Ответы М.Озеровой на вопросы про игрушки. Обзор вредных игрушек

Сколько должно быть игрушек?

Если строго «по науке», точем меньше, тем лучше. Потому что включается фантазия. Вообще «необходимых» игрушек ровно одна — мяч. Все другое можно «представлять» — и кукол, и машинки, и т.п. (я имею в виду предметы-заместители) или изобретать самому. Но кто ж нам даст так по-спартански воспитывать ребенка :). А если серьезно — нужно следить, чтобы игрушка была «в деле» — если ребёнок какими-то игрушками не играет или просто раскидывает без смысла, то лучше их убрать подальше ( когда слишком много игрушек в поле зрения, внимание ребёнка рассеивается и он не может сконцентрироваться на игре, хватается за всёподряд).

Как часто они должны появляться?

Вы знаете, тут надо сказать: смотрите внимательно за ребенком :) Иногда ребенок настолько влюблён в какую-то игрушку, что ему ничего пока не надо. Любая игрушка должна быть максимально «отыграна», а если они еженедельно меняются, то не успевают стать «друзьями навек», а игрушки — живые существа, помните об этом. Друзей не меняют, как перчатки.

Есть вещи, которые можно «обновлять» часто — дополнять «артистов» в кукольный театр, лепить посудку куклам, покупать или делать дополнительный «строительный материал», клеить новую мебель в кукольный дом, и т.д. К тому же, иногда совершенно необходимо покупать «одноразовую ерунду» — маленькие вещи доставляют тоже большую радость (хлопушка, свистулька, шарики, мыльные пузыри, и т.п.).

Что делать, если ребенок просит купить?

Тут надо знать своего ребенка. Я, надеюсь что не ошибусь, если скажу, что отличаю «МЕЧТУ» от просто соблазна купить вот это в такой яркой обертке, или схваченное первое попавшееся. Поэтому если я чувствую, что вот эта вещь — МЕЧТА, куплю тут же, а если я чувствую, что это влияние рекламы в магазине, упаковки, потому что у рядом стоящей девочки есть такое же — я объясняю, что мы покупаем только то, что нам действительно нужно, а не все подряд и не все, что увидим в магазине.

Обзор вредных игрушек

(взято из статей М.Озеровой и Е.О. Смирновой)


Запрограммированные на какое-то действие (при нажатии кнопки происходит одно и то же действие). Подавляют воображение и желание ребёнка самому придумывать игру и проигрывать волнующий его жизненный опыт, что очень нужно для полноценного психического развития и усвоения опыта(ребенок привыкает к тому, что «нечто» захватывает его внимание, играет только на уровне простого действия «нажал кнопку – получил впечатление»). Провоцируют синдром дефицита внимания (ребёнку трудно сконцентрироваться на игрушках, которые не «развлекают» его музыкой или автоматическими действиями, а с которыми нужно играть самому, прилагая усилия).

Ненатуралистичные, изображающие нереальных животных, гибридных существ и т.п.

В период до 3-х лет они только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна.

С «озвучкой» (пистолеты, плюшевые «поющие» игрушки, каталки с музыкой и т.п.)

Ребёнок до 7-ми лет накапливает «эталоны» восприятия, опираясь на которые, мозг будет в дальнейшем обрабатывать поступающую информацию. Уродливые звуки и всяческая какофония в постоянном доступе мешают развитию чувства ритма и музыкального слуха (технические средства так или иначе искажают звук). Лучше предпочесть музыкальные инструменты или хорошие музыкальные игрушки (дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки, барабаны, бубны, губные гармошки, пищалки, свирели, металлофон, поющая чаша, «музыка ветра»).

Вызывающе уродливые и страшные

Визуальный образ имеет очень большую силу. Соцсети пестрят картинками, «Газетный» текст уже мало кто читает, фирмы тратят миллионы на «просто логотип». На силе визуального образа построены целые культуры и религии. И всё это рассчитано на разумных взрослых. Дети же восприимчивы намного сильнее.

