Волшебные народные сказки с точки зрения психологии

Интересно объясняет важную роль волшебных народных сказок в психологическом развитии ребёнка и формировании его личности автор М. Максимов в своей книге «Не только любовь».

На протяжении тысячелетий народы передают сказки детям из поколения в поколение…Значит, это не просто так и для чего-нибудь нужно…
По мнению автора, развитие личности происходит не постепенно, а скачками: нужно пройти положенные этапы, поднимаясь по ступенькам. Каждая ступенька «обслуживается» соответствующей сказкой, необходимой, чтобы забраться на следующую ступеньку.
Волшебные сказки необходимы для формирования здоровой психологически устойчивой личности.
В Индии очень внимательно относятся к внутренней, духовной жизни человека, поэтому сказка используется там как терапевтическое средство. Вот приходит больной к врачу. Врач выслушивает его жалобы и прописывает ему… сказку. Сиди и медитируй три месяца над индийской «Красной Шапочкой». А потом придёшь, и я тебе закрою бюллетень.
Бруно Беттельгейм (детский врач, 1,5 года находившийся в гитлеровских концлагерях и лечивший детей с психическими травмами) увидел, во-первых, что отношение ребёнка к соответствующей сказке помогает распознать природу полученной им в семье психической травмы, а во-вторых, и это самое главное, ребёнок, работая над сказкой, залечивает свои душевные раны. СКАЗКА ПОМОГАЕТ РЕБЁНКУ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СВОЕЙ ДУШЕ.
К тому же, каждый раз при прочтении сказки, в зависимости от возраста и состояния души, ребёнок извлекает из неё что-то особенное, нужное ему сейчас.

ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЧУВСТВ.
Взрослый умеет обуздывать свои инстинкты и примирять свои противоречивые чувства, у него есть чёткая граница между идеальным миром и реальным. Ребёнка же разрывают противоречия: любовь и ненависть, страх и жажда подвигов. Окружающий мир для него — это лес со злыми и добрыми духами, волками, лешими и жар-птицами. И чтобы навести порядок в этом хаосе чувств на помощь приходит сказка. В ней каждый страх можно представить себе в виде подходящего сказочного персонажа и в этих конкретных образах увидеть неуловимые движения своих чувств, проследить за их столкновением, понять их назначение и научиться ими управлять. Ребёнок начинает сам сочинять сказки, ставить нужных ему персонажей в самые невероятные, только что придуманные ситуации. Может проиграть в сказке то, что его волнует в данный момент, освоив таким образом стоящую перед ним проблему.
Нам, взрослым, тоже важно выговориться, когда нас что-то беспокоит. Нам важен сам процесс рассказывания. Мы облекаем в слова нечто аморфное и изменчивое, что нас сейчас беспокоит. И наводим, таким образом, порядок в своей душе.
Но детский интеллект ещё очень слаб, ребёнок не готов пока обсуждать, он может только играть с тем, что творится у него внутри. И сказка легко позволяет играть, потому что в ней нет полутонов: герой либо хороший, либо плохой. Поэтому ребёнку легко «наклеивать» на сказочных героев свои запутанные чувства. Сказочные герои выражают свои чувства действиями и поступками. Если страшно, он бежит, если горько – плачет. Чувство защищённости, тепла и сытости — это дом. Чувство покинутости, бессилия, страха — это лес. Личность героя трансформируется через смерть и второе рождение, появление из чрева животного, возрождения с помощью капель живой воды, очищения в котлах с кипящим молоком и так далее.
Сказочные превращения очень помогают ребёнку освоить противоречивые чувства, которые он испытывает одновременно к своей маме или отцу. Когда ребёнок воспринимает отца как соперника в борьбе за любовь матери, то естественно испытывает к нему ненависть и желание уничтожить. Но осознать ненависть к родному отцу очень страшно, ведь отец — защита и опора. Это раздвоение личности мучительно для ребёнка. Сказки же помогают в этом разобраться (отец и дракон, мать и мачеха и т.д.).

