Всем привет.
Наткнулась на интересную статью. Интересно узнать Ваше мнение и опыт.
Оборотная сторона раннего развития
Сегодня, как и 15 лет назад, прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо-таки с рождения. А как же! Ведь “после трех уже поздно”. К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету, вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов… Думаю, хватит для начала. И это только то, что я вспомнила. Уверена, что на поприще раннего развития подвизаются гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе – сплошь и рядом.
При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается: не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз – занятия по программе развития интеллекта, столько же – физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке; по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений…
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов – вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на “ничегонеделание” просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке – занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться). Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все – самое позднее с 2-х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети – о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться!
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 1997-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дыры, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу – эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали – а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно пресытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.
В подростковом возрасте у всех обнаружился и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают в одной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено “развивашкам”.У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вялотекущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
- У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
- Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет “лучшего друга”.
- Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
- Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни – ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
- Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей…
Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят: “мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке”…
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку Монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шнуровкой ботинок. Все методики Домана – обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит. Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит и детей, остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить – сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира…) И так можно продолжать бесконечно.
Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути… Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие…
А кому что важнее, – каждый родитель сам выбирает для себя… и своих детей.
Не считаю, что выше перечисленные проблемы с подростками были связаны именно с раним развитием. Я такая же была, но моим развитием не занимались так...Но занятия с детьми по принципу: у него не должно быть свободного времени. Считаю издевательством!
Наконец-то!!! Нашлась таки рассудительная мамочка… и все разложила по полочкам… Спасибо за полезную статью.
Я сама мама троих девочек, по образованию — педагог и исходя из практики хочу сказать, чтобы вырастить гармонично развитую личность, надо растить детей в большой семье. Важна связь поколений. Общение с бабушками и дедушками. Это очень важно. А все эти «развивашки» — блаж для мамочек, прихвастнуть перед подружками, родственниками и прочее....
Вставлю свои 5 копеек :))) Последнее время очень много статей и даже появляются книги (например, Марина Мелия, Главный секрет первого года жизни), где очень четко проводиться грань между ранним развитием и ранним обучением — и это очень правильно, и, наверное, потому, что раннее развитие, действительно, палка о двух концах. Сесиль Лупан, Доман, Монтессори (двое последних вообще занимались с детьми, которые имели отклонения в развитии и их главный аргумент — если могут эти, почему не смогут обычные?) — список можно продолжать до бесконечности. Для меня, когда родилась дочь и была перечитана куча книг по поводу того, что надо и как надо, остался открытым вопросом ЗАЧЕМ? Где все эти супер-пупер развитые дети? Никто из них нигде никак не прославился и не стал всенародным гением, зачем убиваться (как Сесиль Лупан) на эти бесконечные занятия? Для меня это не значило, однако, что мы ничего не будем делать — я понимаю, что ответственность за развитие и образование с родителей никто не снимал, глупо её перекладывать на воспитателей в садике и учителей (сама до декрета 7 лет в школе проработала, с удовольствием туда вернусь, и сейчас репетиторством занимаюсь). Видимо, у каждого родителя просто должно быть свое понимание того, чего они хотят от своих детей (а не модно или так положено или вон те же занимаются) и самое главное для меня лично — родитель должен развиваться сам!!! Должен идти вперед — будет учить язык, ребенок услышит; будет слушать хорошую музыку — ребенок полюбит, будет проводит время на прогулке не в смартфоне, а с ребенком на площадке рассматривать букашек (вот она география и зоология) — и маленький человечек получит так называемое «непринужденное знание», как бы мимоходом, но оно подтолкнет его к поиску новой информации, пусть не сейчас, а немного позже. Если коротко о нашем личном опыте — это Шичида с его правополушарным развитием (основные элементы, не целиком), много чтения и музыки (пианино + записи разные, конечно), ну и всего-всего по чуть-чуть, без фанатизма. Всем удачи и счастливого детства!!!
Развивать нужно, но все своим чередом, если ребенок все время будет учиться, то конечно ему к 15 годам уже надоест, я не гонюсь за этим, у меня мама педагог, и скажу так, со мной она очень много занималась, мне было правда в школе и институте не интересно, просто обучение, обучение и идеальные оценки, а вот с братом было мало времени на все развивашки, и учится абсолютно сам, я просто вспоминаю, как в классе у меня ребята троишники учились, которых ничему не научить и не заставить, и как он))))
Всё хорошо в меру
честно, мое мнение, раннее развитие — комплексы родителей. мной особо не занимались, захотела выучилась, не было б желания пошла б в колледж, 3 года и специальность. ну впихнешь ты в ребенка кучу знаний, ну может какого-нибудь клерка из него сделаешь, будет сидеть в банке принимать бумажки и о да, это круто… а не впихнешь, выучиться ребенок на повора, например, и будет счастлив и может до мешленовского ресторана доростет.
знакомые, очень обеспеченная семья, русскоговорящие, живут во Франции, старшая пошла учиться на международные отношения, владет прекрасным английским, французским и конечно, русским языками. бабушка работала в МИДе всю жизнь, мама была главный редактор одного из телеканалов. Младшая пошла на повора учиться, проходит практику в лучших ресторанах Франции и это не просто так, она конкурсы отбора проходит… и да, моет посуду))) но родители с мозгами, говорят ее выбор, а мы поддерживаем.
смотрю видео профессора Савельева, так вот, его мнение, что все это замечательно, но количество нервных клеток ограничено и если мозг не родился гением, то скорее всего чрезмерное увлечение родителей в части образования приведет к раннему маразму. плюс лишь в том, что будет чем перед другими мамашами хвалиться, а марз мамочка своего ребенка возможно не застанет)))
Читала и полностью согласна, но всё же предлагаю ребенку то, что ей самой интересно, важно не тормозить. Супер-пупер раннее развитие вообще не поддерживаю
Яна, На моем опыте именно так и действует развитие ребёнка лучше всего. Пока интерес есть пичкаю свою информацией по самое не могу?
А еще важно учить вести себя в магазине, в гостях, среди взрослых...
Большинство мам на таких вещах не циклятся, а вот мне очень не хватало таких навыков.
Щас глянула — у вас сын. Мальчики — другое. Но будь у меня сын, я бы предпочла хорошую компанию друзей, как у моего бывшего (это плюс был неоспоримый — друзья). Эдакий компромисс между улицей и домашним ботанизмом.
Уже читала. В общем-то согласна.
Судя потому, что подруги рассказывают о современных садиках и школах на Украине, там мучают детей. Эти все собеседования в школу и т.п. Нагрузки много, эффективность хреновая, если честно. Погоня за количеством устаревших знаний. Толку в зазубривании стиха Есенина? Ну развивает память, но можно чем-то актуальным развить. Хотя бы английской лексикой. А вот куда полезнее привить любовь к поэзии, научить понимать исторический контекст, когда поэзия создавалась. И тогда ребенок сам может выучить хоть все произведения поэтов Серебрянного века, если захочет. И это будет в удовольствие ему.
То же самое с формулами и фактами в точных науках. Их можно найти в той же википедии. А вот научить искать и манипулировать данными -задача школы. Учат ли этому в результате — не знаю. Что-то пока о гениальностм украинских ученых не слышно ;(
Как вовремя статья!!! Как раз на днях рылась в инете и собралась заказывать книгу "после трёх уже поздно". Теперь задумаюсь и сначала ещё почитаю по теме. Спасибо!!