Ребёнок не хочет ходить в детский сад. Статья.

Сегодня дискуссий на тему, отдавать ребенка в детский сад или нет, существует великое множество. Кто-то считает, что ребенку однозначно лучше дома, где есть возможность учесть все индивидуальные особенности, другие считают, что домашнее воспитание не дает комплексного всестороннего развития. Психологи советуют рассматривать каждую ситуацию индивидуально: учитывая и характер ребенка, и условия садика, и домашнюю обстановку. Но если вы уже приняли решение ходить в детский сад, а ребенок всячески саботирует это решение, в чем может быть причина и что делать в этом случае – об этом мы и поговорим в нашей статье.

Юлия Магомедова,

детский и семейный психолог,

специалист Центра снижения веса доктора Гаврилова

Не важно, какой детский сад вы выбрали – государственный или частный, необходимо пройти адаптационный период, который длится от 2 недель до 3 месяцев. В это время малыш постепенно привыкает сначала недолго, потом более длительный период оставаться без мамы, знакомится с другими детьми, привыкает к воспитателям. Если прошло время, а ваш малыш до сих пор с плачем и криком собирается в детский сад, значит, на это есть веская причина. Какая?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

  1. Особый тип характера. Часто родители принимают решение о нахождении ребенка в детском саду по причине выхода мамы на работу и финансовой ситуации в семье, при этом не учитывая характер ребенка. Здесь мы не рассматриваем частые пропуски по болезням, что само по себе говорит родителям о психоэмоциональном дискомфорте малыша, который проявляется через болезнь. Есть детки, психика которых устроена по-другому, чем у большинства других детей, они чувствуют себя некомфортно в среде своих сверстников и предпочитают играть в одиночестве или в компании понимающих взрослых. Это шизоидный тип характера, не путать с психиатрическим диагнозом – шизоид! Они неохотно впускают других людей в круг своего доверия, как правило, такие детки высокоинтеллектуальные, у них богатый внутренний мир, но делиться с другими этим миром они не спешат. Эти дети не ориентированы на общение со сверстниками, они чувствуют себя небезопасно в помещении, где много народу. Если родители, невзирая на психологические особенности такого ребенка, все-таки отдают его в детский сад, такой малыш становится там «белой вороной». В обиду себя он, конечно, не даст, но и завоевать уважение сверстников ему не удастся, ведь для этого необходимо общаться, а это маленьким шизоидам неинтересно, его больше увлекают интеллектуальные задачи, с которыми он будет справляться с поразительной легкостью.

Что делать? Для таких деток лучшим решением будет нахождение с любящей бабушкой, гувернанткой или няней плюс посещение дополнительных развивающих занятий типа шахмат, плавания и т. д. Именно к таким детям очень важен индивидуальный подход.

  1. Ранний возраст малыша. Сейчас существуют частные детские сады, где деток принимают буквально с 1 года и обещают родителям исключительный уход, максимально приближенный к домашним условиям. С точки зрения психологии все не так просто. Наиболее оптимальный возраст, при котором малыш психологически готов к вхождению в социум, это 3 года, когда психика и иммунитет ребенка готовы к вхождению в широкий круг социума, конечно, есть и исключения. Ведь для того, чтобы отстаивать свои интересы, что обязательно в любой социальной системе (детский сад, школа, работа), необходимо понимание того, что меня любят и у меня есть надежный тыл, ощущение безопасности и принятия, которые формируются в определенное время.

До года нахождение дома рядом с мамой для ребенка жизненно необходимо, именно с мамой, а не с бабушкой и няней. В этот период закладываются тонкие, глубокие отношения между матерью и ребенком: как мама реагирует на эмоции ребенка, как она понимает, что он хочет, как она помогает и поддерживает, как учит – все это в дальнейшем станет матрицей отношений между ребенком и всем остальным миром.

С 1 года до 3 также важно нахождение ребенка дома с мамой: иммунитет ребенка только формируется и он еще не готов надолго оставаться без мамы.

Что делать? Продолжать ходить в детский сад, только не на весь день, а на полдня или несколько часов, Также можно прибегнуть к помощи няни на полдня, бабушек, походить на плавание, танцы или на любые развивающие занятия в группе.

  1. Манипулятивный вариант поведения. То, что дети иногда манипулируют взрослыми, ни для кого не секрет, но часто ли мы, родители, задумываемся о своей роли в этой игре? Манипулятивный вариант поведения ребенка, когда он не хочет ходить в детский сад, характерен для тех семей, в которых ребенок является кумиром. С детских лет эти дети окружены повышенным вниманием всей семьи, желания малыша ставятся на первое место и выполняются беспрекословно. В процессе взросления дети улавливают: для того чтобы добиться того, что нужно мне, никаких усилий прилагать не надо, все и так исполнят. И когда такие дети приходят в детский сад, они поражены и расстроены тем, что здесь их желания не выполняются по первому требованию, здесь есть установленные нормы и порядки, особая иерархия, воспитатели, которых необходимо слушаться. Безусловно, ребенка такая ситуация приводит к глубокому стрессу. Некоторые приспосабливаются к новым условиям и становятся лидерами, тем самым реализую свою потребность в доминировании, а кто-то пасует перед сложностями, так как не знает, как с ними справляться, и проявляется это в виде ужасных истерик и протеста против детского сада.

