О молитве

НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ МОЛИТЬСЯ? ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВЕННЫЙ ПОДВИГ?

Наверняка у каждого человека, слышавшего о молитве и стремящегося научиться истинному богообщению, возникал вопрос: «Как правильно молиться; как приблизить свою молитву к молитве церковной?» Прежде всего необходимо помнить, что молитвенный подвиг – это тяжелый труд, и для его успешного выполнения требуется то, что нужно при обычном осуществлении любого трудного задания – постоянство.

Для духовной жизни очень важно постоянство. Необходимо молиться не только тогда, когда душа под воздействием Божественной благодати сама ищет молитвы, не только тогда, когда слезы умиления сами льются из глаз. Надо заставлять себя молиться и тогда, когда совесть молчит, когда холодность и бесчувственность сковывают сердце, когда лень парализует все душевные силы, когда искусительный помысл шепчет: «Сейчас пойди отдохни, забудь на часок-другой о Боге, о ближних, о любви, а потом когда-нибудь вспомнишь. Когда будет благодатная легкость в душе, тогда и помолишься, а сейчас займись мирскими делами, окунись в суету, отдались от Бога».

Но почему-то к человеку, поддавшемуся на подобную уловку древнего змия и человекозавистника диавола, умиление и духовные порывы приходят все реже и реже, а значит, все реже и реже он молится, а значит, все реже и реже просит Божественной помощи, а значит, все реже и реже получает эту помощь, все дальше и дальше отдаляется от Бога, от счастья, от любви.

Именно поэтому необходимо заставлять себя перебарывать леность и холодность сердца и вставать на молитву. Такое самопринуждение к молитвенному деланию в аскетике носит наименование понуждения и является одним из основных аспектов подвига. Необходимо понуждать себя к молитве, и это понуждение должно носить ежедневный характер.

В идеале человек должен молиться постоянно, непрерывно, каждый вздох своей жизни растворяя обращением к Богу и согревая памятью о Нем. Но достичь этого крайне сложно, и отправной точкой на нелегком пути к такому идеалу является понуждение себя к ежедневной молитве утром и вечером.

Каждый, кто знаком с православным молитвословом, знает, что в нем помещены «Молитвы утренние» – т. е. те, которые необходимо прочитать утром, прежде всех дел, и «Молитвы на сон грядущим» – т. е. те, которые предназначены отходящим ко сну, вечерние молитвы.

Во время чтения утренних молитв мы благодарим Бога за то, что Он сподобил нас, пройдя поприще темной ночи, увидеть солнечный день, за то, что Он сохранил нас от всяких напастей в темное время суток, и испрашиваем Его благословение на наступающий день.

Во время вечерних молитв мы благодарим Господа за Его Божественную помощь в наших дневных делах и заботах и просим защиты и заступления в часы приближающейся ночи. Ежедневное чтение этих молитв составляет своеобразный молитвенный ритм подлинной христианской жизни, учит нас некоторое время собственного досуга уделять Богу и во многом определяет наше отношение к реальности. Каждый, кто понуждает себя к ежедневному предстоянию перед Богом, знает, насколько важна регулярная молитва и какие плоды она приносит.

Кроме утренних и вечерних молитв, которые являются, так сказать, обязательным молитвенным минимумом, существует еще огромное число молитвословий, могущих стать молитвенной канвой нашего общения со Творцом. К ним относятся как отдельные краткие молитвы, так и достаточно обширные церковные произведения – такие как акафисты и каноны. Использование таких гимнографических творений на домашней келейной молитве определяется духовными силами и личными возможностями человека, а также благословением духовника.

Сами по себе каноны и акафисты представляют собой многострофные гимны, посвященные Господу, Богородице или кому то из святых, и имеют определенную форму построения. Эти церковные произведения можно назвать «богословскими поэмами», потому что в поэтически развитую молитвенную форму облекается глубокое богословское содержание.

Обычно каноны и акафисты присоединяются к утренним и вечерним молитвам, становясь как бы дополнением к обязательному минимуму, но могут быть прочитаны на молитве и в течение дня. В таком случае, по традиции, они предваряются определенными начальными молитвословиями, которые настраивают душу человека на молитвенный лад и в богослужебных книгах носят наименование «Начало обычное». Именно этими молитвословиями начинаются и утренние, и вечерние молитвы, и большинство церковных служб.

