О роли настольных игр.

Автор — Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.

Настольные игры относятся к играм с правилами, период игр по правилам обычно начинается примерно к 6 годам.

В старшем дошкольном возрасте (5-7) лет детей привлекают игры с определенными заданными условиями, взятая роль диктует свои правила поведения. Это даже показатель нормального психического развития и готовности к учебной деятельности.

Про игры с правилами и особенности их восприятия:

«Игра с правилами в дошкольном возрасте», авторы Короткова Н.А. Михайленко Н.Я.

«Мы считаем, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующий появление учебной мотивации.

Учебная мотивация определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности — учёбу. Этот тип ведущей деятельности возникает, когда отживает предыдущий — игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка-дошкольника.

К моменту кризиса семи лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это, вероятно, тем, что (как отмечал еще Л.С. Выготский) процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила.

Если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.

Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учебной деятельности».

В переводе на человеческий язык — если ребенок в дошкольном возрасте недоиграл, страдает его развитие и учебная деятельность. Желательно пройти весь путь от простого манипулирования предметами до сложных игр с правилами (о развитии игры и ее особенностях можно почитать у Д.Эльконина).

При всем том, что настольные игры очень развивают и сплачивают с родителями, для маленького ребенка (раннее детство — дошкольный возраст) очень важно больше двигаться, нежели смирно сидеть с настольной игрой. Поэтому задаваться целью непременно срочно обучить двухлетку настольным играм — лишнее. Их время обязательно придет, не надо торопиться.

Кроме того, для ребенка очень важно научиться переживать проигрыш. Но у маленьких деток эмоции неустойчивы, к тому же ребенок в раннем детстве эгоцентричен (и не может смириться с чужим выигрышем), поэтому настольная игра не будет ему так полезна, как старшему ребенку, уж лучше немножко подождать — в раннем детстве надо успеть исследовать мир, а не играть в шахматы! Потому что в настольные игры никогда не поздно начать играть, а такая восприимчивость, как в раннем детстве, потом улетучится, поэтому лучше отдавать время тому, что актуально именно сейчас. И, как всегда, не нужно говорить «а вот я в этом возрасте!..», потому что это не вы, а ваш ребенок, и он совершенно не обязан развиваться, копируя ваше детство.

По поводу научиться переживать проигрыш. Для этого нужно играть в эти самые игры тогда, когда ребёнок может справиться с позицией побеждённого :) То есть, если ребёнок слишком сильно переживает проигрыши, лучше пока повременить. Если это уже большой ребенок (старше 7), и при этом каждый проигрыш заканчивается «плачевно» во всех смыслах, тогда вопрос по общей системе воспитания. Это может быть вопрос самооценки (как и сильно завышенной, так и наоборот)

Как этому учатся — кто не умеет проигрывать, не умеет побеждать :) Обязательно, чтобы ребёнок играл с более-менее равным противником (т.е., если дошкольник играет в шахматы только с папой-мастером спорта, тут может быть проблема :)). Если это не случайные проигрыши (так кубик выпал), а зависящие от решений самого ребёнка (сам сделал неправильные ходы), то помогать анализировать и учиться обходить те ситуации, на которых много «попадался». Авообще умение принять отрицательный результат и взрослым не мешает :)


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алекс

Спасибо, очень интересно!

Пожаловаться
Алекс

А вот про манипулятивные игры есть какая-нибудь информация? Потому что получается доиграть нужно успеть именно в них.
«Мы считаем, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам...» Я так понимаю, это игра, в которой правила устанавливает сам ребенок?

