"Трудные дети" или трудные взрослые?

В анкете, которую мы провели для родителей, был такой вопрос: «Считаете ли вы своего ребенка трудным? Если да, то почему?»

Только пять процентов родителей считают своего ребенка трудным, и лишь один родитель смог объяснить, почему он так считает. Анкета была анонимная, так что я не знаю, какой именно ребенок имелся в виду, но я вижу гораздо больше трудных детей, чем показывают результаты анкеты. То, что я понимаю под «трудными» детьми, не совпадает с тем, как это понимают родители.

Трудный ребенок, на мой взгляд, это тот, у кого прервано нормальное общение с миром — общение на основе любви. Словно разомкнулась цепь, по которой, подобно току, струилась любовь, и, чтобы помочь такому ребенку, надо сначала обнару­жить место разрыва. И только потом осторожно внедряться в этот уже не по-детски тревожный мир.

Довольно часто от такого ребенка удается добиться результата. Но это чисто формальный, внешний успех. Вспомним молчали­вую Настю, Машу, Вадима! Они выполняли почти все задания, работали вместе с остальными детьми. Но как! Они словно угождали взрослым, взамен получая патент на собственную свободу. «Мы все сделаем, только отстаньте!» — вот что говорят их глаза.

Детское сознание гибко, мобильно. Опасно злоупотреблять этим качеством, требуя от детей работы на публику. Мы, взрослые, в лучшем случае получим механическое, внешнее знание, в худшем — воспитаем показушников, людей с двойной моралью, а значит — без морали.

Мама Тани Г. недовольна тем, что делает Таня. Она отдала Таню в школу с единственной целью — приучить ее к коллективу, к дисциплине. Девочка в раннем возрасте перенесла тяжелую полостную операцию, долго болела. На вид она весьма странная: ходит как-то боком, правое плечо приподнято, чуть косолапит, передние зубы выпали, густая челка прикрывает брови, иголками свисает над верхними веками. Девочка-ста­рушка. И вот такой нескладный ребенок лепит одних принцесс. Что бы мы ни делали, в какую игру ни играли. Таня при сем присутствует, а лепит свое. Это-то и вызывает недовольство мамы, она требует, чтобы я была с Таней построже, жалуется, что на всех предметах Таня выполняет задания, а только у меня делает что хочет. А хочет Таня одного: рисовать и лепить принцесс, красавиц. Потому что сама не принцесса, не красавица. Я ее прекрасно понимаю. Все, что в данном случае я могу сделать, это на принцессах показать Тане премудрости скульптуры: пластику, динамику, композицию и т. д. Таня прекрасно все схватывает. Чем глубже она проникает в предмет, тем более недовольства выказывает мама. Уставшая, измученная Таниными недугами, не в силах она примириться с тем, что дочь не подходит под стереотип. И видит — непростой ребенок, даже внешне отличается от большинства детей, а хочет, чтобы была как все. Она исходит не из того, какова Таня, а из того общего представления о том, какие должны быть дети в Танином возрасте. Боюсь, что и ее Таню будет ждать нелегкая, конфликтная жизнь, а потом финал: «Я все для нее делала, все отдавала, а она!..»

Подобные Тани очень трудны в обучении. Их не свернешь. Они так любят свое, что не в силах по желанию взрослых полюбить другое. Они глубоко погружены в предмет своей страсти, а их родители, вместо того чтобы попробовать вникнуть в предмет их страсти, впадают в панику и умоляют срочно перевоспитать «упрямого», по их мнению, ребенка. В чем же корни этого «упрямства»? Мне кажется, дело в том, что ребенок еще не умеет отстаивать себя, объяснять доступными взрослым способами, чего он хочет. И когда, так и не разобравшись в этом, родители «ломают» ребенка, они порождают в нем упрямство. Порой на всю жизнь.

Из книги Елены Макаровой «Освободите слона»

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
София

Анна, скиньте и мне ссылочку на книгу. ПОЖАЛУЙСТА! sofsof@mail.ru

А вообще я человек в рамках. И дочку загоняю. Она, например, не хочет повторять. «Я сама» чтобы не делала. На танцы уже несколько раз пытаемся пытаемся начать ходить. Не можем. Она любит танцевать, но как ей нравится, свой танец. А повторять за преподавателем не хочет. Это вообще пройдет, это период? или это характер и не стоит ее переделывать. Но ведь повторять надо многое, и в школе в том числе, зачем изобретать велосипед? донести пока не могу. С боем.

