Седьмой-девятый месяцы жизни малыша

В статье цитируются главы из книги «Мой первый год»


Я стал совсем большой, мне исполнилось 7 месяцев, а скоро будет 8 и даже 9. Мама говорит, что ее малыш превратился в метеор, бабушка считает меня крайне неугомонным ребенком. Это неправда! Может быть, я действительно не могу ни минуты спокойно посидеть на месте и непрерывно что-то делаю и что-то ищу, мне все время что-то нужно, но это потому, что я в настоящее время – научный работник, великий исследователь неизвестных миров, а может быть, просто разведчик, собирающий секретную информацию. Моей основной задачей в этом возрасте остается активное собирательство самой разной информации об окружающем мире, и взрослые активно помогают мне в этом (а в некоторых семьях почему-то мешают). Я с удовольствием занимаюсь изучением свойств каждого предмета и выясняю, какие конкретные действия с предметами приводят к определенным результатам, при этом, моим главным способом изучения является подражание взрослым. Мои руки свободны и всегда готовы к точным согласованным движениям в новых исследованиях. Обычно я подолгу занимаюсь игрушками и разнообразно действую ими в зависимости от их свойств: многократно перекладываю игрушки из руки в руку, стучу ими по столу, извлекаю звуки, бросаю вниз… Я энергично подражаю действиям взрослого: толкаю мяч, катаю машинку, сбрасываю крышку с бидончика, трясу колокольчик и прочее. Чтобы я быстрей и с удовольствием научился ползать, мама использовала полотенце, которое подсовывала под мой животик. С помощью полотенца она придавала мне позу для ползания на четвереньках, покачивала вперед-назад, облегчая мне ползание, а иногда переносила меня немного вперед. Так я заинтересовался ползанием и вскоре научился уверенно ползать за игрушками, четко выполняя движения руками и ногами, быстро и любым способом меняя направление. Я превратился в маленькую ракету, которая постоянно перемещалась по квартире. Я легко научился способности самостоятельно садиться по следующей программе: поворачиваю голову, чтобы увидеть игрушку, ложусь на бок, опираясь на руку и затем усаживаюсь; умею сидеть прямо. Совсем недавно произошло маленькое чудо: удерживаясь ручками за опору, я встал на колено и одну ногу, а затем сам встал на обе ноги и выпрямился. В этот момент в комнату зашла мама и увидела меня, гордо стоявшего с опорой на прямо расставленных ногах. Это был большой праздник для нас всех. Мне понравилось стоять и с этого дня я проводил немало времени в вертикальном положении. Научиться ходить за игрушкой или по приглашению взрослого (боком, переставляя руки по опоре, переступая приставным шагом) уже было делом техники… Моя мама – великая выдумщица! Каждый день она придумывает для меня новые игрушки и увлекательные занятия. Вот она разложила передо мной несколько маленьких пластмассовых бутылочек, в каждой из которых было немного песка, бобов, пшена или воды. Я играю с бутылочками, трясу их и стучу друг о друга – они все шумят по-разному. Мне удалось открыть одну бутылочку, вода вылилась на меня – я очень удивился. Хорошо, что в бутылочке была вода, а не бобы, которыми можно подавиться! Мама, не теряй бдительности! После того, как я научился иногда открывать эти бутылочки, мама всегда контролировала эту игру. Теперь в этой игре появились резиновые пищащие игрушки, и мама учит меня, какие игрушки нужно сжимать (чтобы они пищали), а какие нужно трясти (чтобы они гремели). Несколько тренировок, и я точно знаю, что каждая игрушка издает определенный звук, и что нужно для этого сделать. Но больше всего мне нравится греметь бубенчиком и грохотать коробкой с орехами (правда, бабушка от этого не в восторге). Неплохо у меня получается играть с кастрюльками, ложками, чашками – некоторые из них залезают друг в друга, и все они здорово шумят. Интересно, почему деревянная ложка стучит иначе, чем металлическая, и почему большая чашка никак не помещается в маленькую кастрюльку. У меня появились новые игрушки, я научился катать мячики и машинки, толкать маленькую коляску, возить за веревочку тележку и стучать палочками по барабану. Я толкаю мячик маме, мама папе, а папа снова толкает мяч ко мне – неплохая семейная игра.
