математика для малышей ( подборка)

Математические игры для детей от 1,5 до 3 лет помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие «много — мало» очень важно. Освоив его, малыш сможет перейти к сравнению «больше — меньше», а затем к счету.

Математическая игра для детей «Много — мало» (от 1,5 до 3 лет)

Чему учимся: Сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Понадобится: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Как играть: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много.

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше.

Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

Математическая игра для детей «Ягодки на ладошке» (от 1,5 до 3 лет)

Чему учимся: Cложению, вычитанию; прямому и обратному счету; выделению единичного объекта из множества.

Понадобится: 2 листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко.

Как играть: Вырежьте с ребенком 5-6 картонных ягод (круги диаметром 2-3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им может стать ведерко, мисочка или корзинка.

Спойте песенку «По малинку в сад пойдем...» или любую другую песню про ягодки. Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок». «Вот сколько ягодок нашли!».

Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок» и уберите до следующего раза.

Когда вы решите снова поиграть в эту игру, скажите малышу: «Давай собирать ягодки прямо в ладошки». Разложите ягодки и, собирая, кладите прямо себе в руку: «Одна, еще одна! Две! У мамы две ягодки!» А теперь кладите ягодки в ладошку малышу: «Одна, еще одна, еще одна! Вот сколько! Три! А у Дани три ягодки!» Уберите со своей ладони одну ягодку: «А теперь сколько у мамы ягодок? Одна!» Уберите еще одну и спросите: «А теперь сколько?» И покажите малышу пустую ладошку: «Нет ягодок! Ноль!» Затем можно посчитать ягодки малыша.

Варианты: Сядьте за стол и положите перед собой чистый лист бумаги. Посадите ребенка к себе на колени. Положите на лист бумаги свою ладонь, чуть разведите пальцы и обведите руку ярким фломастером. Уберите руку с листа и удивитесь: «Ой, получилась мамина ладошка!» Если малыш не сопротивляется, обведите и его ладошку. На одном листе бумаги получилось две ладошки — большая и маленькая! Теперь повторите игру с ягодками, накладывая ягодки на нарисованные ладошки. Можно раскладывать ягоды не одного, а двух цветов — красные и синие.

С бумажными ладошками очень легко поиграть в сложение и вычитание. Положите на ладошку одну ягодку (любого цвета). Скажите: «Вот одна ягодка. Давай положим еще одну. Сколько стало? Правильно: две!» Можно показать на пустую ладошку рядом и сказать: «А тут нет ягод. Давай положим одну? Клади одну ягодку! Теперь сосчитаем, сколько получилось: на маминой ладошке две ягодки, а на Ваниной — одна! Сколько всего? Одна, две, три ягодки!»

Таким образом, в данной математической игре для детей, вы можете пересчитывать, складывать, вычитать ягоды одного или двух цветов на одной и двух ладошках одновременно. Не стоит брать большое количество ягод. Для освоения операций сложения, вычитания, сравнения и пересчета вполне достаточно пяти ягод.

Математическая игра для детей «Мишка собирает ягоды» (от 1,5 до 3 лет)

Чему учимся: Счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много — мало».

Понадобится: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка.

Как играть: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды:

По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.
Мы малинку наберем, наберем, наберем.
Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.

Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш поиграет за мишку.

Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1 ягода) и красные (4 ягоды).

О считалочках

Эта игра познакомит ребенка с порядковым счетом. Для этой игры приготовьте игрушки.

Процесс игры: нужно поставить на столе в один ряд игрушки. Скажите, что в гости придет мудрая сова и будет играть с вами в игру. Следует правильно отвечать, кто стоит на 1-ом, 2-ом и т.д. местам. Считайте слева направо. Например: «Кто стоит между зайчишкой и медвежонком?». Ответ: «Здесь стоит белка. Она вторая». И тому подобное. Обратить внимание нужно и на то если игрушки считать правильно: справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут в итоге последними.

Закрепите полученные знания: можно оставить игрушки друг за другом, то есть паровозиком. Вы все дома? Можно поиграть в паровозик. Кто будет первым? Папа или мама?

Решать это должен ребенок. Стоит обращать внимание и на то откуда ведется счет.

Нужно выяснить, кто стоит на втором месте: бабушка, мама. А кто на третьем? А если паровозом будет последний вагон, что тогда изменится, каким будет порядковый счет?

