Когда я еще была совсем неопытной мамой, и смотрела всякие там методики «раннего развития», видела такую игру для изучения цветов — группирование разных предметов по цветам).
С тех пор прошло много времени, моя картина мира и взгляды на воспитание и особенно «раннее» развитие сильно изменились, я и забыла об этом занятии.
А тут я приболела, младшая дочь уснула, старшая видя мое состояние играет сама по себе).
И играет как раз в группировку по цветам! Я никогда с ней не занималась по таким методикам, не показывала таких примеров даже)). Она сама захотела)). Бегает, ищет по всему дому игрушки определенных цветов, и раскладывает на кучки по дивану!!)
Ей завтра 3,8 исполнится).В принципе ради вот таких моментов я и отказалась в свое время от «раннего развития»!:)
Так приятно наблюдать как развивается и растет ребенок сам, познавая мир, прослеживая взимосвязи! Как развивается ее логическое мышление).
Пишу этот пост, дочь показывает мне на очередную кучку:
— Мама, смотри, это голубой кубик! И голубое одеялко для куклы!
— Да, — отвечаю я почти шепотом — голос пропал.
— Мама ты говоришь тихо. Говори громче! Я вот говорю громко, папа говорит громко, Ляля говорит громко, а ты тихо!
Я, погруженная в мысли о развитии и его сроках мысленно ставлю еще одну галочку, рядом с умением группировать по цветам — умеет сравнивать свойства предметов или людей)) не только по цветам, но и другим признакам!)
Конечно, в самой по себе игре на группировку по цветам нет ничего удивительного, так же как и в умении сравнивать по разным признакам — но до чего мне важно, что она сама придумала эту игру! Я ее не учила, не рассказывала что она вообще существует, а Рада сама ее для себя сочинила).
Если бы был какой-то экзамен на «раннее развитие» — который нужно было бы сдавать к опреденному возрасту, мы бы его, уверена сдали).
Но вся штука в том, что нет никаких экзаменов, и нет никаких обязательных сроков в познании мира!
Более того, на мой взгляд, эти самые сроки приносят только вред. Что за необходимость в год знать цвета? Какой экзамен ребенку нужно будет сдать?) В какой жизненной ситации ему это знание пригодится?
В год мы их конечно и не учили. Примерно в два с небольшим, я решила что пора показать дочери основные цвета, во всяком случае проверить — интересна ли ей эта тема — оказалось, что она уже все их знает!) И сейчас в ее цветной картине мира прибавляются новые цвета, и она сама прекрасно их различает, что и в голову не приходит ее этому учить).
Как здорово наблюдать все это! Для меня эта ее жажда знаний самая большая драгоценность!
И я обещаю себе каждый раз, когда вижу подобное самостоятельное решение моих детей — не вмешиваться в этот тонкий процесс развития, не мешать, не пытаться завалить ребенка своим опытом и знаниями о мире — гораздо ценнее чтобы мои дети сами изучили этот мир! Сами научились прослеживать взаимосвязи и научилисьэтот мир понимать — в будущем им эти умения ох как пригодятся!)
Я тоже не наседаю на ребёнка. И это правильно! Всему свое время!
Полностью согласна. Мы например никогда не собирали пирамидку, она была, был мелкий потерял всё, но сейчас скажи и он соберет всё, но на какой черт мне в год его этому учить, для чего? а то где не прочитаешь, ребенок должен в год то то и то. Время придет и всему научится.
у меня дочь сама все изучает, а вот сын ничего не хочет =) даже говориь до сих пор не хочет. Дочка уже умножением увлекается… видимо в садике научили… приходит ко мне и спрашивает, а ты знаешь, сколько будет 4 доли по 7? 28! Или вот еще про оттенки и цвета. я в этом вообще не сильна… для меня или желтый или коричневый. а на днях мне дочь заявляет, это ОХРА, а не желтый =))) Дети разные даже в одной семье. Ваше воспитание достойно похвалы! Но и ваше терпение и спокойствие тоже. Я не умею быть всегда спокойной =)
Согласна, что надо наблюдать за ребёнком и позволять ему открывать мир. Самое главное, чтобы ребёнок не терял жажды познания. Я не занимаюсь ранним развитием, считаю, все само придет в свое время. Недавно сын начал интерес к буквам проявлять, я ему рассказывала Р — рысь, О — Оля, В — Вова, К — кран, ну и наподобие, а он взял, проассоциировал и запомнил штук 10, где видит, их называет)
Я в год вдруг начала сравнивать дочь с другими детьми. Расстраивалась в чем то. А потом как отпустило. Просто внутри меня что-то раз и щелкнуло. Ну почему моя дочь должна быть на кого-то в чем-то похожа. Она индивидуальность. Правда в развивающий центр я с ней целых три раза сходила. Ей там СКУЧНО было. Насте больше нравится на горках прыгать и бегать везде. Она все познает сама. Сама научилась вытряхивать игрушки из коробки и садится в неё как в машину, сама пирамидку собирать начала, просто села один раз и правильно сложила. Да, ребенку стоит показать раза два-три что-то, а потом забыть. Сама захочет — возьмет и поиграет. Все это раннее развитие нужно родителям, а не детям, я так считаю. Поэтому полностью согласна с Вами, Виктория. Дети играют в те игры, которые им интересны и тогда, когда придет их время, а не когда хотят родители. И каждая такая игра — уникальна, интересна и занимательна для малыша.
