В одной из соцсетей наткнулась. Очень, как по мне правильная статья...
Я довольно сложно отношусь к одаренности, если под этим термином понимать способности ребенка к какой-то творческой деятельности выше, чем в среднем по кварталу. Дело в том, что критерии одаренности очень размыты, а соблазнов «вырастить звезду» у родителей в нашей пораженной злокачественным нарциссизмом культуре выше крыши.
Да, действительно бывает так, что у малыша проявляется абсолютный музыкальный слух или способности к стихоплетству. Или она «балетного сложения». Или мальчишка почему-то складывает числа безо всякого обучения и напряжения. Ну и что? Неужели это повод обрекать ребенка на совершенно недетскую жизнь, с надсадной учебой, постоянными тренировками, выступлениями, соревнованиями?
Вы почитайте биографию Моцарта, которого всегда приводят в пример, как реализовавшегося вундеркинда. Это просто ужас, кошмар и «куда смотрит ювенальная юстиция?!». Причем папенька его, Леопольд, нисколечко не скрывал своих крайне честолюбивых и меркантильных планов. Да, писал он, маленький Вольфганг поправит мои карьерные и финансовые дела, раз уж Господь наделил его таким замечательным даром. И все мы помним, какую трагическую жизнь прожил этот маленький гений.
Не будем так высоко забираться, давайте посмотрим просто на детей вокруг, в которых родители и педагоги углядели какой-нибудь талант. С трех лет – расписание занятий, постоянная гонка, натаскивание на победу и рекорд, через «не могу», не обращая внимания на реальное самочувствие, их собственные желания и потребности возраста.
Потому что и родителям, и педагогам, очень лестно и притягательно находиться рядом со «звездой». Честно-честно, вы не представляете, какой это восторг: скромно опустив глаза и даже как бы сокрушаясь, говорить «ну, что делать, наградил бог талантливым ребенком, приходится соответствовать, а как же? На соревновании она же первое место легко взяла, значит, надо расти дальше».
У меня были в практике такие дети, много. Пианисты, гимнастки, математики, поэты. Обычно это дети с гиперчувствительностью, слегка не от мира сего, или слишком включенные в связь с матерью. Вот разве что художников с проблемами не встречала, похоже, им удается отрабатывать свои внутренние конфликты в творчестве. Ну и на сцену их не очень-то вытащишь, сидят себе в комнате, рисуют.
Так вот, о включенных матерях. В 100% случаев рядом с ребенком-вундеркиндом должен быть взрослый, который не реализовал свои амбиции. Иначе никакого вундеркинда не получится, а будет просто мальчик или девочка, который любит писать рассказы, рисовать картинки и двигаться под музыку.
И это правильно, это честно. Одно дело – отвести его в ближайшую к дому студию, чтобы ему там было интересно и весело, куда он сможет ходить сам лет с восьми, где друзья и безопасно, и совсем другое – погрузить его на много лет в жестко конкурентную среду, где постоянная борьба, интриги, страсти. Да, маме, особенно, если она сама принадлежит к демонстративному типу личности, в этом котле вариться только в удовольствие. Вся эта движуха с конкурсами, выступлениями, костюмами, и прочем – круто! И ощущения причастности к чему-то великому, важному, настоящему!
А что происходит с ребенком в это время? Если это не «девочка-колокольчик», вроде маленькой Наташи Королевой, то он, скорее всего, страдает. Одаренности чрезвычайно редко сопутствует истероидность, это свойство, скорее, шизоидных натур, предпочитающих уединение и сосредоточенное творчество любым социальным контактам.
Одну такую девочку я наблюдала с трех лет, с того злосчастного момента, как у нее обнаружили абсолютный слух. По нелепому и трагическому стечению обстоятельств в это же время у отца появилась вторая семья, и гордая мать девочки забрала ее «в никуда» и стала лепить из малышки звезду мировой величины.
Лучшая подготовительная группа по скрипке. Поступление в музыкальную школу при Консерватории. Дополнительные занятия с именитыми педагогами. Все это перемежалось проклятиями в адрес скотины-отца, постоянными причитаниями, что не на что жить (это как раз правда, потому что полноценно работать и растить гения невозможно), упрёками, что девочка мало и недостаточно усердно занимается.
Девочка занималась по восемь часов ежедневно. Ко мне ее привели с жалобами на энурез, «непонятными» тиками и слезливостью. 10-летняя девочка могла «внезапно» расплакаться. Еще мама очень раздраженно сетовала, что время от времени Маша себя калечит: то с эскалатора сверзится, то руку дверями прищемит, а это же ее главное богатство, то сотрясение мозга из школы принесет. Я настойчиво рекомендовала снижать нагрузку, мне так же настойчиво объясняли, что это никак невозможно, Маша должна заниматься, иначе… Картина грядущего оглушительного провала была настолько чудовищной, что ее совершенно невозможно было описать словами, приходилось драматически вздымать брови и плечи. Я прикидывалась невъезжающим лаптем и гнула свою линию: у ребенка депрессия, ее надо лечить, забрать из школы как минимум на год, она не тянет нагрузку.