Если вы занимаетесь своими делами на кухне, можно поиграть в новую игру. Поставить на стол разную посуду: чашку, тарелку, ложку и др. Нужно спрашивать, что стоит на 1-ом, 2-ом, 3-ем месте. Можно менять посуду местами. Теперь они и по счету будут уже иными.


От 3х лет

Как помочь ребенку выучить цифры

Ваш ребенок научился считать до 10, а вот запомнить цифры не может. Малыш может путать схожие по написанию цифры, такие как 4 и 7, или 6 и 9, может путать цифры и буквы или цифры и числа. Также часто у детей возникают проблемы, когда нужно соотнести количество предметов с соответствующей им цифрой. Чтобы помочь ребенку быстрее выучить цифры, поиграйте с ним в игры с цифрами. Предлагаю вам некоторые из них.

Игры с цифрами

Цифры наощупь. Приготовьте вырезанные цифры разных размеров и обклейте их бархатной или наждачной бумагой. Приготовленные цифры сложите в коробочку или непрозрачный мешок. Ребенок должен обследовать цифру пальцами, не глядя на нее и угадать, как она называется.

Найди пару. На альбомном листе бумаги нарисуйте или наклейте вразброс цифры разного цвета и размера. Из этого разнообразия цифр ребенок должен найти одинаковые, несмотря на отвлекающие признаки.

Цифры на спине. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка задуманную цифру. Задача ребенка угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.

Заранее приготовьте карточки с цифрами и числовые карточки. Ребенку дайте несколько числовых карточек, например с одним, двумя и тремя кружками. Также вместо кружков на числовых карточках могут быть изображены различные картинки: цветочки, бабочки, зайчики, ягодки и т.д. Покажите ребенку карточку с цифрой и попросите показать карточку, на которой столько же кружочков (цветочков, бабочек, ягодок)

Второй вариант игры: с одной стороны перед ребенком разложите несколько числовых карточек, а с другой стороны – карточки с цифрами. Задача ребенка к каждой числовой карточке подобрать соответствующую карточку с цифрой.

Дайте ребенку карточки с цифрами. На стол поставьте несколько одинаковых игрушек: например, две машинки, предложите малышу показать карточку с соответствующей цифрой, и обязательно назвать цифру, затем замените игрушки.

Сколько точек на кубике. Взрослый бросает кубик, ребенок смотрит, сколько точек выпало, называет соответствующую цифру и показывает карточку с цифрой или рисует эту цифру на листе бумаги.

Далее игру с кубиком можно усложнить. Взрослый бросает уже два кубика, а ребенок должен посчитать, сколько точек выпало на двух кубиках вместе. Если получается число больше десяти, можно для интереса выкрикивать что-то вроде «ку-ка-ре-ку» или «гав-гав»

Домик с цифрами. На альбомном листе нарисуйте домик. Вертикальными линиями разделите его на 3 части. Посередине положите карточку с какой-нибудь цифрой. Задание для малыша: найти соседей этой цифры, слева положить предыдущую цифру, а справа — последующую.

С помощью этой игры вы с легкостью научите ребенка ориентироваться в пространстве, находить правую и левую сторону, а также выучите порядок расположения цифр.

Высокий дом. На альбомном листе бумаги нарисуйте девятиэтажный дом. Дайте ребенку карточки с цифрами и предложите пронумеровать каждый этаж.

Какой цифры не хватает. Разложите на столе цифры по порядку от 1 до 9. Затем попросите малыша закрыть глаза или отвернуться. Уберите одну карточку. Малыш должен определить, какая карточка спряталась.

Игры с пальцами.

Сколько пальцев. Показывайте ребенку разное число пальцев на руке или на двух руках (остальные загнуты). Ребенок должен найти, показать и назвать цифру, соответствующую количеству пальцев.

Состав числа. Определитесь, состав, какого числа будете учить, например состав числа четыре. Взрослый показывает несколько пальцев на руке, например 3, ребенок должен показать 1 палец. При этом ребенок должен назвать число пальцев, которое показал взрослый и число пальцев, которое показал он сам, а также, какое число получится.

Считаем пальцы на руке. Ребенок считает и загибает пальцы на одной руке, затем разгибает, начиная с последнего, и считает в обратном порядке. Затем считает на двух руках.

Диагностика представлений детей дошкольного возраста о цифрах

Если вы хотите определить, насколько хорошо ваш ребенок знает цифры, проведите с ним несколько несложных игр.

1.Чтобы выяснить умеет ли ребенок называть цифры в соответствии с порядком чисел, предложите ему написать цифры по порядку.