ПОДДЕРЖКА.
Очень часто герою помогают (решают за него невыполнимые задачи) волшебные предметы, волшебные животные или добрые волшебники. Ребёнку многое из того, что умеют делать взрослые, кажется фантастическими и невыполнимыми задачами. Он понимает, что без помощи взрослых не справится. И в сказке он тоже нуждается в поддержке, которую волшебные помощники как раз и оказывают.
Иванушка-дурачок — один из самых распространенных героев у всех народов. Детям нравится отождествлять себя с ним – самым младшим, самым глупым и самым беспомощным из всех братьев, потому что дети сами кажутся себе беспомощными. И то, что во всех сказках Иванушка-дурачок в конце концов всех побеждает, вселяет в ребёнка уверенность, что и он, когда вырастет, всё это сможет.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Сказочные короли – это люди, которым никто никогда не может ничего приказать. Ребёнок, находящийся под «натиском» родительской заботы и опеки, как раз и представляет себе взрослого таким «королём». И в сказке ребёнок черпает для себя уверенность, что хоть сейчас он и Иванушка-дурачок, но потом обязательно станет королем, хотя, может, и придётся на этом пути испытать много несчастий, и может быть, даже умереть и возродиться вновь королем.

Сказки — необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребёнок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос, знакомится там с разнообразными персонажами своей психики, осваивает эту информацию. А когда возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в том, что сможет справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Ребёнку важно иметь активное, хорошо развитое воображение, умение свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы этого добиться, ему нужно много сказок. Что значит, когда целый месяц каждый день ребёнок просит прочитать одну и ту же сказку? Это значит, что у него сейчас какая-то серьёзная проблема, рана в душе, и сказка для него — лекарство, заживляющее эту рану. Пока рана не заживает, сказка ему нужна.  

https://www.baby.ru/blogs/post/609073958-181805786/


Анна
Анна
Челябинск
316975

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Lubov
Lubov
Дубна

Блин, заставило задуматься, моя дочь просит почти каждый день красную шапочку прочитать.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
У очень многих детей (если не у всех) рано или поздно начинаются такие «залипания» — как считают психологи, это норма, и надо читать, пока не иссякнет интерес)
Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород

В вашем возрасте Бармалея до дыр и что такое хорошо и что такое плохо, по сто раз

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Tutti Frutti 

Кстати, Бармалей — авторская страшилка, не очень полезная для психики как раз… То есть, как я понимаю, детскую литературу лучше всего, конечно, всё-таки тщательно фильтровать, прежде чем читать, и возраст учитывать

Пожаловаться
Lubov
Lubov
Дубна
Tutti Frutti 

Моя тоже любит очень Айболит, помимо красной шапочки, но её почему то именно перед сном просит и засыпает)

Пожаловаться
Lubov
Lubov
Дубна
Анна 

Слава богу) а то я уж переживать начала, так бы и не подумала ничего, просто нравится и хорошо, а тут вон что пишут

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Анна 

Фиг знает, что-то не задумывалась над Бармалеем, тоже любила Чуковского, всегда читали нам с братом его. Сейчас Дисней, коллекция стоит, Вольт, история игрушек, тачки, такие ему нравится. Ну и стабильно пока что такое хорошо и что такое плохо, вне конкуренции

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Lubov 

Айболит в обеденный сон хорошо шел)

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород

Русские народные сказки перестала читать, тк читаешь и глаза на лоб, то баба Яга на косточках катается, то звери друг друга жрут, жестокость присутствует. Не буду их читать, сказки Сутеева, да вообще выборочно читаю.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Я раньше так же считала)) Но перечитала много информации многих авторов о роли страшных детских сказок в психологическом развитии ребёнка и переосмыслила это вопрос, теперь считаю иначе

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Анна 

А каких авторов статей читали?

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Анна 

Хотя одно время читала, но сыну они не понравились, ему по душе Чуковский или Дисней.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Tutti Frutti 

Вообще, средний возраст для страшных сказок считается от 4-5 лет, это тот возраст, когда в психике зарождается экзистенциональный страх смерти и хорошо бы ребёнку помочь его прожить — страшные сказки как раз в этом помогают, но только не авторские, где присутствуют элементы реальности, а именно ВОЛШЕБНЫЕ НАРОДНЫЕ сказки. А Вашему сыну, раз они пока не интерены, то значит рано ещё, и хорошо, что не читаете пока — они ведь могут и навредить, если читать не по возрасту

Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Анна 

Я тоже так подумала, что не хочет, не надо. Заинтересует, почитаю.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Tutti Frutti 
Кроме книги Максимова  — вот тут я писала про мнения других авторов https://www.baby.ru/blogs/post/609387601-181805786/
Пожаловаться
Tutti Frutti
Tutti Frutti
Арина
5 лет
Нижний Новгород
Анна 

Спасибо!