Отрывок из книги Максима Максимова «Не только любовь»
Сказку хорошо ребёнку не читать, а рассказывать. Во-первых, потому что тогда вы можете наблюдать за тем, как он слушает сказку. Во-вторых, это получается как бы совместное путешествие в мир сказки. Ребёнку важно сознавать, что вы поддерживаете и одобряете эти его отлучки в сказочный мир, считаете это нормальным, здоровым поведением.
К сожалению, в наш просвещённый век просвещённые родители считают, что ребёнку нужно предоставлять только ту, информацию, которая бы готовила его к взрослой, реальной, материальной жизни, а всё остальное — пережитки прошлого, предрассудки, бабушкины выдумки. Мне же кажется, что волшебные сказки, которые рассказывают нам наши бабушки, формируют устройство детской души, а это устройство очень мало зависит от государственного устройства и от прочих взрослых, так важных для нас вещей. Но для некоторых родителей все сказочные события и атрибуты — из реальной жизни. И часто из самых лучших чувств они стараются защитить ребёнка от всех тех ужасов, которые творятся в сказках. В сказках действительно кровь льётся рекой, процветает каннибализм и бесчеловечная жестокость. В сказках всё время кто-то кого-то ест или готовится съесть. Сказочных негодяев казнят с изощрённым садизмом. Но всё это — в сказочном мире, где каждое событие имеет волшебный смысл. Для взрослого поедание поросёнка — это пищеварительный процесс. А для ребёнка — это чудесное превращение. Для взрослого бросание в яму со змеями — это нарушение прав человека. А для ребёнка — уверенность в том, что зло уничтожено. Для ребёнка важна не только вера в справедливое устройство мира, где зло наказывается, а добро торжествует. Важно также знать, что зло уничтожено навсегда.
Кстати, не очень просто отвечать на вопрос, который часто задают дети: «Скажи, а на свете существуют Баба Яга, дракон и так далее?» С одной стороны, ясно, что существуют, иначе сказка потеряла бы всякий смысл. С другой стороны, ребёнок должен быть уверен в том, что, выйдя завтра погулять, он не встретит на улице дракона. Так как же? Существует или не существует? Очень важное правило — не объяснять ребёнку всего того, что мы сейчас с вами обсуждаем. Глубинный смысл сказки должен оставаться скрытым от ребёнка. Сила сказки в том, что она действует непосредственно на подсознание. Если мы попытаемся перенести её на сознательный уровень, то получится нелепость и бессмыслица. Сказка умрёт. Это правило — часть более общего правила, которого необходимо придерживаться и во взрослой жизни: нельзя залезать в душу другого человека, даже самого близкого. Если по каким-то причинам вы проникли в механизм его душевных движений, не следует раскрывать ваше знание. Внутренний мир ребёнка должен быть огражден от посягательства взрослых.
Другая опасность — самодеятельное творчество родителей, исправления и добавления, которые взрослые вносят в сказку, желая её разнообразить или осовременить. Один папа, которому надоело бесконечно повторять одну и ту же сказку своему сыну, стал вводить в неё предметы и персонажи из реального мира. В сказке рядом с волками, волшебными палочками и драконами появились троллейбусы, светофоры и милиционеры. В результате сын чуть было не попал в школу для детей с психическими травмами. Троллейбусы и милиционеры переместили действие сказки в наш реальный настоящий мир. Одно дело, когда тебя едят в сказке, и ты точно знаешь, что к концу сказки зло будет уничтожено, и ты сможешь спокойно вернуться домой. Другое дело, когда ты выходишь на улицу, а из-за угла на тебя может выскочить дракон. И такие страхи поджидают тебя в твоём родном дворе, за каждым поворотом твоей родной улицы. Именно поэтому сказка всегда начинается с одного из стандартных сказочных зачинов: «В некотором царстве, в тридевятом государстве...», «Было это так давно, когда звери разговаривали» и так далее. Это как бы ворота в сказочный мир. Пройдя их, ты точно знаешь, что попал в сказочный мир.
Да у русских-народных сказок не бывает авторов, думала все это знают((( Так и пишут к примеру Курочка ряба — русская народная сказка. У нас большая библиотека у родителей и есть много книги детских в том числе. А кровавые сказки я не покупаю.
Мы такие не покупаем.
вот мне теперь стало интересно, а где же брать сказки вообще без всяких обработок? У вас, получается, дома есть старые издания времён ваших родителей? А современные подобные, похоже, и не выпускают и не продают нигде? надо поискать хоть в интернете...
Не знаю даже где брать. Просто ищите русские народные без авторов, и то не факт. Сейчас ведь главное у издателей не смысл донести, а продажи сделать, так что тут надо постараться. Или еще в Библиотеку обратитесь, скажите что вам интересны сказки народов мира и русские народные, в зданиях до 1970х годов, может в библиотеках есть такие, только часто там нет или мало картинок.