Мама упорно отказывалась, тогда Маша расчесала на ноге комариный укус и загремела в больницу с обширным абсцессом аж на месяц. После чего была отправлена к бабушке, в крошечный городок в Приволжье, откуда, видимо, так рвалась в мир ее мать. За оставшиеся два летних месяца Маша поправилась, появились плюс-минус румяные щеки, блестящие глаза и нормальная детская улыбка. Энурез исчез, так же, как и тики. «Бабушка все время ходит за мной, то с молочком, то с компотом, то с оладушкой, днем спать заставляет, я целый день то на реке, то в лесу. К скрипке месяц вообще не прикасалась, как посмотрю на футляр – тошнит. А как тошнить перестало, начала немного играть», — рассказывала мне Маша перед школой.
Но маму было не остановить. Машу вернули в ЦМШ, опять начались экзамены-зачеты, крики и скандалы, все Машины симптомы тоже немедленно встали на законное место…
Она закончила ЦМШ, потом Консерваторию, потом аспирантуру при Консерватории. Играет в маленьких ансамблях, иногда выступает на конкурсах. Ее зарплата два года назад составляла – вы только не падайте! – полторы тысячи рублей в месяц. Со всеми выступлениями и подработками она выпиливает из скрипки примерно пятнадцать тысяч. Личной жизни нет, хотя девочка очень красивая. Живет с мамой и роялем. Ужасно печальная история.
Что мы видим в этой истории? Тяжелый, но очень характерный случай, когда ребенок становится «нарциссическим расширением» родителя, инструментом, для достижения целей матери, а не своих собственных.
Все, что хотела трехлетняя Маша – петь в хоре детские песенки, ходить в садик к подружкам, гостить летом у бабушки. В ее картине мира не было мировой сцены, света рампы, дорогих контрактов. Об этом грезила её мама, яркая, довольно эгоистичная, не слишком чуткая женщина, которая жила в уверенности, что мир ей сильно задолжал. Но своих талантов не хватило, чтобы пробиться на самый верх («Ведь я этого достойна!»), поэтому она присвоила дар дочери, стала его эксплуатировать в лучших традициях захватчиков и оккупантов. До полного истощения ресурса.
Не люблю я матерей-тигриц. Все время хочется сказать: «Уважаемая, иди-ка ты на работу. Там тебе и признание будет, и поле для интриг, и восхищение, и враги полноценные. Оставь ребенка в покое, дай пожить». Но работать – это тяжело, небезопасно, можно столкнуться с обесцениванием и провалом. Лепить из ребенка звезду гораздо проще, на первый взгляд. Только это все равно не заполняет пустоту внутри.
Катерина Демина
Одаренность...
Комментарии
Предыдущая статья
Активные и не безразличные пользователи Бэби.ру!!!
Следующая статья
Всем, кто болеет за Бэби.ру!!!
Актуальные посты
Да даже упорное раннее развитие детей попахивает нереализованными родительскими амбициями, а уж если обнаружились детские способности, а родитель не удовлетворён жизнью- бедный деть....
У моих все по желанию. Хочет буквы учить, хорошо помогу. Не хочет рисовать и раскрашивать до 4 лет и не надо. Пусть делает что нравится — на то оно и детство.
Вот только сейчас сына попробую отдать в спорт секцию и то, потому, что он сам хочет.
Дочка тоже уже просится, свожу, посмотрим. Будет танцевать, пусть танцует. Передумает так передумает.
Хорошая статья. Я с 7 лет занималась спортивным акробатическим рок-н-роллом. Да, было тяжело порой, тренировки выматывали, но никогда меня не тащили туда силком, это был только мой выбор. Иногда так болели ноги после соревнований, что мама предлагала уйти, но я не уходила. Ушла уже тогда, когда посчитала нужным. Мужа заставляли ходить на пианино, но в итоге вовремя отстали, хотя сейчас он рад, что умеет играть. Одноклассницу заставляли играть на балалайке, помню ее счастье, когда все закончилось :-)
Согласна. Хорошо написано.
