если страшно, он бежит, если горько – плачет. Чувство защищённости, тепла и сытости — это дом. Чувство покинутости, бессилия, страха — это лес. Личность героя трансформируется через смерть и второе рождение, появление из чрева животного, возрождения с помощью капель живой воды, очищения в котлах с кипящим молоком и так далее.
Сказочные превращения очень помогают ребёнку освоить противоречивые чувства, которые он испытывает одновременно к своей маме или отцу. Когда ребёнок воспринимает отца как соперника в борьбе за любовь матери, то естественно испытывает к нему ненависть и желание уничтожить. Но осознать ненависть к родному отцу очень страшно, ведь отец — защита и опора. Это раздвоение личности мучительно для ребёнка. Сказки же помогают в этом разобраться (отец и дракон, мать и мачеха и т.д.).
ПОДДЕРЖКА.
Очень часто герою помогают (решают за него невыполнимые задачи) волшебные предметы, волшебные животные или добрые волшебники. Ребёнку многое из того, что умеют делать взрослые, кажется фантастическими и невыполнимыми задачами. Он понимает, что без помощи взрослых не справится. И в сказке он тоже нуждается в поддержке, которую волшебные помощники как раз и оказывают.
Иванушка-дурачок — один из самых распространенных героев у всех народов. Детям нравится отождествлять себя с ним – самым младшим, самым глупым и самым беспомощным из всех братьев, потому что дети сами кажутся себе беспомощными. И то, что во всех сказках Иванушка-дурачок в конце концов всех побеждает, вселяет в ребёнка уверенность, что и он, когда вырастет, всё это сможет.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Сказочные короли – это люди, которым никто никогда не может ничего приказать. Ребёнок, находящийся под «натиском» родительской заботы и опеки, как раз и представляет себе взрослого таким «королём». И в сказке ребёнок черпает для себя уверенность, что хоть сейчас он и Иванушка-дурачок, но потом обязательно станет королем, хотя, может, и придётся на этом пути испытать много несчастий, и может быть, даже умереть и возродиться вновь королем.
Сказки — необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребёнок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос, знакомится там с разнообразными персонажами своей психики, осваивает эту информацию. А когда возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в том, что сможет справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Ребёнку важно иметь активное, хорошо развитое воображение, умение свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы этого добиться, ему нужно много сказок. Что значит, когда целый месяц каждый день ребёнок просит прочитать одну и ту же сказку? Это значит, что у него сейчас какая-то серьёзная проблема, рана в душе, и сказка для него — лекарство, заживляющее эту рану. Пока рана не заживает, сказка ему нужна.
https://www.baby.ru/blogs/post/609073958-181805786/
Блин, заставило задуматься, моя дочь просит почти каждый день красную шапочку прочитать.
В вашем возрасте Бармалея до дыр и что такое хорошо и что такое плохо, по сто раз
Кстати, Бармалей — авторская страшилка, не очень полезная для психики как раз… То есть, как я понимаю, детскую литературу лучше всего, конечно, всё-таки тщательно фильтровать, прежде чем читать, и возраст учитывать
Моя тоже любит очень Айболит, помимо красной шапочки, но её почему то именно перед сном просит и засыпает)
Слава богу) а то я уж переживать начала, так бы и не подумала ничего, просто нравится и хорошо, а тут вон что пишут
Фиг знает, что-то не задумывалась над Бармалеем, тоже любила Чуковского, всегда читали нам с братом его. Сейчас Дисней, коллекция стоит, Вольт, история игрушек, тачки, такие ему нравится. Ну и стабильно пока что такое хорошо и что такое плохо, вне конкуренции
Айболит в обеденный сон хорошо шел)
Русские народные сказки перестала читать, тк читаешь и глаза на лоб, то баба Яга на косточках катается, то звери друг друга жрут, жестокость присутствует. Не буду их читать, сказки Сутеева, да вообще выборочно читаю.
Я раньше так же считала)) Но перечитала много информации многих авторов о роли страшных детских сказок в психологическом развитии ребёнка и переосмыслила это вопрос, теперь считаю иначе
А каких авторов статей читали?
Хотя одно время читала, но сыну они не понравились, ему по душе Чуковский или Дисней.
Вообще, средний возраст для страшных сказок считается от 4-5 лет, это тот возраст, когда в психике зарождается экзистенциональный страх смерти и хорошо бы ребёнку помочь его прожить — страшные сказки как раз в этом помогают, но только не авторские, где присутствуют элементы реальности, а именно ВОЛШЕБНЫЕ НАРОДНЫЕ сказки. А Вашему сыну, раз они пока не интерены, то значит рано ещё, и хорошо, что не читаете пока — они ведь могут и навредить, если читать не по возрасту
Я тоже так подумала, что не хочет, не надо. Заинтересует, почитаю.
Спасибо!