Стиль жизни» поговорил с семейным психологом Витой Малыгиной о том, как отучить себя срываться на детях и стать хорошей матерью, не навредив ни себе, ни ребенку.
— Часто можно видеть, что взрослые в нашей стране кричат на детей на улице – это довольно неприятно наблюдать. Почему у нас так это любят делать?
— Да, складывается впечатление, что у нас на улицах больше ругают своих детей. Наверное, дело в культурных различиях. Мы не привыкли контролировать свои эмоции – и дома, и в общественных местах мы примерно одинаково себя ведем. Вежливость у нас не ценится, многие даже считают ее лицемерием. И если по отношению к взрослым мы еще готовы ее проявлять, то по отношению к детям этого не происходит.
— То есть к детям и взрослым мы относимся по-разному?
— На людях взрослые не так уж часто орут друг на друга, хотя бывает. Но что касается детей, то у нас нет привычки предполагать, что дети – это люди, по отношению к которым надо проявлять уважение.
— Как же все-таки совладать с собой? Или, раз у нас так принято, – даже не нужно пытаться?
— Кричать на детей — вообще плохо. Поэтому нужно, конечно, сдерживаться. Вести себя с детьми мы учимся, перенимая, буквально впитывая с помощью системы зеркальных нейронов, тот опыт, который получаем в своей семье. Когда слышишь тексты, которые мамы выкрикивают своим детям, часто возникает ощущение, что они механического характера: как будто шарманка включилась – и вылетают последовательно несколько претензий, автоматических, будто они записаны на магнитофон.
Скорее всего, это то, что эти мамы слышали от взрослых в детстве. Мне иногда кажется, если в этот момент маму спросить, что именно она сказала, она не сможет снова этот текст воспроизвести.
Поэтому, чтобы притормозить, нужно прежде всего осознать, что говоришь. Надо верить другим людям, которые что-то вам про это могут сообщить. Когда ты это осознаешь, ты можешь как-то удерживать себя от агрессии. Для начала – хотя бы механическим способом, за счет увеличения расстояния между собой и ребенком. Чувствуете прилив отрицательных эмоций к человеку — сделайте несколько шагов назад, чтобы «охладить» голову.
И спросите себя: «На кого я сейчас похожа? Кто так еще делает, кроме меня?» Иногда бывают смешные открытия – когда ты понимаешь, что из тебя выскакивает тот текст, который произносила твоя бабушка в какой-то определенный момент.
— Крик травмирует ребенка?
— Прежде чем ответить — хотя что тут отвечать? Конечно, травмирует. Но я вот о чем хочу сказать. Все тексты о воспитании детей читают обычно мамы, которых это волнует, то есть они уже в некоторой тревоге, и у них в голове уже есть мысль «Я должна что-то сделать для своего ребенка, чтобы ему было хорошо».
И мы этим мамам все время объясняем: закричишь – тут же травмируешь, не дашь любви и тепла в нужный момент – травмируешь еще хуже, плохо с собой поработаешь, к терапевту не пойдешь – урода вырастишь, потому что все травмы ему свои передашь.
Получается, что мы такую маму еще больше накручиваем: сюда не ходи, тут не кричи. Она и так уже тревожится, книжки читает, переживает, а мы ее вообще в ступор вводим своими умными советами. Но так не получится. Маме надо успокоиться, дать себе возможность побыть неправой, неправильной. Иначе она все время будет бояться навредить.
- Почему не нужно бояться навредить?
— Страх, который живет внутри женщины, заставляет ее быть напряженной. Напряжение ничего хорошего не дает. В отношениях с ребенком важно быть открытой и доброжелательной. У меня очень часто возникает ощущение, что мамочки своего ребенка боятся – как бы ему не навредить. А как можно быть в хороших отношениях с человеком, которого ты опасаешься или которому ты боишься навредить? Они с ребенком общаются из этой позиции, а отношений как таковых нет.
— То есть нужно вести себя естественно?
— И тут засада. Сейчас витает в воздухе идея, что двести, сто лет назад мамы были более естественными, обращались с ребенком лучше и нам надо к этому вернуться. Мне кажется, это страшно опасный миф. Двести или сто лет назад общество было разбито на разные классы – дворянство, мещане, крестьянство. И везде были свои порядки. Но нигде мама не была один на один с ребенком. Возьмем хотя бы простых людей, крестьян или городских.