Не всё так однозначно. У меня дочь гимнастка и ни разу я не заставляла её идти на тренировку, она рвётся сама. Более того, я знаю, что ребёнок у меня амбициозный, поэтому заранее готовлю её к тому, что всегда везде побеждать не получится, потому что я боюсь, что её десткая психика пострадает, если это произойдёт… Тем не менее, так как я вижу, что желание моего ребёнка соответствует её способностям, я буду её поддерживать в этом. Конечно, у нас в группе достаточно детей, которые ходят «из под палки», хотя и талантливые (менее способных уже отсеили), тут скорее всего я бы не стала водить, хотя знаю много случаев, когда осознанное желание тренироваться и любовь к какому-то виду спорта приходит уже когда постарше становится ребёнок
Позиция автора настолько отталкивает своей категоричностью и гордыней, что даже если и правильные вещи пишет — воспринимать тяжело.
Кроме неприкрытой ненависти к амбициозным матерям, растянутой на целую статью — ничего и нет.
Причем я вовсе не сторонница фанатизма в чем бы то ни было)
По отношению к ребенку, моя позиция чуть выше.
Как и что делают те родители что в статье — еще не известно. Автор видит только внешнюю сторону, то, что ей хочется, а не всю картину, причем выдавая свое субъективное мнение за истину.
Это и отталкивает. Судить — какие мы белые и пушистые, а те матери — ужасные… как-то не то, как по мне. У автора видимо эта тема какой-то личный интерес затрагивает, сквозит какая-то собственная обида.
А по теме — мое мнение — без дисциплины, целеустремленности вообще ничего не получится, в любой сфере. (не в той форме что описана, конечно) Конечно как воспитывать детей — сугубо лично дело каждого. Об этом вообще спорить или оценивать других как-то бессмысленно.
Это ваше мнение). У меня оно отлично).
о))), какое глубокое суждение).
При всем уважении — не надо мне рассказывать что именно и как я думаю). У вас свое мнение, у меня свое. Почему вас так зацепил мой комментарий?
Продолжать общение с вами мне не хочется). Всего доброго.
Да думайте что хотите. Не люблю подмены понятий, только и всего. И вам всего самого.
Мне эта тема близка, так как я сама учитель в музыкальной школе. Я закончила 2 школы, музыкальное училище, сейчас учусь в институте. Все, о чем тут говорится, я знаю не по наслышке. Я видела много одаренных ребят. Мне чаще всего попадались одаренные лодыри. Я много среди сокурсников таких встречала. Которые одарены от природы, но сами ничего не хотят. Их никто не пинает, они плывут по течению, имея огромный потенциал. Скажу по своему жизненному опыту: в школе у меня не наблюдалось прямо ярковыраженных дарований. Я хорошо училась по музыке, хороший слух, музыкальность, умение подать себя на сцене — это ещё предрасположенность, но не одаренность. В последнем классе я начала заниматься сольным пением. В хоре занятия не раскрывали мои индивидуальные данные. А тут соло. Я всегда отличалась сильным, крепким голосом. Здесь заметили мои выдающиеся вокальные данные и я поняла, что мой дар — это голос. Потому что какие-то способности имеются почти у любого человека, а у меня есть певческий голос, который даётся далеко не каждому. Певицей я не стала по многим причинам, хотя сейчас могла бы учиться не в педе, а в консерватории. Зато деток петь учу. К чему это я? Не всегда сразу можно разглядеть дар ребёнка (Я свой дар обнаружила в 15, а осознала только к 20), В этом ошибка родителей. Таскать в 5 кружков и что-то требовать не есть гуд. Я на работе с этим постоянно сталкиваюсь. Кстати, одаренность, талант и гениальность — это 3 разные категории. (Чтобы не путать ничего). Талантов я не встречала в своей жизни, а одаренных людей много. Гениев мы в большинстве знаем в лицо по фотографии или портрету)
Согласна, что надо смотреть на желание ребёнка. Меня в 2 года на танцы отдали. Я проходила туда год, по-моему. Хореография вообще не моё. Потом в школе в музыку мама отдала, хотя я в садике ненавидела музыкальные занятия, а в школе понравилось. Теперь я без этого жить не могу))) со мной было сразу понятно. Я терпеть не могла рисование, спорт и хореографию, поэтому у мамы не возникало желания туда меня везти и вообще я с детства поставила ситуацию так, что родители никогда за меня не решали куда мне идти и что делать. Советовать — да. Я только так добилась того, что хотела. Может дело ещё в характерах))) я была очень самостоятельная. Я не знаю что будет с моими детьми. Но тактику уже выработала для себя в голове. Сначала попробуем разные секции, будем смотреть что понравится, что лучше получится. Потом можно о других направлениях. Я у ребёнка уже заметила тягу к фортепиано. Почему бы и нет? Рихтера или Гилельса не обязательно делать. Можно, чтобы ребёнок для себя попробовал и выбрал, хочет ли он этим более углубленно заниматься. Если человек этим заболел, то он будет и 8 и 10 часов заниматься. Потому что он создаёт, он музицирует и т д.
?отличная статья!