Во-первых, ребёнок может перенять от этих игрушек агрессивное настроение, т.к. дети обычно отождествляют себя с игрушками. Во-вторых, дети привязываются к игрушкам, привыкают к ним, в результате образ страшной игрушки может стать для ребёнка «положительным», искажая формирование системы моральных ценностей. В-третьих, в раннем детстве формируются эстетические эталоны восприятия, закладывается эстетический вкус (по этой же причине лучше выбирать детскую мебель, обои, одежду, текстиль, посуду с РЕАЛЬНЫМИ образами, а не мультяшными персонажами, эстетическикрасивыми, а не уродливыми образами, чтобы у ребёнка формировались гармоничные сенсорные эталоны).

Для борьбы с детскими страхами лучше использовать страшные истории/сказки вслух, в этом случае ребёнок сам придумывает страшный образ в своих фантазиях и поэтому может его уничтожить (нейтрализовать) в своём воображении, победив таким образом свой страх. Уничтожить же образ игрушки невозможно, он всегда остаётся ТЕМ ЖЕ САМЫМ, т.е. намертво застревает в подсознании, закрепляя негатив, а не «убирая» его (аналогично – страшный образ на картинке, отсюда вполне законное желание ребёнка вырвать эту страничку из книжки или закалякать Бабу-Ягу). В результате могут быть спровоцированы даже фобии и ночные кошмары.

Ещё один вариант для борьбы со страхами – страшные игры, в которых ребёнок сам будет «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй.


Анна
Анна
Челябинск
24297059

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анюта
Анюта
Алена
5 лет
Курск

Хорошая статья… Хотя я конечно еще н еразбираюсь в детких игрушках, но от плохих игрушек мне уже плохо становится, когда прихожу в детский магазин — страшные пупсы, страшные куклы, смешарики, миньоны, свинки Пэпы — некрасивые маши!!! У меня в детсве были кубики, пирамидка, Чебурашка и крокодил гена, и любимая одна кукла Яна, неописуемой красоты. Потом добавилась Уточка Поночка из мультика, ну а попозже кукла барби с кеном!!! Все что у меня было, и что вы думаете, я выросла нормальным человеком, который может многое делать своими руками, потому что домика для барби у меня не было, и я мечтая о нем, делала его сама--- из спичечных коробок, сама делала из них комод, кровати, столы, шила подушки и перины, сама делала одежду для барби и кэна. А сейчас дети не фантазируют, не придумывают, не знаю как чего сделать, сшить, смастерить, склеить, потому что все е сть готовое — домик, одежда, посуда!!! зачем им думать головой и что то делать самим… ЛУчше маме с папой нервы потреать очередным Хочу!!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

)) я с Вами очень согласна) особенно про домик)

Пожаловаться
Вера
Вера
Фёдор
7 лет
Минск

у меня была барби, а домик у нее был из ящика от яблок =)) мебель из картонных коробок и тех же спичечных коробков, а самая ценная мебель была из деревянных досочек, сбитых гвоздиками и я сама это делала в 8-15 лет. почти вся одежда у кукол была сшита вручную и связана спицами или крючком. элементы декора, текстиль в домике… столько навыков отработано =))
вот это были времена! я до 15 лет играла в куклы — так мне было интересно с ними.ну а потом учеба в коледже, универ… и то иногда приезжая на каникулы к маме могла пошить куклам пару вещичек.сейчас с удовольствием шью, вяжу для своих детишек и для себя.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Вера 

Супер!

Пожаловаться
Анастасия Белова
Анастасия Белова
Александра
6 лет
Тверь

У нас самые любимые «игрушки» — собаки и мамина кошка. Им смеется, с ними играет в мячик, гладит, любит трогать когти и ушки. Относится аккуратно уже. Пыталась пробовать на зуб и дергать за хвост, но и я, и они быстро дали понять, что так нельзя. Все остальное интересно несколько минут и используется, чтобы бросить. Но она маленькая еще.
Музыкальные игрушки не люблю, только тихие еще могу позволить. Когда наша маленькая родственница и моя собака вместе играли в музыкальный телефон, из дома сбежали все, кто мог. Очень уж громкий он был. А они по очереди на кнопки нажимали и телефон орал без перерыва. После этого не решаюсь принести в дом «озвученные» игрушки. Прошло уже 4 года с тех пор, но впечатления незабываемые. И вообще пока игрушек у нас мало.

Пожаловаться
ТТ
ТТ
Москва

Да, да и еще раз да! Подписываюсь под каждым словом!




Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Маша
8 лет
Москва
всё верно
Пожаловаться
AttaTroll
AttaTroll
Лёвочка
2 года
Киров

Многие знакомые мамы, как и я, дети 90-х. Какие тогда игрушки были? :)) Опять же из моего тогдашнего окружения девочки, у которых были Барби, не мечтали что-то там себе удалить, истязать себя диетами и т.д. Кукла и кукла. С монстриками считаю, что так же. У нас тоже в детстве хватало «страшных» игрушек, но маньяками вроде не выросли. А ведь смотрели и Байки из склепа, и Фредди Крюгера, и играли не только мячами :)

Вспомнилось с баш.орг:

«я сидела в кафе, пила чай.
за соседним столиком две мамаши:

— А вы разрешаете вашим детям смотреть этот ужасный 2x2?! Отвратительный канал! Мультики помойные! Что этот канал воспитывает в наших детях?!

— Понятия не имею. Воспитываю своих детей сама».

Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Зеленоград
Самые любимые наши игрушки — тапочки, зарядки телефонов и телефоны, газеты пакеты и чайные пакетики, подушки шторы одеяла… ;)) а все покупные игрушки интересны Но не часто- побросать разрушить погрызть;))) может еще маленький… Может еще мягкие игрушки пообнимать;))
Пожаловаться
Дарья Матбург
Дарья Матбург
Тихон
13 лет
Маргарита
10 лет
Москва

во многом согласна. но некоторые игрушки с песнями дети любят включать много раз, мои, например, учили песни так некоторые. и под другие просто танцевали

Пожаловаться
Анна
Анна
Щелково

насколько я поняла автора, имеются в виду не игрушки с музыкой и песнями, а игрушки, воспроизводящие звуки, как пистолетики с озвучкой или другие "шумелки"




Пожаловаться
Jul
Jul
Ростов-на-Дону
Для девочек понятно написано, а для мальчиков? полезен только мяч? Я бы добавила строительную технику, конструктор и фигурки животных. Из развивающих-песок и тесто. А так согласна во всем остальном
Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Про мяч — ну это она так пошутила) А вообще, Вы правильно заметили, очень полезны игры с природными материалами (песок, вода, камни, шишки, крупы и т.п.). Кубики с конструкторами тоже.Вот пост про игрушки, которые Озерова рекомендует для возраста 2-3 года

https://www.baby.ru/blogs/post/495104992-181805786/

Пожаловаться
Берёзка
Берёзка
СтаршийЗаяц
14 лет

прямо бальзам на глаза… а то тут девочки любят пострадать на тему «у моего годовалого сына вагон игрушек, но он в них почему-то не играет»...

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Самара

а не надо читать детям изначально все подряд: про колобков и семерых козлят, красную шапку и т.п, где их жрут. дети все оживляют, и колобок и козлята это люди для них, живые. а их едят. если не читать им подобных вещей, то не надо будет бороться с бабайками. и темноты ребенок не будет бояться.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Вот тоже думаю, лучше, наверно,разобраться, откуда у детей вообще появляются все эти страхи? Ещё думаю, страхи появляются, когда детей пугают, когда они не слушаются, всякими дядями милиционерами и бабайками. И когда на ночь одних оставляют спать в отдельной кровати..
Дочке 2,8, пока никаких страхов у неё не наблюдаю..

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Самара
Анна 

Согласна с вами. Ребенок спокойно заходит в темною комнату. Я уже в ее возрасте боялась. Вообще сколько себя помню я боялась темноты. мы сами вешаем якоря ребенку. Я не идеальный родитель и воспитатель, но ошибок родителей хотя бы хочется избежать.

Пожаловаться
Мирослава
Мирослава
Мариуполь
Анна 

я тут недавно почитала муху цокотуху!!! и поняла почему я такая нервная выросла...

Пожаловаться
Катеринка
Катеринка
Василиса
11 лет
Тула
Мирослава 
Какие все кисейные барышни… Читаю ребёнку все эти книжки и сказки — никаких бабаек у нас нет. Если вы сами этим ребёнка пугать не будете, то и он выдумывать их не будет. А то сначала говорят ребёнку — не будешь делать то- то, тебя бабайка заберет а потом у них книжки виноваты. Чушь какая-то выходит.
Пожаловаться
ТТ
ТТ
Москва
Катеринка 

Плюсуюсь. Это как в мультфильмах и их интерпретации. Если просто посадить смотреть, не вникать и не объяснять, «что хорошо, а что плохо», то можно вообще ребенка до невроза довести. А так — во всех детских произведениях добро побеждает зло. Главное — правильно расставить акценты при прочтении.

Пожаловаться
Мирослава
Мирослава
Мариуполь
Катеринка 
я считаю пугать ребенка вообще преступление. меня не пугали, но бабу ягу я боялась. и мойдодыра боялась.
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

:)))))))))))))))))))))))))))) отстой.
Пожаловаться
Мирослава
Мирослава
Мариуполь
Катеринка 
а сказка синяя борода — чего стоит! помню она оставила неизгладимое впечатление в моей детской психике… На самом деле надо фильтровать старинное чтиво… много дерьма там.
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Захар
7 лет
Красноярск
У нас очень много их, разные и полезные и не очень, отмечаю только, что подороже и качественные живут долго и можно еще продать потом благополучно, а дешман ломается и ребенок уже в три говорил они непрочные, не очень хотел аналоги. Конечно все зависит от возможностей, предпочитаю качество. «Рулит» Лего у нас с 2 лет. Единственное монстров не люблю я.



Пожаловаться
Юлёк
Юлёк
Необычный
9 лет

благо у нас много полезных игрушек)

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар

Сейчас куда ни глянь то монстры, то миньоны (желтые пис юны глазастые ) то человеки-пауки. И как у родителей вообще рука поднимается покупать? Мезрость же. А во времена СССР игрушек было завались, самый непонятный был это Чебурашка))) Реалистичные все были, помню на булочках экономила и покупала все подряд))) Не знаю. может кому-то совсем мало покупали, но и меня не баловали особо, а ящик большой в сарае стоял, с теми, про которые мама думала что они мне надоели и я до сих пор помню как в нем копалась, ныряла и доставала и снова играла, до подросткового возраста и играла. И дома тоже были. Так что СССР не при чем.

Пожаловаться
ТТ
ТТ
Москва

Меня дочка уговорила двух «глазастых» купить))) Мне миньоны самой нравятся, они прикольные) С остальными монстрами\пауками и прочими дебильными игрушками — согласна. И про СССР поддерживаю — выше написали, что игрушек было две, причем на всех)) Странно, но у меня было много))) И причем, полезные)

Пожаловаться
МамаСына
МамаСына
Краснодар
ТТ 
Просто видимо их родители не хотели покупать им игрушки. Или семья была не благополучная. У меня папа сварщик на заводе был, мама работала в доме быта, а игрушек было много! Может просто девочки не знают что СССР был официально до 1992года (не официально до 1985года, до Горбачева), дальше уже нынешняя РФ началась, вот тогда был голяк.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми
Спасибо, полезно!
Пожаловаться
Ольга Артамонова
Ольга Артамонова
Жуковский

Статья хорошая, единственно я считаю, что игрущек много не бывает, люблю когда у дочки их изобилие.

Показать ещё