ЕСЛИ ВЫ УЧИТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ: 5 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ

📚 ЕСЛИ ВЫ УЧИТЕ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ: 5 ВАЖНЫХ СОВЕТОВ ☝️️

🙈 Дети бегло читают, но не любят это делать?

🙈 Дети читают, но не понимают прочитанное?

🙈 Дети пишут безграмотно?

☝️️ Это основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются большинство родителей. Почему?

1. НЕ НАЧИНАЙТЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ С БУКВ АЛФАВИТА

Не стоит учить названия букв, как они звучат в алфавите, до того, как дети овладели чтением. Выучив названия букв «эр», «эм», «эф», дети никак не могут собрать воедино слово из знакомых букв. «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес». Непонятно почему эм+а+эм+а = мама? Знание букв не гарантирует успехи в чтении. Многие двухлетние дети способны выучить алфавит, но осмысленно начинают читать намного позже.Известный педагог Константин Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. «Не нужно быть большим психологом, – писал он, – чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».

2. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ АЛФАВИТ С ОПОРНЫМИ КАРТИНКАМИВы наверняка видели или вам дарили кубики и азбуки с иллюстрациями, которые обычно привязаны логически к первой букве. «Л» – лошадка, «С» – собачка, «Ш» – шуба. Азбуки, как правило, яркие и красочные. Они нравятся и малышам, и родителям. Но пользы от них никакой. Дети могут иметь совсем не те же ассоциации с картинкой, что художник. Тот же рисунок цапли на букву «Ц» ребенок может воспринять и запомнить как «птичка» или «аист». Научившись читать по опорным картинкам, малыш прочтет слово «ОСА» как «окунь, синица, аист». В некоторых азбуках, помимо картинок-ассоциаций, привязанных к первой букве слова, есть картинки на Ъ, Ы и Ь, которые стоят в середине и конце слова «вЪезд», «часЫ» и «якорЬ». Это совершенно может запутать малыша.

3. ОТЛОЖИТЕ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ И НА СКОРОСТЬ НА БУДУЩЕЕ

Странно, но по современным требованиям к качеству навыка чтения скорость чтения – это первый и главный критерий. И только на втором и третьем месте оценивается выразительность и безошибочность. А пониманию текста вообще отводится четвертое.
Вы читали ребенку вслух? Замечали, что в это время мы можем думать о чем угодно и даже не замечать, что в этот момент мы читаем? Причина в том, что озвучивание и осмысливание текста – это две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека.Был проведен такой эксперимент: взрослым предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети понимают еще меньше, чем взрослые.Если детей, которые только учатся читать, заставляют читать громко вслух, и акцент при этом делается на скорости, они учатся только озвучивать текст, а не понимать его. В этом случае, как говорит кандидат психологических наук, педагог Алексей Кушнир, ребенок вынужден возвращаться к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется неверный стереотип – обратное движение глаз (регрессия), сохраняющаяся на всю жизнь и сокращающая полезное время чтения.

4. НЕ УЧИТЕ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ «С ПЕЛЁНОК»
В последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Родители хотят, чтобы их малыш как можно раньше научился читать, считать, писать. Сейчас появилось множество методик, которые обещают родителям в короткие сроки научить ребенка «читать раньше, чем ходить», «читать с пеленок».Задайте себе вопрос: для чего вы хотите научить вашего трехлетнего карапуза чтению? Это тешит ваше самолюбие, вы думаете, что растите вундеркинда, вам приятно похвастать перед вашими друзьям и знакомыми? А теперь подумайте о вашем ребенке. Нужно ли это ему? Вы хотите, чтобы он умел механически складывать из букв и слогов слова или, чтобы он понимал прочитанное и полюбил чтение. Исследования последних лет показывают, что приобретенные в раннем возрасте умения читать не достаточны для успешного умственного развития и освоения ребенком в будущем школьной программы.Доктор психологических наук, профессор Елена Смирнова говорит о том, что родители просто не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. У каждого возраста стоят свои задачи. В 2-3 года основная потребность – познание окружающего мира через действия с предметами. Ребенка интересует многое: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы. Ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная. Активно формируется родная речь. Лучше дать ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

‼️ Оптимальный возраст для начала обучения чтению – 4 года. Об этом говорят известные авторы развивающих методик Сесиль Лупан, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Тамара Ломбина, Алексей Кушнир.


Лана
Лана
Эвелина
6 лет
Сочи
01603

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
СияющаяПустота
СияющаяПустота
Яська
9 лет

Не со всеми пунктами согласна: мой очень любил картинки к буквам, особенно наклейки. И знание алфавита никак не повлияло на обучение чтению. Просто надо сразу объяснять, что пишем мы буквы, а произносим звуки.