Временами мы с папой занимаемся изучением предметов, имеющих сложную геометрическую форму и поверхность: разные впадины, выступы, канавки, бороздки, дырочки. Очень интересно рассматривать и ощупывать такие вещи, при этом очень полезно для развития. У папы для меня всегда есть игрушки с кнопочками, тумблерами и ручками, которые можно поворачивать, щелкать, включать и выключать (фонарик, маленький радиоприемник, пульт от телевизора, будильник и другие). Главное, чтобы такие действия приводили к определенным эффектам (например, нажимаю кнопочку – загорается фонарик, дергаю за веревочку – включается торшер и т.д.). Однажды во время обеда я нечаянно столкнул со стола пустую кастрюльку – вот было грохоту, но мне понравилось. С тех пор, когда у меня есть возможность, я швыряю разные предметы на пол, смотрю и думаю: вот упал мячик – он долго-долго прыгает, вот упала крышка от кастрюли – она гремит, а упавшее полотенце не произнесло ни звука. Любопытно, почему так происходит?..
К нам пришла гостья, лучшая мамина подруга. Она подходит и пытается заговорить со мной. Я настороженно смотрю на нее и жду, что будет дальше. И тут мамина подруга совершает непростительную ошибку: она пытается взять меня на руки. Катастрофа! Что тут началось! Я страшно испугался и завопил изо всех сил, тетя и мама тоже испугались и бросились меня успокаивать. Прошло немало времени, но я успокоился лишь тогда, когда тетя спряталась в другой комнате. С тех пор я не дружу с этой тетей. Пришлось маме вплотную заняться этой проблемой. По установленным ей правилам все домашние и гости, выходя из дома, обязательно прощаются со мной, долго машут мне рукой, посылают воздушные поцелуи и весело говорят «пока-пока». Когда мы с мамой уходим гулять, бабушка или папа делают то же самое. Постепенно я к этому привык и теперь всегда активно участвую в таких проводах.
Все наши знакомые, которые приходят в наш дом или встречают нас на прогулке, никогда не выказывают навязчивое стремление общаться со мной: они дружелюбно общаются с мамой, которая им рада, терпеливо выжидают, издалека произносят смешные звуки и строят мне смешные гримасы, при этом, не забывая показывать мне какие-нибудь интересные вещи. Я у мамы на руках в полной безопасности, поэтому тревожусь совсем чуть-чуть. В конце концов любопытство пересиливает тревогу, я постепенно привыкаю и начинаю дружить с незнакомым человеком. Таким образом я начинаю понимать, что все взрослые, общающиеся с моей мамой, добрые, веселые, любящие строить смешные рожицы и играть с детьми…
У меня грандиозное несчастье: моя мама куда-то надолго ушла. Пропал аппетит, настроение хуже некуда, играть не хочется. Бабушка тоже огорчается, но развеселить меня не может. Я долго и горько плачу, и никто-никто не может меня успокоить… Наконец-то мама пришла! Я забираюсь к ней на руки и не слезаю до самой ночи. Тогда мама стала придумывать такие игры, которые помогали бы мне легче переносить разлуку и меньше огорчаться. Конечно, это прятки! Чур, я прячусь первый! Мама укрывает мое лицо пеленкой и тревожно спрашивает: «А где же Даня?», «Куда же Даня пропал? Ку-ку!» Я тихонько замираю, а мама быстро сдергивает пеленку и, улыбаясь, радостно восклицает «Вот ты где! Ку-ку! Я тебя нашла!» В ответ мама слышит мой восторженный визг. Гениальная игра! За игрой время летит незаметно, вот я и нагулял аппетит. Пришлось переместиться на кухню и тянуться к обеденному столу – и мама догадалась, что я хочу есть. Я уже давно ем за общим столом вместе со всеми. У меня есть собственный специальный стул, на котором я восседаю, как троне. Мои родители НИКОГДА не заставляют меня есть насильно. Бедные дети, которых кормят силой! Иногда, чтобы показать мне достоинства пищи, мама пробует из моей тарелки, причмокивая и щелкая языком, от удовольствия. Конечно, мне сразу хочется попробовать то же самое. Совсем новые вкусные продукты мама предлагает по капельке, при этом пробует их сама. Например, положив в мой ротик маленький кусочек банана, мама внимательно смотрит на выражение моего лица. Кормление продолжается, только если мне это приходится по вкусу. Мама научила меня, и в настоящее время я сам умею брать двумя пальчиками маленькие кусочки знакомой еды (печенье, фрукты, сыр...) из красивой неглубокой мисочки и заталкивать себе в рот (вкусно, полезно, к тому же, и тренировка мелких движений). В конце обеда можно немного и порисовать: мама наливает в мисочку немного варенья, я обмакиваю в него указательный палец и рисую им на специальной клеенке. Бабушка в ужасе, а нам с мамой нравится…
