Первый год
Первый-третий месяцы жизни малыша
В статье цитируются главы из книги «Мой первый год»
Кстати, я очень остро чувствую маму, и ее огорчения неизменно страшно расстраивают меня, могу даже заболеть!.. Помните об этом! Даже, если я не вижу маму, я слышу ее, чувствую ее запах (очень не люблю, когда мама меняет свои духи или дает их кому-нибудь) и знаю, что она рядом и в любой момент придет ко мне на помощь, это очень важно для меня...
Мама! Я проснулся и хочу кушать, где ты? Мне приходиться плакать и звать тебя, знаю, что ты постоянно рядом… Я ем, очень вкусно. Пока я маленький, во время кормления мама всегда следит, чтобы при жадном сосании я не захватывал слишком много воздуха (иначе будут срыгивания и боли в животике). Если я все-таки заглатываю воздух, то мама меняет мое положение при кормлении (выше, ниже) или покрепче прижимает мой ротик к груди. Раньше у меня была «неправильная» соска, и я иногда заглатывал воздух, когда пил чай из бутылочки, но ее быстро заменили на другую, и сейчас эта проблема исчезла. Наконец-то поел, теперь можно пообщаться… Надо мной лицо мамы и чувствую ее запах, она что-то ласково говорит, напевает и улыбается: при этом, уже на 2-3 неделе жизни у меня появляется слуховое внимание – я замираю и внимательно прислушиваюсь. Я не просто слышу, я СЛУШАЮ!Примерно в это же время у меня появляется и с каждым днем улучшается зрительное «умение»: я внимательно останавливаю взгляд на мамином лице в течение 5 – 15 секунд и могу проследить его движение до 10 – 20 см. Я не просто куда-то смотрю, я ВИЖУ! Случается нечасто, мои глазки кратковременно «уезжают» к носу, но пугаться этого не стоит. К концу первого месяца я умею длительно прислушивается к голосу взрослого, а также – во время и после звучания погремушки, быстро фиксирую взгляд на игрушке и плавно слежу за ее перемещением, не выпуская ее из поля зрения, поворачиваю голову вправо и влево в момент прослеживания. Для тренировки моего слухового внимания и поворотов головы в сторону папа использует бумагу, клеенку или целлофановый пакет, которые можно комкать и шуршать около каждого уха, по очереди. Я очень поражаюсь таким необычным звукам, чутко прислушиваюсь и пытаюсь их отыскать. Голоса, приятная музыка, яркий, блестящий предмет на пеленке или подвешенный над кроваткой с одной, потом с другой стороны: все это изумляет и побуждает меня поворачивать голову в сторону источника удивления. Чтобы помочь мне быстрей научиться поворачивать голову в сторону, мама отводит мою прямую ручку в сторону, а ручку и ножку с противоположной стороны сгибает – и моя голова непроизвольно поворачивается в сторону вытянутой ручки /АШТР/. Наверняка мама и бабушка хотят, чтобы я развивал музыкальный слух: они поют мне песни, читают с выражением стихи, включают для меня радио или магнитофон (мне больше нравятся классическая спокойная музыка). А папа подарил мне часы-ходики, которые, не спеша, громко тикают на стене, и я от этого быстро засыпаю...Мне нравится рассматривать окружающий мир, и папа гуляет со мной по всей квартире, показывая ее с разных сторон, но больше всего мне нравится хрустальная люстра в гостиной и огромное зеркало в прихожей. Папа всегда носит меня в вертикальном положении, прижимая мою спинку к своей груди и поддерживая головку. Он постепенно уменьшает поддержку и даже разрешает мне несколько секунд самостоятельно держать головку. В это же время (на 3-4 неделе – обязательно!) у меня появляется УЛЫБКА в ответ на общение с другим человеком – это очень важно. Кроме того, в ответ на общение я начинаю издавать отдельные гортанные гласные звуки, так называемое «гукание» – начальное гуление.Во время общения мама гладит мои ручки и ножки, дует на мой животик и целует его, а мне все это очень нравится. И тут начинается новая игра – мама подмигивает мне и высовывает язык, морщит нос, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки, а затем на секунду прячет свое лицо. Мне очень хочется ей ответить и улыбнуться, я усиленно стараюсь, и у меня неплохо получается. Ой, мама перестала со мной играть – я сержусь и не пойму, в чем дело? Ага, оказывается, так она подталкивает меня к игре, чтобы я ответил ей… Она медленно поворачивает голову направо и налево, а потом ждет – я пытаюсь ей подражать, и у меня постепенно стало получаться в ответ тоже крутить головой в стороны. Мама рада, улыбается и хвалит меня...Когда я устаю лежать на спине, мама укладывает меня животик с опорой на предплечья, а под грудкой – валик, чтобы я прямо держал голову. Передо мной мама удерживает яркую пищащую игрушку или зеркало. Меня это заинтересовывает, и я сразу пытаюсь поднимать и удерживать голову (2-3 неделя), на первых порах очень кратковременно, затем – все более длительно. Всего в положении на животе я провожу не менее 40 – 60 минут в сутки – это очень полезно! Каждый раз до еды (или после) мама выкладывает меня на живот на разные поверхности: мягкая и твердая, пушистая, гладкая, ребристая и т.