Точно, надо в библиотеку сходить) спасибо за идею)
интересно, Ань. спасибо. Алину тянет сейчас на всякие страсти)
Интересно. Маленькому тоже не рассказывала страсти и Колобок домой убегал и извлекал урок из того что удрал без спросу в темный лес, маленький и один))) Ну так мой спрашивает уже давно, придумываю что-то, а если не могу, он сам придумывает))) А еще в русских народных сказках злодею (волку, лисе) например одевают ведро на голову, в драке и тот уже не может на них нападать, герои идут своей дорогой, не заботясь что там со злодеем — на Волю Божью, а злодей например падает в воду, или с горы и т.п. Ну кощею иглу ломают или еще что-то знаковое. Напрямую злодеев не убивают, как в сказках других народов.
Интересно… про ведро пока не попадалось, мы сейчас потихоньку сказки из афанасьева читаем, про животных )
Это я про русские-народные. Не только ведро, но вообще специально никто злодеев не убивает, они сами от своего злодейства получают по заслугам.
Странно… я часто встречала в некоторых сказках Афанасьева, что лису именно убивали за её подлянки либо собаки разрывали
Ну это уже автор придумал, а не народ. Я пишу про НАРОДНЫЕ сказки.
Интересно… а каких авторов-составителей без обработки вы читаете?
Эти вопросы лучше задайте самому Афанасьеву, я не знаю какую цель он преследовал.
Не было. Таких как в Евпропе, Азии, Африке и Америках не было. Если были расскажите, источники исторические, а не вымысел писателя.
))) вряд ли мне это удастся)) хорошо, задам вопрос по-другому: а на основании чего вы утверждаете, что он именно придумал, а не написал как есть? Может есть какая-то литература на эту тему? Мне было бы интересно почитать… Или это просто ваши личные доводы?
Ну и я не знаю для чего, так же как и вы))) а у автора нет возможности спросить, так что будем уповать на своё внутреннее чувство.
Вот у русских и не было таких обрядов никогда. А пытаются культивировать что наших предков сняли с дерева европейцы, когда пришли проповедовать Кирилл и Мефодий. Но летописи содержат их записи, где они уже удивлялись, что у нас все это уже было и дивились на нашу науку, культуру и чистоту как внутреннюю, так и внешнюю. Но уже много веков спустя немцы писали в своих хрониках что мы быдло и нуждаемся в управлении из вне. А историю русскую стали коверкать европейцы со времён Петра 1, т.е. при Петре они себе этого не позволяли, но он их очень повожал, как людей кропотливых и исполнительных в науках технических, но не более того, и когда Петра не стало, они придворные свои посты удержали всеми правдами и не правдами. А во времена Ломоносова, когда правила императрица Елизавета, дочь Петра, Ломоносов очень много интересного написал трудов именно по истории Руси, но когда он умер, уже Екатерина 2 приказала все опечатать и спрятать, для чего никто не знает, может чтобы его труды никому не попали, т.к. разобраться в них не всякий мог, а может и другие замыслы были у неё, но вот с тех пор немцы стали привирать историю России и Руси. Потом была жуткая мода на все Французская, мещане считали верхом совершенства говорить на французском и все французское, что тоже низвергло русскую культуру. Европа умеет себя хорошо пиарить (продавать), а мы нет. Но это и не нужно, нужно просто себя уважать))) Мы очень любим историю, особенно своего государства. ну и соответственно много читаем разных историков. Не все так конечно безоблачно было, но во всем коверканье истории явно торчат уши европейской культуры. Это очень на вскидку я написала, короче не получается, длиннее только сами узнавайте если появился интерес.
Вот об этом всём я услышала от своего мужа, он изучал этот вопрос и давно мне об этом говорит при каждом удобном случае… вот потихоньку начинаю разбираться… Именно поэтому, кстати, он с большим сомнением относится и к христианской религии, которую нам тоже навязали и поубивали миллионы людей из-за неё — якобы, у славян была своя религия
ну насчет религии тут тоже вопрос… у нас не совсем христианство, вернее другое нежели за границей, более терпимое и жалостливое и да я согласна, что много наносной жестокости которую вживляют и вживляли в нашу историю-сознание иноверцы.
Насчет убийства миллионов я тоже не соглашусь, скорее тут информация искажена для развития ненависти имеющейся веры и расшатывания моральных устоев (христианство забирают, а старославянскую веру то не дают), так как свидетелей нет, а если подумать то и тыщу лет назад миллион это много, но это как в сказке чем дальше тем страшнее. каких-то 100 лет назад из христианской руси сделали атеистов и для этого не потребовалось убить миллионы, да много, да жестоко но не миллионы точно.
А сказки в каждом районе свои при условии единства сюжета, мне про Протопея прапорщика рассказывал папа который слышал от деда и она отличается от книжного варианта, но в целом очень похожа.
Каждая статья?
Рада, что кому-то это тоже интересно!!! ))
Спасибо) Не поняла, что отвечать на вопрос, существуют или нет драконы и прочие?
Тоже не совсем поняла) я обычно, когда не знаю как ответить (или лень отвечать) переадресовываю вопрос дочке — она сама начинает отвечать и переключается… но моя пока вот таких вопросов не задавала, я пока страшные сказки ещё не читала ей
Я тоже так делаю)