Началом любой молитвы является возглас, прославляющий Бога. Если человек носит церковный сан и является священнослужителем Православной Церкви, то молитву, как и богослужения, он начинает древним возгласом, который берет свое начало из ветхозаветной традиции берахи: «Благословен Бог наш…» Если человек не входит в клир церковный, т. е. является обычным мирянином, он начинает свое молитвословие призыванием Имени Христа Спасителя и выражением собственного упования на молитвенную помощь всех святых – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Затем следует призывание благодати Святого Духа, Который есть Единым истинным подателем молитвы, – читается молитва Святому Духу «Царю Небесный». После этого в определенном порядке следуют несколько молитв, посвященных Пресвятой Троице. Они завершаются чтением молитвы молитв, которая, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, является «экстрактом Евангелия» – молитвы Господней «Отче наш».

Затем двенадцать раз читается самая краткая и простая, но одна из самых емких молитв – «Господи помилуй», завершаемая малым славословием и призывом к поклонению Богу. Эти молитвословия получили наименование «обычного начала» или «начальных молитв», после которых следуют уже другие молитвословия – акафисты, каноны, молитвы.

По традиции, зафиксированной в богослужебных книгах, перед началом акафиста или канона читается 50-ый псалом, псалом покаянный, рождающий в душе человека покаянные чувства, позволяющий преодолеть гордыню и избежать соблазнов духовной прелести.

Заканчиваются молитвы прославлением Пресвятой Богородицы словами молитвы «Достойно есть», малым славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» и троекратным «Господи, помилуй», после которой читается то же обращение к Богу, которым мы начинаем наши молитвословия – «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Протоиерей Андрей Николаиди


Наталия
1221414

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Людмила

Пожаловаться
Юляшка

Да! То, что надо статья!

Сын недавно удивил ) Был у нас день насыщенный. Вечером мы с мужем без сил совсем, а сын все бегает, а потом еще и отжиматься начал. Спрашиваю: «Сына, откуда у тебя столько сил?» Посмотрел на меня как на дурочку и говорит так снисходительно: " Так я у Боженьки попросил — он мне и дал" ))

Пожаловаться
Наталия
Юляшка 
о как! Устами младенца!!!
Пожаловаться
МаксиМама

Спасибо, Наташенька! Прекрасная статья!

Пожаловаться
Наталия
МаксиМама 
Пожаловаться
МаксиМама
Наталия 

С медовым спасом, Наташа!!!

О молитве
Пожаловаться
Наталия
МаксиМама 
Пожаловаться
Женька

Что-то я совсем распустилась, вот завтра пост начинается, надо брать себя в руки. Спасибо за статью, настраивает на нужный лад.

Пожаловаться
Наталия
Женька 
во славу Божию!
Пожаловаться
Татьяна

Пожаловаться
Наталия
Татьяна 
Пожаловаться
Еленка

Спасибо, Наташа! Акафисты — такое замечательное молитвословие, не раз замечала, что к концу прочтения акафиста душа поет🙂 столько раз там повторяется в молитве «радуйся».

Пожаловаться
Наталия
Еленка 
Пожаловаться
Мария

У меня бесконечная беда с утренним правилом(( я как подскакиваю и давай, то одно, то другое(( вечером заставляю себя

Пожаловаться
Наталия
Мария 
Пожаловаться
Viktoria
Мария 
Вот-вот, у меня то же самое. Еще и дочка постоянно тараторит. А если встану у икон, малыш пытается на меня залезть. Конечно, надо бы вставать на полчаса пораньше да спокойно молиться, но дети спят со мной и обычно, если я встаю, тоже просыпаются. Но это скорее вторая причина. Первая, конечно, лень. Стыдно сказать, читаю утренние молитвы, пока в душе моюсь, одеваюсь и кровать заправляю. Горе мне! Попробую в этот пост хоть чуть-чуть исправиться.
Пожаловаться
МамаКатя

А я, признаюсь, ленивая попа.
Мне легче прочитать акафист, чем заученное наизусть утреннее /вечернее правило.
В основном молимся с детьми по Серафимовскому правилу (+среди дня поем тропари или читаем акафисты)

Пожаловаться
Наталия
МамаКатя 
Пожаловаться
Наталья Стил

Пожаловаться
Наталия
Наталья Стил