д. Они вызывают у меня различные ощущения и всевозможные занятные мысли. Особенно мне нравится, когда во время игры и разговора мои ручки и ножки (особенно ладошки и подошвы) касаются какой-нибудь ткани (вельвет, фланель, тюль, шелк, шерсть, бархат, мех и др.). Сначала мне нравилась плюшевая ткань, а сейчас шелк… Чрезвычайно щекотно и приятно, когда она легонько потирает мои ладошки (и подошвы) мягкой щеточкой, ваткой, кусочком меха… Во время общения мама обязательно дает мне трогать самые разнообразные игрушки: пушистые, тряпичные, резиновые, пластиковые и др. Занимаясь моими ручками, мама не забывает другие мои важные части тела: она двигает соску во время сосания вперед-назад и в стороны, проводя, таким образом, массаж щёчек и ротика. Мама также стимулирует мои губы своими пальцами, легонько пощипывая и дотрагиваясь до них теплым или холодным предметом. Вместе с тем, для тренировки моего сосания, мама прикасается к углу рта соской или пальцем, легко постукивает по верхней, затем и по нижней губе, по подбородку, мягко нажимает на ладонь в области возвышения большого пальца с одной, потом с другой стороны. Такие занятия обычно приходятся мне по вкусу. Зачастую моя мама застилает кроватку яркой простынкой с красивыми узорами, на которые мне нравится смотреть. Я также обожаю, когда мама щекочет и целует мои ручки, дует на них, что-то рисует на ладошках и двигает моими ручками и пальчиками. Она легко прижимает мои ручки к своему горлу и поет песенку, читает стихи, а я чувствую ее вибрацию своими ручками. Непередаваемое ощущение! Кроме того, мама дает мне ощутить вибрацию, «разрешая» погладить мурлыкающую кошку или прикладывая мои ручки к динамику работающего радио. Увлекательное занятие, доложу я вам. Другая моя любимая игра – при этом на моих пальчиках красуются яркие ленточки. Великолепно!У меня отличное настроение, и мы начинаем другую игру. Это моя любимая «Коза рогатая»: Идет коза рогатаяЗа малыми ребятами, Забодает, забодает, забодает… –
мама щекочет меня пальцами–«рожками», и я начинаю визжать от восторга… Вслед за тем мама берет яркого резинового медвежонка, который умеет пищать, и начинает щекотать им мои животик и грудь. Я в экстазе! Случайно мне удается схватить игрушку, и она пищит. Неожиданно мама прячет игрушку, а потом показывает ее снова. Отличная игра! Ой! Вместо медвежонка у мамы в руках появляется и мигает маленький фонарик, и мое любопытство вспыхивает с новой силой. Главное, что мама всегда видит, какая игра меня радует, а какая утомляет.
Уф, по-моему, я немного устал и хочу спать, у меня слипаются глаза, но мама этого не замечает и продолжает играть. Приходится мне немного поплакать, правда с другой интонацией. Мама быстро догадывается, в чем дело, и укладывает меня спать. Но я не хочу спать мокрый и замерзший (ненавижу холод и мокрые пеленки) и продолжаю возмущаться. Наконец, пеленки мне поменяли, а я все равно продолжаю плакать. Все недоумевают, в чем же дело? Но все так просто! Меня не надо пеленать с ручками, иначе я не усну. Наконец, все проблемы разрешились, и я засыпаю под мамину колыбельную. Мне снятся хорошие сны, я улыбаюсь во сне, а рядом отдыхает моя семья. Она счастлива – несколько минут тишины… Вдруг, раздается громкий телефонный звонок, я вздрагиваю, пугаюсь и плачу, мне очень страшно, МАМА, ГДЕ ТЫ! Мама берет меня на руки, крепко прижимает к своему сердцу (я даже слышу, как стучит ее сердце), дает соску, и что-то тихо напевает. Вот теперь не страшно, моя мама всегда со мной и я это ЗНАЮ ТОЧНО. Кстати, в крайнем случае, кроме маминой груди, ощущение комфорта и безопасности мне придают: плотное пеленание в теплое одеяло, теплая кроватка и одежда, соска и бутылочка с молочком. Снова спокойно засыпаю… Днем я с удовольствием, как следует, выспался, а ночью решил погулять и поиграть. Мама, ау! – я хочу общаться. Это ее, конечно, не обрадовало, и две недели ей пришлось мириться с моими ночными гуляниями, а после все пришло в норму… Через некоторое время я снова стал плохо спать по ночам, даже немного похудел и был вечно расстроенный. Домашние не понимали в чем дело, думали, что у меня голова болит, и даже пытались лечить у невролога. А я никак не мог им объяснить, что просто мне не хватает молока. Какое веселье и спокойный сон могут быть на голодный желудок? Меня «спас» мой лучший друг – доктор. Он объяснил родителям, в чем дело, и прописал диету. Когда я стал наедаться, улучшилось настроение и ночной сон, проблема была решена… О, кажется, пора снова кушать. Мой голодный плач мама уже знает и кормит меня