Выходя замуж, молодая женщина оказывалась в семье мужа, и там всем заправляла мама мужа. Молодая мама кормила малыша – и больше она почти ничего с ребенком не делала, ей работать надо было, а ребенок был на попечении этой старшей женщины. Кроме нее, были невестки, мужчин было много, то есть семья была большая, и ответственность за отношения с ребенком не была сосредоточена только на юной маме. Ребенок был частью большой системы.
А современная мама с ребенком — один на один, и она все должна. Играть, учить, объяснять, давать тепло. Это слишком для одного человека.
Сейчас эта проблема интуитивно решается за счет объединения в родительские клубы, чтобы не одной все это тащить, чтобы получать обратную связь – да, ты молодец, ты все правильно делаешь.
— Что все-таки делать родителям, которые устали, озлоблены, пришли домой в раздраженном состоянии – а дома ребенок, который хочет чего-то, капризничает?
— Да, конечно, сложно, когда возвращаешься домой без сил, а у тебя ребенок, которому ты должна что-то дать. Слушайте, может, и не должна? Дай себе! Моя коллега, очень грамотный психолог, как-то рассказывала: приходит домой, усталая, а дома все, естественно, нарезано, накидано и набросано. Она от усталости, ничего не соображая, начала метаться по квартире с криками «Ах, опять все набросали!» и пытаться все это убрать.
А дочь ей говорит: «Мама, ты не очень правильно сейчас поступаешь. Ты же устала, лучше сделай что-нибудь для себя».
Дети психологов бывают такие умные! Когда ты не такая замученная, тогда можно уже что-то другим людям дать, тем более детям. Поэтому если вы не можете – не давайте, дайте сначала себе.
— Нужно как-то ребенку объяснить, что я сначала себе дам?
— Даже если ребенок маленький, ему можно что-то пытаться объяснить – и он поймет. Просто не нужно сразу кидаться на него с попыткой дать ему то, что он хочет, а вместо этого срывать на нем злость и раздражение. Надо все-таки дать себе возможность взять эту чашку чая и сесть на 10–15 минут. Чаще всего, если женщина в целом благополучная, она через 10–15 минут почувствует тепло, и ей захочется побыть с ребенком.
А еще можно включить воображение и поискать то, что вам с ребенком точно приятно делать. Это может быть какая-нибудь немыслимая глупость – но она доставляет удовольствие. Кто-то играть с ребенком не может, но может лечь на диван и сказать: «Я буду гора, а ты через меня перелезай». Или включить музыку, которая вам обоим нравится.
Если, например, надо ужин готовить, можно его прямо сюда включить, пусть он стоит рядом с тобой и что-то делает. Хотя бы поставить его у мойки, пусть картошку моет. Дети обычно очень благодарно на это откликаются. Он пять минут постоит, потом займется своими делами. Это все простые вещи, но чтобы до них додуматься, надо перестать напрягаться.
— Я правильно понимаю, что счастливого ребенка может воспитать счастливая мама?
— В общем, да, но мы же даже счастливыми не всегда можем быть. И не обязаны. Всякое в жизни бывает. Невозможно быть счастливой каждый момент времени. Вообще, общаться с ребенком, проводить с детьми время – это занятие, которое далеко не всем приносит удовольствие. Это очень специфический способ проведения времени, это надо любить. Не все люди любят гулять под дождем, не все люди любят гречневую кашу, не все люди любят классическую музыку. Люди очень разные. И не каждая мама обязана любить воспитывать детей.
В один прекрасный момент женщина имеет право это осознать: если мне предоставят выбор, что я хочу – читать со своим ребенком книжки, показывать ему буквы и рисовать с ним на асфальте или сидеть на совещании в офисе, лежать на пляже и вышивать крестиком, я, наверное, выберу офис и вышивание, а не лепку человечков из пластилина и догонялки на детской площадке.
Это не значит, что она плохая мать, она может быть хорошей мамой.
Она может сказать себе: «Я люблю ребенка и делаю с ним то, на что у меня хватает любви и сил. Есть какие-то обязательные вещи — ребенок от меня зависит, я обязана ему обеспечить хорошие условия жизни. Но я вовсе не должна рисовать с ним человечков беспрерывно». И от одной этой мысли мамам может стать сильно легче. Потому что уходит чувство вины – и можно быть более открытой, честной.
- Когда ребенок хулиганит, как отличить, умышленно он это делает или нет?
— А какая разница?
— Ну если он хотел собачку обидеть, например, это же нехорошо.