Что делать? Прежде всего – менять стиль отношений в семье, ребенок должен понимать, что в семье главные – мама и папа. Также необходимо учить общаться с другими детками на равной позиции, делиться, заводить дружеские отношения, учитывать мнение и желание других людей.

  1. Ребенок стал изгоем. Это можно узнать, просто пообщавшись с воспитателем и понаблюдав за ребенком в группе. Такое случается чаще всего из-за каких-либо внешних характеристик, на которые взрослые могут не обратить внимания: очки, необычная прическа, имя, какой-то из элементов одежды. В дальнейшем сломать сложившееся впечатление будет нелегко. Если у малыша сильный характер, он найдет выход и сможет изменить мнение о себе, если ваш ребенок стеснительный, мнительный, нерешительный, то, скорее всего, он станет объектом насмешек и издевательств со стороны других детей.

Что делать? Прежде всего – формировать в ребенке уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки, особенно сотрудничество, также необходимо умение постоять за себя и отстоять свою точку зрения.

  1. Слишком строгий и требовательный воспитатель. Такое встречается нечасто, так как большинство родителей, выбирая детский сад для своего ребенка, уделяют большое внимание личности воспитателя, и это правильно, ведь в ваше отсутствие именно он будет следить за безопасностью и порядком, к нему будет обращаться ваш ребенок, если будет необходимость. Поэтому важно, чтобы у воспитателя и у родителей были похожие взгляды на воспитание детей, стиль общения, меры и способы наказания и поощрения.

Что делать? Пообщаться, понять, какие ожидания у воспитателя относительно вашего ребенка, такое часто происходит и в школе.

  1. Некомфортные условия в садике. Обратить внимание на такие мелочи: при каких условиях дети ходят в туалет, как спят, как едят. Условия детского сада не должны кардинально отличаться от домашних. Если ваш ребенок стеснительный и привык ходить на горшок в одиночестве, уединившись в туалете, то условия детского сада не всегда позволяют сделать это в уединении. То же касается и дневного сна малыша, некоторые детки легко засыпают просто в тишине, для кого-то важна обязательная сказка или песенка.

Что делать? Поговорить с воспитателями и заручиться их помощью, будь то любимая сказка ребенка или игрушка, которую он кладет с собой в кроватку, возможность есть со своей любимой тарелки. То есть необходимо создать для малыша знакомые и привычные условия.

  1. Языковой барьер. Такое встречается, когда ребенок плохо понимает язык общения, который принят в группе. Например, отдают ребенка в казахскую или английскую группу в надежде на то, что ребенок заговорит на этом языке. Это очень рискованный шаг, так как малыш фактически оказывается в словесной изоляции, кроме того, логопеды не рекомендуют вводить второй язык в обиход ребенка, пока он не будет хорошо говорить на одном языке и выговаривать все звуки.

Что делать? Пусть ребенок ходит в тот сад, где язык общения является понятным для него. Если родители решили, что ребенок должен знать несколько языков, лучше ходить на дополнительные занятия.

Детский сад – это место, где ваш ребенок не только общается с другими детьми и учится строить социальные связи, это еще и место, где он обретает самостоятельность, учится навыкам самообслуживания и приучается к порядку. Именно поэтому очень важно, чтобы этот важный этап в жизни малыша проходил в то время, которое будет оптимальным именно для вашего ребенка, и в тех условиях, которые были бы комфортны для него. Удачи вам, и помните: только вы решаете, что является лучшим для вашего ребенка.

Журнал «Клуб родителей » № 01(67) Январь2015


Юлия Магомедова
Юлия Магомедова
Николай
9 лет
Краснодар
061237

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ольга
Ольга
Алматы

Мы с сентября в казахскую группу ходили, болели просто постоянно!!! безвылазно( хотя ребенок выходила довольная с сада, в те дни что вообще туда ходили. Но вечером говорила, что не пойдет в сад. Вот уже 2 дня как перевели нас во вторую младшую, там детки чуть по старше почти никто не плачет, воспитатель разговаривает на русском, очень грамотная! Доча вчера сказала, что завтра пойдет и что хочет остаться там на сон=))) Очень надеюсь, что новая обстановка нам поможет и мы перестанем из 4х недель месяца болеть 3

Пожаловаться
Ирэн
Ирэн
Алматы

нам повезло с воспитателем ребенок с удовольствием ходит)ттт

Пожаловаться
Юлия Магомедова
Юлия Магомедова
Николай
9 лет
Краснодар
здорово! а что за сад?
Пожаловаться
Ирэн
Ирэн
Алматы

мы в государственный ходим

Пожаловаться
Lovemygirls
Lovemygirls
Марьяна
9 лет
Краснодар
Моя больная тема (
Пожаловаться
Лёлечка
Лёлечка
Арина
10 лет
Краснодар

Блин, с нашими садами я б вообще туда не отдавала детей!!!!