Как известно, «в каждом маленьком ребёнке, и мальчишке, и девчонке, есть по двести грамм взрывчатки, или даже полкило...»(с).
Дети, так или иначе, тянутся к приключениям, опасностям, и т.п. Запретить это полностью не получится «без потерь». При полных запретах возможны два варианта: либо ребёнок действительно «в клетке на привязи» и потом, вырвавшись из-под маминой юбки (гиперопёки), «отрывается». Либо у него убивается всякая любознательность и инициатива, и он восполняет нехватку впечатлений совсем нежелательными методами, самый безобидный из них — виртуальная реальность (чтение запоем — сюда же).
Так вот. Между «запретить всё, посадить на цепь» и «дети могут всё, что угодно, потому что у них есть врождённое чувство самосохранения» должна быть какая-то золотая середина.
Основные идеи по этому поводу изложу так.
1. Не подавлять чувство риска и приключений, а вместе с тем, и чувство самосохранения
Чувство самосохранения действительно существует, это не самообман родителей :), но главное — его не подавить. Родители дают младенца на руки подержать всем, кому не лень, а потом учат, что «с чужими дядями не разговаривают». Где логика? Какое может остаться чувство самосохранения, если его с самого начала разрушали?
С другой стороны, полная изоляция от «опасностей» в младенчестве и раннем детстве также уничтожают чувство самосохранения на корню.
Чувство риска и приключений — вполне нормальная эмоция. Подавлять её — дело неблагодарное, неизвестно откуда потом это всё вылезет. Вопрос в том, где ребёнок испытывает эту эмоцию? Мы же не прячем от малыша горячие предметы и не изолируем его от бытовых вещей, а учим, что такое «горячо», в доступной ему мере (не дадим забежать в костёр, а вот потрогать пальчиком горячий хлеб или прихватку — пожалуйста).
Ребёнок, ползая и начиная ходить, должен ударяться, падать, опрокидывать на себя что-то (не кипяток и не бытовую химию или ящик гвоздей, а вот пустая корзина или стопка полотенец вполне сойдут, иначе как он поймёт, что не за любой предмет можно потянуть на себя?).
Лучше позволить один раз кувыркнуться дома с края кровати и запомнить предупреждение «осторожно, край!», чем потом он кувыркнётся где-то на улице, оступившись на краю чего-то другого.
2. Учить видеть потенциальную опасность (без паранойи и склонности видеть за каждым углом смертельную опасность).
Ответственность за свои действия закладывается не тогда, когда ребёнок уже может гулять один, без присмотра родителей, а с самого начала выполнения этих самых действий. То есть, в раннем детстве.
Разрушительны постоянные запреты, когда ребёнка не учат владеть ситуацией, а всё делают за него. Ребёнок должен уметь видеть опасность и предпринимать какие-то действия для её устранения. Понятное дело, что обучение этому начинается не в 18 лет, а несколько раньше.
Например, когда ребёнок учится бегать-лазать-прыгать. Тогда родители могут либо истерично орать «не ходи туда! там бух! уйди оттуда! сейчас ты свалишься! тут высоко! это страшно!» и т.п. Либо учить ребёнка рассчитывать свои силы и оценивать ситуацию. Если ребёнок постоянно надеется на помощь мамы, держащей за штаны, он не будет правильно ставить ножки на спортивных снарядах и ощущать собственный вес, координировать движения и т.п.
Можно позволить ребёнку упасть в безопасных условиях (с первой ступеньки лестницы, а не с трехметровой высоты) — так, чтобы он понял, что вообще при несоблюдении некоторой техники безопасности можно упасть. Это вместо того, чтобы его никуда не пускать, самой поднимать на лестницу, сажать до школьного возраста на качельки и т.д.
И здесь важно отличать опасные ситуации (надо проехать по горному серпантину осторожно, т.к. другой дороги нет) от сознательного «выброса адреналина», т.е. создания для себя этих опасных ситуаций (перебежать «на спор» перед машиной). Вот профилактикой второго и должны заниматься родители до того возраста, когда дети уйдут одни на улицу.
Дети, которые вызывающе совершают всякие слишком опасные действия, обычно стараются таким путём привлечь внимание. Задолго до того, как ребёнок начинает совершать опасные действия ради пустого бахвальства или «на спор», родителям хорошо бы научить его адекватно самовыражаться и не повторять за толпой.
4. Как мне лично кажется, здесь хорошо подходит правило «не умеешь победить — возглавь!». Пусть ребёнок ходит в горы с родителями, или в поход, или на байдарках, или в пещеры лазает (последнее мы особенно любим, и дома играем в пещеры и археологические раскопки :)). И приключения, и со страховкой, и совместная деятельность, и новые впечатления, и положительные эмоции. Кроме того, что это просто интересно, это очень сплачивает семью.
Марина Озерова
тоже не стелю солому на каждом шагу, пресекаю только прямую угрозу жизни и здоровью. А вот муж у меня истеричка в этом плане, устала уже, из всего трагедию делает
фото — Агонь))))))))
а по теме — если бы все было так просто))
А что сложного?
Мне кажется нужно просто расслабиться и успокоиться. Не контролировать каждый шаг ребёнка, но не оставлять для него возможности опасно пораниться, например, не открывать окно, когда ребёнок один в комнате, убирать острые предметы и т.д.