Расскажу вам о книге, которая поразила меня — «Мальчики и девочки — два разных мира» Еремеевой и Хризман. Если вы ее не читали, то, возможно, после моего краткого описания, вам захочется это сделать. Эта книга об исследованиях ученых нейрофизиологов, которые, исследуя записи биотоков головного мозга детей, пришли к очень интересным выводам.
Книга рассказывает о психических различиях мальчиков и девочек, о том, какие стратегии воспитания лучше выбирать, воспитывая оба пола, а также о различиях детей с преобладающим правополушарным и левополушарным типом мышления. Ученые отталкиваются от того, правша ребенок или левша, при этом ребенок может быть не только праворуким, но и правоглазым или правоухим, а может сочетать в себе разные комбинации левши и правши.
Эти комбинации очень сильно влияют на способность ребенка знакомится с окружающим миром, на его способности обучатся тем или иным способом. Но самый главный вывод в книге в том, что подход можно найти к любому ребенку. К сожалению, современная система обучения устроена таким образом, что ее стандарты подходят далеко не всем. Если ребенку повезло, то он учится так, как ему комфортно, а если нет, то система обучения начинает ломать его психику и, скорее всего, ребенок не справится с адаптацией к несвойственным ему правилам. И эта книга о том, как избежать или нивелировать последствия такого обучения.
На самом деле очень сложно рассказать в двух словах, о чем эта книга, поэтому я просто приведу здесь несколько цитат, которые мне понравились.
«Давайте зададимся вопросом: если среди мальчиков так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы — мужчины?
Начнем искать различия мальчиков и девочек, взглянув на их функции, заложенные природой. В природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции, по крайней мере у большинства млекопитающих. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех) может слабо отразиться на числе потомства, тогда как гибель части самок способна заметно снизить размер популяции. Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Этим определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата — и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.»
Получается, в школе мальчики занимаются не всегда тем, что им нравится. И если учитель не смог заинтересовать их, поставить перед ними задачу в интересной форме, то это может попросту не развить у мальчиков исследовательский интерес и тягу к познанию.
Девочки же напротив, любят типовые задачи и шаблоны, любят правила, любят им следовать. И в отработке понятной им схемы могут достичь совершенства.
«Обратимся к истории. Уже знакомый нам В. А. Геодакян напоминает, что вязание изобрели в Италии в XIII веке мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать и отступили. Теперь вязание — дело сугубо женское. И так было во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили ее до высот совершенства. В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.»
Вот еще хороший пример из книги:
«Тех же детей на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности — конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки и началось… Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»… Наконец тема строительства исчерпана. Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы — для тяжести». Новая версия. Опять лес рук девочек и самые разные предложения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей. И опять мальчики: «Можно положить на кирпич доску, и получатся качели», «Можно их бросать, как снаряды» и т.д. Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая.»
«В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемое к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.»
Или о том, что бесполезно ругать мальчиков:
«Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия.»
Кстати, в книге также написано, насколько опасно ругать девочек. Но вернемся к мальчикам. Как видите, им не просто угодить, и не факт, что предложенный формат обучения им понравится или заинтересует. Но если ребенок не любит картошку пюре, это не значит, что он не будет есть картошку фри. Перебирайте варианты подачи материала, предлагайте разные формы, ищите, что его может заинтересовать. И пусть все идет не по плану, просто дайте ему новый опыт. Если уж мамам и жаловаться на своих неугомонных мальчиков, им стоит признать, что в их малышах заложен огромный потенциал.
И про загадки асимметричного мозга:
«Многие думают, что левшество — это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребенка жесткими мерами, а дальше все пойдет так, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь. Левшество — это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей этого организма, а точнее — от особенностей строения мозга ребенка.»
«Правому полушарию (левшам) соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!»), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление. Отсюда следует, что интуиция — это не что-то второстепенное, второсортное, а результат огромной работы мозга, ход которой скрыт от нас.»
«Например, если мы говорим малышу: «Ну, ты и молодец, все игрушки разбросал», — он может не понять нашей иронии и считать, что его похвалили, т.к. эмоциональная и рациональная стороны высказывания противоречат друг другу.»
Кстати, интересный факт о детях, чью речь родители часто описывают как «болтает на своем языке»:
«Дети с гештальным типом развития речи, а это в основном левши и небольшая часть правшей, сразу строят нерасчлененный текст, то есть сначала строят предложение, в котором пока нет ни одного слова. Это выгладит как непонятное бормотание, имеющее мелодию речи. Затем ребенок начинает встраивать в это бормотание отдельные слова, которые он научился говорить. При этом для него важнее не точность воспроизведения звуков, а ритм и музыка слова. Кошку он никогда не назовет «ки», а скорее «ти-тя» (измененное «киса»). Итак, ребенок-«аналитик» идет от слова к развернутому высказыванию, а «гештальтник» — от развернутого высказывания к овладению отдельным словом. Именно из «гештальтников» часто вырастают художественно одаренные люди.»
«Вообще «чистых» правшей или левшей не существует, и если расставить всех людей по степени праворукости, то у нас получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам. В том, что у каждого из правшей имеется как бы «скрытое левшество», нетрудно убедиться с помощью специальных тестов. У человека, кроме ведущей руки, имеются и ведущий глаз, ухо, нога.»
И для тех, кто считает, что к школе все само разовьется:
«Вообще в мире сейчас существует такая точка зрения, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следовательно, и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично, по- видимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления шестилетнего ребенка еще является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении.»
О детях с высокой степенью развития праворукости, т.е. с преобладанием левого полушария над правым:
«Оказалось, что уже в 3 года у детей с большей праворукостью хуже развита речь. У них меньше запас слов, менее богата собственная речь, они путаются в падежных окончаниях, неправильно употребляют предлоги и множественное число, хуже чувствуют и используют интонационные характеристики речи. Две трети детей этой группы по своему речевому развитию не соответствует средневозрастным показателям. А у детей того же возраста с меньшей степенью праворукости развитие речи значительно лучше. Среди них у 70% показатели развития речи выше нормы.»
И еще:
«Но все мы разные, и каждый вписывается в этот асимметричный мир по-своему. И долгий путь формирования мозга и психики у каждого, вступающего в этот мир, свой. Но, к несчастью, мы ведем ребенка к знанию часто совсем не той дорогой. А дорога эта одна — общепринятые в данное время и в данном детском учреждении программы и методики обучения. И счастлив тот ребенок, воспитатели которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая именно его быстрее всего приведет к цели. Это трудный путь для любого родителя и педагога, но его итог — здоровье и успехи нашего ребенка, его будущее.»
Думаю, нет смысла продолжать вырывать из книги мысли, там всего 90 страниц. И все эти 90 страниц пестрят информацией, которую обязательно надо принять к сведению.
Надо скачать, спасибо за наводку
спасибо, обязательно посмотрю, есть пару моментов, что очень заинтересовали
Спасибо почитаю книгу заинтересовала
надо почитать, заинтересовало
Почитаю обязательно! Спасибо! Мы с рождения замечаем, какие они у нас разные. Мало того, что два разных человека, так еще и мальчик, и девочка. Вот с левой рукой у меня мама пытается бороться. Хорошо, что она далеко и не может сильно давить и переучивать. Тем более пока все равно не понять, левша или правша. Но сына чаще все делает левой.
А где можно найти эту книгу?
очень интересно.