После еды мама безуспешно пытается уложить меня спать, но я хочу играть Мама, я расту, и мне сейчас меньше требуется времени для сна! “Борьба” разгорелась не на шутку, наконец, мама уступает (наверно, доктор подсказал) и мы продолжаем играть…
Мама, папа и я обожаем музыку и во время игры часто устраиваем музыкальные перерывы. Когда я слышу ритмичную плясовую музыку, мои ноги сами пускаются в пляс, а спокойная мелодия вызывает у меня успокоение и расслабление. Мама знает, что у меня есть несколько волшебных успокаивающих мелодий, которые даже могут меня усыпить. Но особенно мне нравится танцевать вместе с мамой: я усаживаюсь к ней на колени, она поет песенку и наклоняет меня в разные стороны в такт мелодии… Затем эстафету перехватывает папа, он сажает меня к себе на плечи, и мы танцуем с ним под музыку. Папины и мои движения точно совпадают с четким ритмом мелодии. Мама говорит, что мы танцуем великолепно! Наступил вечер, пришло время купаться. В месячном возрасте, по рассказам мамы, я немного побаивался купаться, а теперь просто обожаю! Как-то мама во время купания пошлепала моими ручками по воде – вокруг брызги, мама смеется, я тоже радуюсь. С тех пор я очень люблю бить руками по воде, брызги в разные стороны, все вокруг в воде – восторг! (А бабушка говорит, что мама меня балует.) Во время купания вокруг меня плавает куча игрушек, я их пытаюсь утопить, а они все равно выскакивают на поверхность воды, но есть игрушки, которые сразу тонут (интересно, почему?). Я уже умею доставать игрушки, которые плавают или лежат на дне.
Вот и день прошел, мама укладывает меня спать. Наверное, днем было избыточное количество впечатлений (приходило много гостей, они брали меня на руки, играли и разговаривали со мной) – всю ночь мне снились яркие, непонятные сны, кроме того, тревожил живот. Я пугался, плакал, метался во сне и просыпался часто-часто. Мама совсем измучилась со мной… Так продолжалось несколько ночей, пришлось посоветоваться с доктором. Он запретил нам устраивать шумные праздники с большим количеством гостей и выписал мне на ночь капельки, которые очень помогли, и мой сон пришел в норму…
Папа купил мне заводную машинку: она гудит и едет за кресло… Пропала… Я в недоумении, куда она делась? Вдруг, машинка выезжает с другой стороны кресла, и я радуюсь – она нашлась. Папа снова заводит машинку, она едет и скрывается за креслом. Я опять теряю ее, вместе с папой мы начинаем поиски, и за креслом находим машинку, ура. После упорной тренировки я быстро самостоятельно нахожу любимую машинку. Мне понравились такие поиски, и я легко нахожу спрятанное под одной из трех салфеток печенье или игрушку под пеленкой. Теперь я без труда могу найти конфету в кармане маминого халата, очки в бабушкиной сумке или связку ключей в папином портфеле. Но больше всего я люблю откапывать игрушки, которые прячет мама в тазик с горохом или песком. При этом, правда, я иногда рассыпаю горох по полу, но зато потом добросовестно помогаю маме собирать его обратно в тазик. Однажды, я нечаянно рассыпал из коробки все ложки, и мы с мамой долго-долго их собирали. Зато теперь после игры я всегда сам собираю свои игрушки в коробку…
Вскоре я сам научился закрывать и открывать свое лицо и теперь умею прятаться сам. Когда я открываю свое лицо, мама всегда радуется и так удивляется: «Откуда же ты взялся?» Я тоже радуюсь, что сам так быстро нашелся. Но вот игра изменилась: мама прячет свое лицо под пеленкой и удивленно говорит: “Ку-ку, а где же мама?" и потом быстро срывает пеленку и радостно восклицает: “Ку-ку, а вот и мама!"
Через несколько дней я сам научился прятать и находить мамино лицо. Здорово, мама исчезает и появляется по моему желанию. Так, незаметно, от игры с закрыванием лица мы перешли к настоящим пряткам. Мама стала прятаться за дверцу шкафа, спинку кровати, убегала в другую комнату и быстро возвращалась и, смеясь, крепко обнимала меня. Главное, я усвоил, что мама обязательно вернется! И я спокойно стал отпускать маму от себя надолго (но мама никогда не злоупотребляла моим доверием).