Пожаловаться
Анна
Алекс 

Манипулятивная игра — это простые манипуляции с предметами, без особой цели — ну что-то типа покатать машинку туда-сюда, кормить куклу… какое-то одно действие без особого сюжета. Эта игра с 1 до 3 лет. Потом, в период с 3 до 6 ребёнок постепенно начинает сам придумывать сюжеты и развивать их — не просто катать машинку, а отвозить кирпичи на стройку, ну что-то в этом духе. Ещё часто дети придумывают сюжеты на основе прочитанных сказок или просто бытовые ситуации из повседневной жизни семьи, или свои какие-то желания и ожидания проигрывают, или впечатления от какого-то события… А игры по правилам (после 6-ти) — это когда правила установлены как раз не самим ребёнком, а извне, по умолчанию, а ребёнок им подчиняется. Это или какие-то спортивные игры, командные игры или настольные, типа шахмат, шашек и т.п.

Подробнее пишет Д. Эльконин, у него, наверно, книга есть на эту тему, я сама не читала

Пожаловаться
Лелька
Анна 

А до 3-х ребенок играет без сюжета? ну допустим садит игрушки начинает готовить и кормить?

Пожаловаться
Анна
Лелька 

Мне кажется, с сюжетом. Просто без роли. То есть сюжет -то есть, но роль ребёнок как бы ещё не осознает для себя. Я не знаю, правильно это или нет, но я называю такие игры просто сюжетными.

Пожаловаться
Лелька
Анна 

Ок

Пожаловаться

На самом деле, даже большие мальчики, которым лет по 25-30 тоже не любят проигрывать. Наверное, с ними в детстве не играли в такие игры.

Пожаловаться
Анна
Italjanka 

Не знаю… может быть… но я всё же согласна с Мариной, тут уже скорее проблемы с самооценкой, а она формируется немного другими факторами

Пожаловаться

Может я не понимаю смысла, но мне кажется если кризис не наступает это же хорошо? Тогда почему автор пишет, что если не прошёл все стадии игры, то кризис не наблюдается, а дальше что нужно все проиграть?

Пожаловаться
Анна
БогиняПлодородия 

Да тут просто заумным языком научным написано)) я тоже сначала не поняла) Здесь слово «кризис» употребляется в позитивном ключе, как толчок к дальнейшему развитию. Ну или не толчок, а какой-то рубеж… ну что-то такое, в общем… Да, если не прошёл все стадии игры до 6-7 лет, то кризис в виде внутренней естественной мотивации к учёбе не наступает… как-то так, наверно

Пожаловаться
Анна 

Тогда ясно)

Пожаловаться
Катерина

Мы с нашей много играем в настолки, но проигрывать не умеет вообще. В основном поддаёмся и спорим с мужем до усеру, надо поддаваться или нет. Проигрывает с истериками дочка. 4,5 лет. Не знаю перерастёт когда-нибудь это или нет.

Пожаловаться
Анна
Катерина 

у меня есть знакомый мальчик, ему уже 13, а знакома я с ним с 7-ми — как в 7 лет не умел проигрывать, так и до сих пор болезненно реагирует, даже не знаю, перерастёт или нет...может, тут ещё и от воспитания что-то зависит, скорее всего...

Пожаловаться
Анна
Катерина 

О, вот, кстати, нашла ещё мнение по этому поводу самого автора — Озеровой

Чтобы научиться переживать проигрыш, нужно для этого играть в эти самые игры тогда, когда может справиться с позицией побежденного :) то есть, если ребенок слишком сильно переживает проигрыши, лучше пока повременить. если это уже большой ребенок (старше 7), и при этом каждый проигрыш заканчивается «плачевно» во всех смыслах, тогда вопрос по общей системе воспитания. это может быть вопрос самооценки (как и сильно завышенной, так и наоборот)
как этому учатся — кто не умеет проигрывать, не умеет побеждать :) обязательно, чтобы ребенок играл с более-менее равным противником (т.е., если дошкольник играет в шахматы только с папой-мастером спорта, тут может быть проблема :)). если это не случайные проигрыши (так кубик выпал), а зависящие от решений самого ребенка (сам сделал неправильные ходы), то помогать анализировать и учиться обходить те ситуации, на которых много «попадался». а вообще умение принять отрицательный результат и взрослым не мешает :)