— Замечательный детский психотерапевт Наталья Кедрова, очень опытная и очень талантливая, как-то сказала в одном интервью, когда ее спросили про детскую ложь, что детей никогда нельзя уличать во лжи. Надо верить. И я с ней совершенно согласна. И то же самое про хулиганство.
Если он обидел собачку, лучше, если он услышит: «Мне так горько это видеть, ты, такой умный, хороший, добрый мальчик, обидел собачку. Плохо обижать других. Людей, собак, кошек…»
И тогда мы ему говорим: «Ты хороший! Но ты сейчас неправ».
Когда же мы ему говорим: «Ты сделал это специально», мы подтверждаем: ты плохой. А фокус в том, что дети верят родителям на 150%. Мама может потом забрать свои слова обратно, но если она один раз что-то сказала, ты веришь в это всю жизнь.
Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…
Мы очень сильно обижаем наших детей, когда:
1. НЕ ПОНИМАЕМ!
Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьёзно. Через годик всё пройдёт!» А мне вовсе не хотелось, чтобы моё состояние влюблённости проходило.
Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»:
– Мама, я люблю Катю!
– Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион!..
– И почему вы, родители, всё заранее за нас знаете?
2. НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ!
Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!». «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поёшь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет.
3. СРАВНИВАЕМ с другими детьми.
«Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросёнок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции…
4. НАСМЕХАЕМСЯ!
Мы с маленькой сестрёнкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, её лицо было раскрашено пятнами зелёнки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их?..
5. ОБИЖАЕМ словами и поступками.
В 8-м классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлёпнул меня… по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело…
6. КРИЧИМ и выходим из себя.
Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого чёрта тебе ещё надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно…
7. ИГНОРИРУЕМ!
И, поверьте, это самое страшное. Японский учёный продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, учёный здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зелёным цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!
А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите всё на свете!
лично за собой такого не замечала, мой Матвейка наоборот, моя отдушина!) мой лучик счастья!) своей улыбкой затмевает все внешние проблемы!
статья занятная. Все правильно, но есть одно НО: ребенок начинает выпендриваться/нарываться/баловаться в том случае, когда ему чего-то не хватает. Может, просто внимания, может — обнимашек. СОвместного времяпрепровождения, где есть только мама-ребенок. Ну или беспокоит что-то — зубы, например
На примере моей дочи вычислила, что если с утра с ней не пообниматься (минут 15 тискаемся, приходит к нам), не почитать (примерно полчаса) и не поделать что-то ВМЕСТЕ (рисовать, мыть посуду, убирать, лепить там или в кубики играть — тоже минут 15-20) — то все, пиши «пропало». В общей сложности ей от меня нужен час времени, чтобы только ей и только я — тогда в течение дня идеальный ребенок.
дома игры и чтение это обязательно! чтение так три раза в день (перед сном на обед и перед сном на ночь обязательно, плюс в течение дня когда ей приспичит)...
даже в саду заметили что она не самостоятельная, с коленей воспитателей не слазит совсем… если других деток можно заиграть и оставить на какое то время, то мою — нет! она даже когда в ванне (а я отбегаю на кухню например или за телефоном — тут же меня звать начинает!!! это заколебон скажу я вам… когда папа дома — еще на него отвлекается — с ним может поиграть и я хоть в туалет могу одна сходить, а когда его нет, то все — мамин хвостик...
твоя конечно еще очень маленькая, +сад добавляет стресса. Может, ей не хватает самостоятельности рядом с тобой? может, «чересчур вместе»?
иногда к соседям ходим но редко редко т.к. они все работают заняты, а больше ни родственников ни друзей ни кого...
вот сад хоть небольшое отвлечение...
очень полезная статья! Надо по утрам ее читать и настраиваться на нужный лад))) часто стала срываться на сына, а он чаще истерить… все взаимосвязано… Если спокойна мама, и малыш будет спокойным и уравновешенным
мне пока ощутимо только валерьянка помогает. уже неделю пью и неделю гораздо мягче реагирую на дочины выходки… которые в общем то и не специальные порой (ну поставила кружку мимо стола — разлила сладкий компот — а маме то убирать)… до валерьянки — наорала бы, а теперь спокойно говорю что надо быть внимательнее и убираю...
и как только я сама внутри успокоилась и доча стала гораздо спокойнее и менее капризная!!!
в аннотации написано три раза в день по 2-3 таблетки
я пью два раза в день (перед дневным сном, т.к. сплю с дочей) и перед ночью — по две таблетки...
помогает высыпаться кстати...
???интересно было почитать, спасибо