Этим утром произошло новое событие. Как обычно, после сна мама подошла к кроватке, протянула руки, но не стала брать меня на руки, а просто ждала, что я буду делать. Сначала я немного растерялся, но потом сообразил и в ответ протянул маме ручки. Мама похвалила меня и крепко обняла. Так я научился выражать и показывать свои эмоции и желания не только с помощью звуков, но и жестов (например, чтобы меня покормили, дали игрушку, взяли на руки и т.д.). Использование жестов и звуков значительно облегчило мне «управление» маминым поведением, она очень внимательно наблюдает за моими жестами и почти всегда правильно понимает мои жестовые сообщения.
Кроме того, мама хорошо знает, что для понимания обращенной речи для меня очень важны не только звуки, но и жесты с интонацией, которыми она активно использует в моем обучении. К примеру, мама, когда хочет взять меня на руки, протягивает их ко мне и говорит: «Иди, иди ко мне» или строго качает головой и говорит: «Нет-нет, нельзя», когда я пытаюсь сделать что-то опасное. В моем понимании речи происходят значительные сдвиги, на вопрос: «Где?» я легко нахожу взглядом предмет, расположенный постоянно в определенном месте, а затем и в разных местах, независимо от месторасположения (например, часы, телевизор и прочее). Я прекрасно знаю свое имя – иду на зов или оборачиваюсь, на чужое имя не откликаюсь. Каждый день я узнаю что-то новенькое: как выглядит и лает собачка (“ав-ав”), как мяукает кошка (“мяу-мяу”), как крякает уточка (“кря-кря”), как машина едет (“трр-р”), паровоз гудит (“уу-у”) и так далее.
Наверное, не очень культурно показывать пальцем, но пока я маленький – это лучший способ изучения окружающего мира. На прогулке учеба продолжается: мама показывает мне кошку, собак, машины и рассказывает, кто как “говорит” и шумит. А одна собачка меня даже немного испугала – она подбежала к нам и стала лаять. Но на руках у мамы совсем не страшно, я быстро перестал тревожиться и продолжил свое исследование… Мама показывает на картинку и спрашивает меня: “Как мычит коровка?” Я пальцем тычу в коровку и гордо отвечаю: “Му-у!”. Когда мама дает мне игрушки, она говорит: “Возьми собачку, возьми машинку”, а когда берет их из моих рук, то говорит, например: “Дай мячик”.
Вообще-то, мы с мамой подолгу разговариваем на моем языке. Я повторяю слоги за мамой или, наоборот, говорю “Ба-ба-ба” или “Па-па”, а мама за мной повторяет эти звуки. Мама показывает на бабушку или папу и спрашивает: “Где баба? Где папа?” Когда я правильно смотрю на того, кто мне назван, все ликуют, а мама хвалит и целует меня… А если мама просит: “Иди к папе, дай папе машинку”, и я это правильно выполняю, так это праздник на целый день! Иногда я специально ошибаюсь (просто так, чтобы подразнить родителей), и они наивно огорчаются. Хотя я стараюсь их часто не расстраивать.
У меня есть на полу свой детский уголок: на ковре разбросано множество игрушек, книжек и ярких подушек, а рядом на стене – небольшое небьющееся зеркало, в которое я с удовольствием смотрюсь. Когда я играю с папой в своем любимом уголке, мы с ним подползаем к зеркалу и начинаем строить друг другу смешные рожицы, соревнуемся, у кого смешней…
А сейчас мне хочется поиграть в любимые “ладушки” и я об этом немедленно сообщаю жестами папе. Он берет мои ручки, хлопает ими в ладоши и поет песенку: “Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Полетели, полетели, На головку сели...” При этом мои ручки “летят” и садятся мне на головку. Глубокое восхищение! Естественно, я попробовал все это сделать сам, и у меня получилось (правда, не сразу). Теперь мы играем по-другому: папа поет песенку, а я хлопаю в ладоши и опускаю ручки на головку в конце песенки.
Спустя несколько дней мне исполняется 9 месяцев. Не могу не похвалиться своими новыми достижениями: я умею держать хлеб в руке и откусывать его зубами или деснами, уверенно пить из чашки, придерживая ее двумя руками вместе с взрослым. Мама начинает приучать меня к опрятности, я с пониманием отношусь к ее предложению идти на горшок и не пытаюсь встать с него раньше времени. Естественно, мне не нравиться быть мокрым, и когда мама угадывает подходящий момент, у меня все чаще и чаще получается пописать и покакать в горшок, а не в штаны.


Ишбердина Зульфия
Ишбердина Зульфия
Данияр
12 лет
Уфа
001126

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества