Школа практикующего детского психолога Елены Романовой МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ Если ребенок мучает животных. Возможно, в вашей квартире еще до появления малыша обитал кто-то из «меньших братьев». Вы на него проецировали неизрасходованный запас отцовской-материнской энергии, позволяли спать в вашей кровати, клевать из вашей тарелки и по всему дому беспрепятственно передвигаться. А теперь, с рождением настоящего «наследника», все резко и бесповоротно изменилось. Ничего нельзя: лезть, шуметь, мешаться под ногами. Животное в стрессе и обиде, а тут еще подросший кроха начинает с ним активно «дружить»… Или еще более распространенная ситуация: ребенок сам просил вас купить (взять у знакомых или даже с улицы) киску, щеночка, хомяка, хотя бы рыбок. Сначала заботился, восхищался, не отходил ни днем ни ночью, потом привык, потух, стал равнодушен (см. стихотв. в конце статьи). И дошло до того, что начал некогда любимого питомца мучить. Как реагировать родителям? И почему вообще дети склонны к агрессии, вымещаемой на слабых существах, не умеющих дать сдачи? С последним вопросом проще всего. Дети сами настолько слабы и зависимы от родных и чужих взрослых (воспитателей в саду, родителей, бабушек, да кого угодно), у них так мало личного времени, пространства и собственности, что они не решаются проявлять отрицательные эмоции открыто. Можно поистерить, поплакать, поссориться, сказать маме, что её не любишь и даже пригрозить, что уйдешь из дома. Но ударить взрослого? Для психически здорового ребенка это уже чересчур. Тем более — неминуемо последует строгое наказание. Другое дело — кошка, собака, попугай. Питомцев можно мучить сколько угодно. Не расскажет никому, не пожалуется маме, сдачи не даст (если, конечно, собака дрессирована и не опасна для домочадцев). Ребенок еще мал (0-2 года), не понимает, что делает и не имеет злого умысла Если кроха только научился ползать, активно познает мир и пробует все на зубок, в его отношении к домашним животным сознательного желания причинить кому-то боль нет. Да, хватает за хвост, уши и усы; гладит против шерсти, разглядывает зубы, может и в глаз ткнуть. Но, будем честны, малыш и с мамой поступает также! Основной метод воздействия тут — разговоры, объяснения и собственный пример. Покажите, что киску надо гладить по шерстке, а не против неё. Что выдирать перья из попугайского хвоста нехорошо, что Мурзику-Шарику-Попке это больно, неприятно и обидно. И сами за собой следите: всегда ли вы доброжелательны к питомцу? Не раздражает ли вас порой его лай, не прикрикиваете ли вы на него, не наказываете ли в присутствии детей? Если да, больше этого не делайте. «Подрощенный» ребенок (дошкольник и «выше») сознательно мучает животных Если вы регулярно (единожды шлепнуть кошку за то, что порвала рисунок или щенка поругать, что сгрыз новую игрушку — не считается) наблюдаете, что ваша детка причиняет неудобства и даже мучает домашнего любимца, нужно: выяснить причину подобного поведения; строжайше его запретить. Здесь уже без сентиментальностей и уговоров: животные (рыбки и цветочки) — часть природы, они все чувствуют, им тоже больно! Их обижать непозволительно! Есть не очень педагогами одобряемый, но действенный метод: переместить ребенка с места «обидчика» на место «жертвы». Рекомендуется в словесном плане (но в крайних случаях возможно и физическое воздействие). Яркий пример: знаменитый японский кинофильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Стоит посмотреть его (хотя бы начало) вместе с ребенком и после детально обсудить. Или покажите, как неприятно котенку, когда к хвосту привязывают гремящую банку, щенку, когда в рот суют жвачки и ириски и т. п. Проверив «на своей шкурке», ребенок сможет многое осознать. Если же на «хулигана» не действуют ни уговоры ни угрозы и он продолжает планомерно мучить питомца, то (во избежание увечий и смерти той же кошки, а также — шрамов от всерьез рассерженной собаки) вам придется с животным расстаться. Отдав его в хорошие руки, не покупайте нового любимца, пока ребенок окончательно не исправится. ЗЯБЛИК (С. Михалков) Хотел иметь я птичку И денег накопил, И вот на Птичьем рынке Я Зяблика купил. Сидел мой Зяблик в клетке И зернышки клевал И, как в лесу на ветке, Все пел и распевал. Ребята заходили На Зяблика смотреть, И каждому хотелось Такого же иметь. Я с Зябликом возился, Хоть было много дел. А через две недели Певец мне надоел. Однажды я за город Уехал на три дня, И он на это время Остался без меня. Когда же из деревни Вернулся я домой, Лежал в пустой кормушке Голодный Зяблик мой. Я спас его от смерти — Я выходил его И выпустил на волю Живое существо. Хотят ко дню рожденья Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» Школа практикующего детского психолога Елены Романовой. При копировании материала с сайта, авторы будут очень признательны за указание ссылок на источник.Источник:
© Школа Елены Романовой
Фильм возьму на заметку)) если я, конечно, правильный фильм нашла — корейско-германский, а не японский...