О работе мозга ребёнка в момент просмотра видео

Что делает мозг ребёнка, если ребёнок действует с реальным объектом? Всё, сказанное ниже, относится целиком к дошкольному периоду, когда мышление полностью зависит от работы кинестетического канала.

1. Активно действует двигательный канал восприятия, «включающий» мышление.
2. Ребёнок совершает разнообразные действия, которые более полно формируют образ объекта (в том числе и визуальный).
3. Когда ребёнок вновь берёт тот же предмет, он совершает с ним иные действия (точно так же, как нет двух идентичных предметов в природе, так и ребёнок не может совершать полностью идентичные действия, даже если внешне они нам кажутся таковыми — он же не заводная кукла!). То есть, изменились действия — изменилось восприятие предмета — мозг получил новую информацию о существующем у него в хранилище образе. Что делает мозг? Заносит новую «запись», и соотносит её со старой. То есть, анализирует, сравнивает, сопоставляет. Развивается, одним словом — интенсивно обрабатывает информацию.
4. Ребёнок находит какое-то новое применение знакомому предмету — мозг получает новую связь между этим сохраненным образом и новой функцией. Каждый раз, возобновляя действия с предметом, ребёнок получает новые связи. Тем самым мозг приучается к интенсивной обработке информации.

Напомню, что развитие мозга оценивается не по тому, сколько образов он успел сохранить — это не жёсткий диск. Работа мозга оценивается по тому, сколько он успел построить связей между объектами. Могут быть два объекта с десятком связей между ними, и могут быть десять объектов с полным отсутствием связей. Что лучше — подумайте сами.
Что делает мозг ребёнка, когда ребёнок смотрит телевизор (видео)?
1. Двигательный канал полностью выключен (даже если ребёнок во время просмотра мультиков скачет по дивану — этот двигательный канал в данный момент не участвует в исследовании объекта!). Соответственно, основная информация, которая и «заводит» все нужные мыслительные операции, отсутствует.
2. Мозг получает интенсивные атаки визуального канала, не подкреплённые основной для него кинестетикой. Обрабатывать информацию нечем, визуальный образ, довольно бедный, складывается без всякой обработки и сопоставления.
3. Повторный просмотр. Снова — сильная атака на визуальный канал, который, бедняжка, захлёбывается без поддержки кинестетического. Те же образы снова складываются в память, без анализа — анализировать их: а) — нечем (двигательный канал не в деле), и б) — незачем, они идентичны. Соответственно, мозг потихоньку учится работать в пол-силы, особо не напрягаясь и уж тем более — не заводить всю эту кутерьму с анализом, синтезом и прочими. Что получается в итоге: развивается механическая память, повреждается связь между двигательным и визуальным каналами (двигательный первичен в обработке информации, а здесь всё наоборот), что плохо влияет на развитие мышления в целом.

В раннем детстве (1-3 года) запускаются очень важные механизмы, это проекция на будущую работу мозга. Мы же не думаем, что развитие ребёнка «выключается» на время просмотра мультиков? «Десять минут в день добрых хороших мультиков» — это несколько десятков тысяч необработанных непроанализированных визуальных образов, наспех разложенных в памяти и «отставка» мозга. Это примерно так: у вас есть роскошный мультифункциональный кухонный комбайн. В нём очень много операций. Но чтобы он работал, его нужно включить в розетку. Вы его не включили в сеть, но требовательно нажимаете кнопки. Точно так же чувствует себя мозг, когда у него отнимают главный источник информации — двигательный канал, и требуют от него какого-то «мышления», которому уже не от чего «питаться». Это учит мозг пассивному приёму информации, но ни в коем случае не обработке! И уж тем более — не созданию связей между полученными объектами (эти связи не на чем основывать).

М. Озерова

Ещё статьи о развитии детского восприятия 


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Giraffe Lee

Отличная статья! Как раз таки все очень кратко и доходчиво.

У нас с мужем периодически конфликты на этой почве( Он считает, что мультики не вредят и можно их много, я же пытаюсь ограничивать. Тем более уже год как очки заработали (глаз косить стал у дочки), врач тоже сказала ограничить, а муж твердит, что это у них старые советские нормы(((

Пожаловаться

Возмущается обычно и доказывают обратное только родители, чьи дети смотрят мультики, потому что чьи не смотрят им и доказывать ничего не нужно и так все видят

Пожаловаться
Анна
БогиняПлодородия 

Ну вообще да, это как-то достаточно очевидно всё… что тут доказывать ещё

Пожаловаться
Анна 

А ещё их дети обычно «не любят книжки»)

Пожаловаться
Анастасия

Аня, у вас дочка смотрит мультики?

Пожаловаться
Анна
Анастасия 

Очень редко и мало, лет с 3-х

Пожаловаться
irinkus

когда моя бабушка была маленькой ей запрещали много читать:P

Пожаловаться
Анна
irinkus 

и правильно делали :))

Пожаловаться
Ангелина

что значит «плохо влияет на развитие мышления»?)) как проявляется это «плохо»?
Я очень не люблю подобные статьи: пара научных фактов+вода+общие стращающие фразы.
И никаких примеров, никаких пруфоф и т.д.
Лично я задержки в развитии никакой не заметила. Обычный ребенок. Ещё смышленей взрослых некоторых

Пожаловаться
Анна
Ангелина 

развивается механическая память, в остальном мозг привыкает работать в пол силу, например, ребёнок может неплохо налету схватывать информацию, т.е. готовую информацию, уже кем-то переработанную, но в сфере изобретения, генерации чего-то принципиально уникального своего у него трудности - я так это понимаю

Предыдущая статья
О развитии детского восприятия
Следующая статья
О восприятии текста детьми