2.Ребенок должен уметь называть цифры от единицы до девяти в произвольном порядке. Предложите ему найти цифры на карточках и назвать их.

3. Умеет ли ребенок обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Предложите малышу сосчитать, сколько кружков (ягодок, цветочков) на картинке и подобрать соответствующую цифру.

4. Насколько хорошо ребенок может соотнести цифру с количеством предметов. Предложите ребенку подобрать к карточке с цифрой соответствующую числовую карточку или отсчитать нужное число игрушек.

Оценка результатов

Высокий уровень знаний: ребенок выполняет задание самостоятельно или с небольшой подсказкой взрослого.

Средний уровень: выполняет задание самостоятельно, но не полностью или после объяснения взрослого.

Низкий уровень: ребенок не может справиться с заданием или справляется только при помощи взрослого.


МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев
12211155

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Яна Пилина
Яна Пилина
Санкт-Петербург
Нам это актуально. Спасибо за подборку.
Пожаловаться
МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев
Я про вас как раз и вспомнила, когда нашла этот материал:-)
Пожаловаться
Яна Пилина
Яна Пилина
Санкт-Петербург
МамоНесс 
Я так и подумала :))) Выучили уже цифры 1,2,3. Узнаёт теперь их везде. Теперь надо остальные и сложение, вычитание — мне понравилось, как обыгрывается. Попробуем.
Пожаловаться
САВа
САВа
Совище
11 лет
Санкт-Петербург

Спасибо))) я пока на больняке озадачилась развитием ребенка, буквы ловко пошли, но я не перехожу к новой пока предыдущие в подкорке не отложатся.

А вот с математикой в точку, считать до 10 умеет, но соотношение с цифрами беда.

Я может не часто комментирую, но всегда слежу за вашими постами с развивайками)

Пожаловаться
Елена
Елена
Томск




Пожаловаться
Ольга Толстенёва
Ольга Толстенёва
Денис
19 лет
Дмитров
Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
8 лет
Каспийск

а вы цифры знаете уже?

у нас счет до 10, точнее до 7 а там как получится.ну и все же иногда пропускает 3 или 4, а цифры только пока это слово знает и отличает их от букв, а сами еще и не вникали

Пожаловаться
МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев

мы цифры до 5 знаем как выглядят, но вот со счетом беда просто. С натяжкой по порядку до 4-5 считает, иногда даже ленится, сразу не знаю, не помню заявляет… и считать просто от фонаря может 1, 7, 3 ,5 ,7, 9, 8, 7Не знаю даже почему не дается, видимо на генетическом уровне не математик))) Дарина у меня тоже долго вразброс считала. я поэтому и стараюсь не грузить сразу всем десятком, а хорошо отработать счет до 5, а потом дальше двигаться

Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
8 лет
Каспийск
МамоНесс 
ну да не математический склад ума может!
Пожаловаться
Ирина Патина
Ирина Патина
Игорь
8 лет
Омск
У нас раньше 3 пропадала, потом 4, теперь 7))) а так до 9 считает. Но количество определяет безошибочно только до 3-4. Дальше все много)))) зато номера машин читает на отлично! И буквы и цифры.
Пожаловаться
МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев
Пожаловаться
Ксюша Несповитая
Ксюша Несповитая
Анастасия
9 лет
Лозовая

а у нас иногда 6 куда-то девается




Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Белореченск
Пожаловаться
Jenny
Jenny
Марк
20 лет
Саша
17 лет
Шарлотта
9 лет
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Киев

спасибо, попробуем еще и так)))… у нас как счет идет, так цифру три и выпускает, сколько не говорю, а она все-равно — 1,2, 4....(((

Пожаловаться
Liuba Hart
Liuba Hart
Max
8 лет
Alex
6 лет
у нас также) цифра 3 выпадает, а в английском 4… почему-то
Пожаловаться
МамоНесс
МамоНесс
Фасолька
11 лет
Агурчик
8 лет
Киев
Нам 4 не даётся и вообще по порядку только до 4- х считает, дальша хаос
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Киев
Liuba Hart 

не, в английском нормально до 5 считаем, а на русском до 10, но без 3)))

Пожаловаться
Юленька
Юленька
Кира
11 лет
Новокузнецк
Супер… будем пробовать
Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

интересные задания. Спасибо!

Пожаловаться
Зайка
Зайка
Липецк
спасибо)) будем экспериментировать)