Пожаловаться
Анна
София 

А сколько лет дочке?

Пожаловаться
Анна
София 
Посмотрела, 4 года ) Мне кажется, это может быть и период такой, и характер. Моя дочь ходит на балет пару месяцев, поначалу тоже не повторяла, несколько занятий, потом всё-таки сдалась)) нашла в этом какой-то свой интерес наверное… Ходить-то хочет, а раз хочет — придётся повторять, и видимо этот посыл (от преподавателя и меня) сыграли свою роль. Но если бы она сама всё-таки не захотела в итоге повторять, я бы не стала настаивать. По поводу изобретения велосипеда: заставлять или не заставлять. Для себя я решила так — в вопросах любого творчества я не заставляю вообще (рисование, лепка, пение, танцы, игры и любые творческие занятия, в общем). В этих занятиях развивается качество креативности (для меня оно очень ценное для будущего), и если там давить, то от него ничего не останется. Вот. Без компромиссов заставляю что-то сделать только в вопросах, касающихся жизни и здоровья (например, мыть руки перед едой — иначе не едим, чистить зубы — иначе не буду давать сладкое и т.п. — конечно, с объяснением причин-следствий ). Ну и в остальных всех вопросах я пытаюсь просто заинтересовать — через многочисленные душевные разговоры, таже через причины-следствия, србственный пример, через игру, сказки и т.п
Пожаловаться
Анна
София 
Мне кажется, у вашей дочки со временем это должно пройти, с возрастом, обычно как раз к 6-7 у детей что-то там в мозге дозревает и им уже интересно следовать каким-то правилам, учиться и т.п. У вашей дочки сейчас очень ярко выражена самобытность — это же такое классное качество, на мой взгляд, ни за кем не повторять, а делать всё по-своему, самой придумывать что-то своё. Это классно, я бы не стала задавливать это. Другое дело, не является ли такое поведение просто внутренним противлением дочки в ответ на какое-то давление извне? Иногда дети делают назло, знаете так бывает? Вот тут уже надо над отношениями поработать, мне кажется. Родитель должен иметь авторитет, должна соблюаться иерархия, но должна при этом быть и забота о потребностях и интересах самого ребёнка.
Пожаловаться
lenreg

Спасибо! И мне пожалуйста киньте.helenreg@mail.ru

Пожаловаться
Маргарита
Ань, если не сложно, кино мне тоже. nolagets@rambler.ru
Пожаловаться
Анна
Маргарита 
скинула)
Пожаловаться
Маргарита
Анна 
Пожаловаться
МамаСына
Мне кажется, что превозмогая упорство родителей, дети стремятся все таки выполнить задачу возложенную на них Творцом, раскрыть свои таланты. Как было бы здорово, если бы родители не пытались пихнуть ребенка в рамки.
Пожаловаться
Кристина
Спасибо за статью, мне нравится всё, что касается детской психологии и воспитания.
Пожаловаться
Мила
как в точку!!! мне- педагогу было интересно!!! спасибо!!!
Пожаловаться
Karisha

А можно вас в друзья? У вас очень интересные статьи!

Пожаловаться
Karisha

Очень полезная статья! Книгу искать теперь буду!

Пожаловаться
Karisha

У вас ссылки на полную версию книги нет случайно?

Пожаловаться
Анна
Karisha 
это вообще шикарная книга, её всем родителям надо прочитать, она кстати очень коротенькая и безумно интересная, легко читается. Я уже не помню где нашла, но она по-моему в свободном доступе есть в электронном виде в интернете
Пожаловаться
Анна
Karisha 
если не найдёте могу скинуть на почту
Пожаловаться
Karisha
Анна 

Спасибо!

Пожаловаться
Ольга Фетровая
Анна 
Ань, а скинь мне, пожалуйста. Fanta_zerka@list.ru Интересная статья, у автора ещё другие книги есть, ты их читала?
Пожаловаться
Анна
Ольга Фетровая 
У неё есть ещё книга «В начале было детство» — я ещё не читала, хочу почитать. Сейчас скину
Пожаловаться
Ольга Фетровая
Анна 
Спасибо