МИММИЛЬШТОЙ и ЦЫЦКАРИДЖА.
Результаты опроса старших школьников.
Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия.
Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный", «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т.д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».
О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).
Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»," нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».
Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю...», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.
Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то… не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь", «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — »Пахто"), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).
Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.
Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.
Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант", «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).
В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».
Наташа Романова
P.S. В начале октября буду проводить для родителей школьников бесплатный онлайн-марафон «Мой любимый школьник», в котором подниму различные важные вопросы на школьную тему. Скоро напишу все подробности.
Источник:
От себя: у куриц куриные дети. Работайте над собой. Всем добра!
Браво! Чудесная статься, хоть и пугающая!
Как учитель тоже сталкивалась с подобным: ученица в 14 лет выпучила на меня глаза, узнав, что 9 мая — День Победы. И тут же задала два вопроса: кто с кем воевал и кто победил в итоге. Я чуть со стула не упала.
Имхо незнание элементарных вещей — полная ответственность (провал) родителей.
что за курсы у вас проходят эти дети??
это не мои, это статья в ВК
а что за курсы? вы знаете?
«находя ошибку в тетради заставляли нас прописывать слово с ошибкой в толстой тетради по 3 строчки» прочла и прослезилась аж). интересно сейчас такие меры в ходу?
да у меня тоже самое было Оль, но правда не по инязу. Потому и прослезилась аж). вообще что не говори, а у совковых учителей были рабочие фишечки...
Не хочу верить, что это так. Совсем.
Муж пишет страшно безграмотно( я плакала в начале, когда его смс читала. И до сих пор проверяю его письма шибко важному руководству. Ибо язык, грамотность, языковое чутьё — не его конёк! Тире авторское. Я в курсе, что перед "не" его не ставят, но мне так больше нравится.
А тут на тебе, такие дебильные ответы…
Дааа да. При чем это все было и раньше, когда я в школу ходила. Сама брошенный ребенок осинки.
Ну, моя мама, тоже, кстати, не больно-то обращала внимания на то, как я расту, чем дышу, что читаю, о чём мечтаю.
Она вся была погружена в работу. В 20-00 прибегала, сумки в холодильник и за плиту. Поели, помыли посуду и спать. Всё.
Никогда В ЖИЗНИ со мной мама не сидела с уроками. Я даже не понимаю, когда кто-то пишет, что учит со своими детьми что-то :)
Для меня это из области удивлений.
Ну, маме ооочкнь сильно повезло с нами, детьми. Мы с братом были с 1 класса самостоятельными и ответственными. Знали, что за нас никто и ничего не сделает, всё на нашей совести. :)
И это большой плюс, что не стояли над нами. Хотя, может, потому и не стояли, потому что видели нашу ответственность. И на том успокаивались :))
Тоже самое, мама работала. Я очччень испортилась класса с 8-9, учеба меня не сильно волновала. Пара лет бунта прошло и само собой взялась за голову, без тюканья и наставлений.
С мелкой сижу, с большой по факту репетиторствую иняз, так еще и 12летняя засранка села на шею, ноги свесила… как же я хочу, чтобы в школе учили, ну хоть чуточку! Да, бескультурье идет из семьи, но отсутствие базы и системы знаний- это проблема программ и тех, кто учит...
сейчас много вбросов по поводу тупости подростков. Иногда перегибают, типа того что дитятки не в курсе кто такие Ленин, Пушкин и так далее
давно как-то была передача, показывали интервью, как брали у населения. Уровень тупости и невежества зашкаливал. Я верю. По тому, что вижу здесь. Да и везде.
Я подобные интервью и имею в виду. У каждой тупости есть свой предел. Это как бы за пределом. Поэтому я не верю
так оно и есть, ничего не утрировано.
У брата есть ещё шанс, просто нужно себя перебороть и снова начать читать книги, а не ФБ :(
мне тоже ))
как интересно дают детям в срок 10 дней какую то инфу, а в итоге они ничего не знают на выходе с курсов-какой смысл от таких дорогих, быстросрочных, безтолковых курсов, если у детей которых«учат „всек это время нет базы?
Читала год назад где-то, но без захода про кур, не пришлось себя преодолевать.
раньше было меньше. Сейчас просто эпидемия какая-то.
Только мама и папа. ну и бабушка с дедушкой. Если они есть. Всё. больше НИКТО. Не сделает вашего ребёнка таким, каким он есть и будет.
Так что да, начинать нужно с родителей. А как с них начнёшь, если они уже всё, сформированные личности?
Так что, по сути, эта проблема неразрешима… Снова сделала вывод
Ну смаари пример...
Моя свекровь одержимая мамашка, единственный ненаглядный сын рос, опекаем обожающими родителями и бабушками-дедушками.
Мама по профсоюзной части, папа в Мэрии.
Учился хорошо, характер есть, от гиперопеки даже уехал в 16 лет в Питер.
Всю жизнь руководит людьми, много читает спецуры, юрист, полковник и тд и тп. Трепетный папа и муж. Всю жизнь в трудах и новых планах, сочиняет смешную стихоту к разным праздникам.
Пишет безграмотно. Абсолютно.
Почерк левой задней, буквы пропускает постоянно, читаю его списки в магазин и офигеваю.
Фамилий писателей, поэтов, актеров и пр. не помнит. В истории так-сяк, только про отечественную много прочитал. И по хорошему ему безразлично — Солнце вокруг нас вертится или мы вокруг него, как Холмсу.
Какой вывод делать?))
Я думаю, что для поддержания широкого кругозора нужны хорошая память и способности выше среднего, а остальным профильное образование и жить счастливо)
А по сути — верно. Если мама тут торчит и мало обращает внимания на элементарную грамотность, то, скорее всего, ее дети быдут так же малограмотны, т.к. все идет из семьи, запрос на образованность — тоже. А Ломоносовы сейчас — редкость. Если мама звОнит, и не любит читать, ограничен лексикон, то и детки, скорее всего не будут это любить. И тогда вряд ли они смогут сами поступить-учиться в престижном вузе, соответственно, пту и платные шарашки по выдаче дипломов им в помощь.
Мы какое-то время шутили на эту тему, потом привыкли.
Осталось тайной как он умудрялся в школе-институтах хорошо учиться. Да и на работе успешен. А уж когда в министерстве работал… там же рукописные бумаги в машбюро сдавали. Срам)
Все же обширные знания требуют соответствующих занятий. Кто-то и работать должен. Дело делать)
Это ужас… это просто тихий ужас...