Я тут на днях учила сына (2 года) цветам, в игре, на кубиках. Я ему: это зелёный, это красный, это жёлтый. И спрашиваю: какой это, это? Он ничего не понимает, все путает. Уже не первый раз объясняю, но нет… Сижу и думаю: блин, а вдруг он не распознаёт их? Что делать?! Как проверить? В общем, задумалась, загрузилась, ничего вокруг не вижу… И тут голову опускаю, смотрю, а он достал из шкафа силиконовые формочки для кексов, а там 8 красных и 8 голубых и разложил их по цветам в 2 стопки, типа: успокойся, мама, я не дальтоник😄 Я: фух, Даня, камень с плеч упал😁
Какая молодец? я вот только недавно тоже думала об этой игре, чтоб дочке старшей показать))
Согласна с мыслью о том, что здорового ребенка не стоит подгонять в развитии. Как правило, это только вредит. Наша задача как родителей — помочь развиться, давая разъяснения по требованию ребенка. К каждой игре ребенок рано или поздно придет сам, причем сам придумает условия и методы решения ситуаций.
Мой вот только сейчас начинает ролевые игры, пока крайне примитивные. Зато додумался сам! Я очень горда и довольна: палка и машинка могут занять его на полчаса — палка становится сначала воротами, потом шлагбаумом, потом лежачим препятствием. Катает машинку туда-сюда: ворота открываются, ворота закрылись… скорее, машинка, ворота закрываются! И т.д :))
Удивляет, что многие родители считают, что если не учить, то ребёнок растёт «сам, как растение». Но я считаю подход «надо знать» вредным, и связан он со страхом отстать от других, с недоверием своему ребёнку. Однако, чтобы полностью ребёнку доверять все процессы постигания, надо быть полностью уверенной в здоровье малыша. Потому что, если малыш нуждается в коррекционной педагогике, то начинать применять именно систему стоит как можно раньше. Так как времени на адаптацию таким деткам надо в разы больше. Но я давно смирилась, что моя дочь намного умнее меня от природы, и моя задача ей не навредить, а помочь идти своим путём. И только она знает где этот путь. И все-таки, как педагог, скажу что родители очень часто не доверяют своим детям, не видя что ребёнок ушёл дальше их в мышлении настолько, что они его уже плохо понимают и считают «неправильным», волнуются. А перед ними чудо, но они слепы и не видят это чудо. Обидно...
Классная мысль, поддерживаю!
у нас изучение цветов было совсем иным. прям совсем-совсем. он подходил ко мне с чем-нибудь и спрашивал что за цвет. поэтому в его арсенале цвета пепельный, лиловый, сизый, багряный, индиго и прочая ересь, которую не знает обычный человек.
)))))) Я пока решила не вываливать на нее излишнюю информацию)). Но наверное уже можно такие интересные цвета выделять).
я не специально выёживалась, у меня это профессиональное
))) у меня тоже художественное образование есть) но я сдерживаюсь))
но тебе конечно сложнее) у тебя и работа с этим же связана)
А.у меня не профессиональное. Но я полумала, если я сейчас назову дочке фуксию розовым, салатовый зеленым итд, то ее представление уже сложится. Потом переучивать? Поэтому с 2 лет тоже называю разные нестандартные цвета?
Почему же вы так уверенны? Я, к примеру, посещая сад, да и что там, школу, не знала, что есть фуксия, ультрамарин, пурпурный, хаки и т.д. А сейчас вот знаю. Это я не к тому, что нужно упрощать понятия, но для ребёнка не всегда и усложнять обязательно.
Раньше все что окружало детей по стандарту было основных цветов. Тогда трудно было даже увидеть те, что вы описали? не то что назвать
В одной книге было написано то, с чем я согласна. Для ребенка одинаково трудно научиться кататься на роликах и ходить. Жто нам взрослым кажется что что то труднее. То де и о познаниях. Мозг ребенка как губка. Если он глтов это впитать, то впитает. Если нет, проигнорирует
Это понятно. Но суть комментария в другом. Ум человеческий гибок, а уж женский и подавно.
Это точно?
Ой дааа! Тоже не учу/учила своих деток. Как-то все у них само происходит. :)
Где-то что-то увидят, где-то что-то услышат — вот и начинают сами себя «учить». :)
И в этот момент главное в игровой форме помочь ему подойти к результату. ;)
Варюша благодаря мультикам уже знает устройство автомобиля! Очень много из мультиков черпает. Я за ненавязчивое обучение и самопознание.
Мы с Егоркой ходим в центр «Семья». Там постоянно проводят занятия на изучение цветов, и учат нас заниматься с детьми дома. А я специально не занимаюсь. Ну если в мозаику, кубики, конструктор играем, называю цвета, конечно. И когда все сидят и повторяют за психологами, Егор бегает по кабинету, кружится, танцует. Психолог все думает, как бы его включить. а то многие уже показывают цвета, а он еще нет. Но я вот тоже думаю, что все это заморочки. Главное, что ребенку нравятся занятия — не просто же так он танцует )))