по первому требованию. Мы начинаем понимать друг друга! Мама непременно старается кормить меня всегда в одном и том же месте и положении, так, чтобы я знал о предстоящем приятном событии. Во время моего кормления молочком из бутылочки, перед тем, как коснуться соской моих губ, она обязательно показывает мне бутылочку и соску. После еды у меня почти всегда хорошее настроение, и я начинаю гулить. Поговори со мною! Мама произносит протяжные звуки (а, э, о), широко открывая рот, и ждет моего ответа. Я смотрю на движения ее рта и губ, и пытаюсь ответить. Когда у меня получается, мама радуется вместе со мной и повторяет мои звуки. Хорошо разговаривать с мамой! Скоро мне исполнится три месяца и я могу подолгу, не двигаясь, следить непрерывно за игрушкой, поворачивая голову вправо и влево, не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Во время общения со взрослым я сосредоточенно слушаю и поворачиваю голову в сторону голоса, ищу глазами и пытаюсь «увидеть», быстро отвечаю улыбкой на разговор со мной, широко и долго улыбаюсь, произношу отдельные протяжные гласные, могу повторять звуки за взрослым (певучее гуление). Зрительное и слуховое внимание, улыбка, гуление, изменение мимики и движений во время общения – все это части комплекса оживления, который является ведущей формой моего общения в этом возрасте. На стенах детской и над моей кроваткой папа развесил большие яркие плакаты, фотографии и листы цветной бумаги, и я с большим удовольствием рассматриваю их (цветовая стимуляция зрения). Кроме того, во время моего бодрствования над кроваткой папа прикрепляет прозрачный лист пластика с яркими предметами различного цвета и формы, которые периодически передвигает с места на место, а я внимательно за ними наблюдаю. Но большего всего мне нравится, когда над моей кроваткой вешают карусель с яркими игрушками, она качается и крутится, при этом играет спокойная музыка. Я очень люблю наблюдать за этими игрушками, жаль, что не всегда могу их достать. Иногда они мне надоедают, и папа подвешивает на карусели новые игрушки или рисунки с веселыми рожицами (обычно 2 раза в неделю). Если игрушки висят низко, я случайно задеваю их ручками – радуюсь, выпрямляю ручки и снова касаюсь игрушек. Разжимая пальцы, я пытаюсь захватить игрушку и прослеживаю глазами движения рук. Наблюдать за своими ручками достаточно интересно, и я с удовольствием этим занимаюсь, а мама часто помогает мне в этом полезном занятии. Она берет их в свои руки и медленно ведет перед моими глазами, сгибая-разгибая пальчики, когда я внимательно на них смотрю. Чтобы привлечь мое внимание, мама дотрагивается до моих ручек чем-то теплым или холодным, щекочет мои ладошки зубной щеткой, одевает мне на ручки яркие варежки, которые связала бабушка (а можно их сделать из детских носочков), или привязывает на запястье и пальчики яркие блестящие ленточки. А вот мама начинает мою самую любимую игру. Она берет мою ручку, своим указательным пальцем «рисует» кружочки на моей ладошке и приговаривает: «Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила». Вслед за тем она растирает каждый мой пальчик, начиная с большого, и продолжает говорить: " Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, – а ты мал, помогать не стал (а это про мизинец), воду не носил, дрова не рубил – тебе нет ничего!"… Однажды папа меня здорово удивил, привязав ленточкой карусель к моей ноге. Сначала я ничего не понял, но, в конце концов, разобрался, что когда двигаю ножкой – качается карусель. Забавно! Правда, это мне быстро мне надоело. Зато в другой раз папа привязал к моей руке ленточку с оранжевым воздушным шариком (наполненный гелием) и колокольчиком, и я играл ими долго-долго… Когда мне исполнилось 2 месяца, папа научил меня другим интересным играм для тренировки ножек. Для этих игр папа завязывает на моих щиколотках яркие ленточки с колокольчиками, а затем делает гимнастику для ног, помогая мне хвататься ручками за ножки. Вообще-то, я очень люблю толкаться, пинаться и брыкаться голыми ножками, и чтобы под моими стопочками была опора в виде папиных рук или груди...Я лежу на спине и радуюсь жизни, а папа «топает» моими ножками по столу и приговаривает: «Топ-топ, топоток – полетели на носок» (папа сгибает мои ножки и осторожно приводит их пальчики к моему носику), «с носика хлоп-хлоп, на животик шлеп-шлеп» (несколько раз папа дотрагивается пальчиками моих ножек до моего носика, а затем до животика), «по дорожке топ-топ, побежали-побежали...» – (затем опять папа «топает» моими ножками по столу). Очень интересная и потешная игра. Но больше всего мне нравится игра в «кузнеца», когда папа берет в области голени мою ножку и достаточно сильно стучит своим указательным пальцем по моей подошве, приговаривая: «Кузнец, тук-тук, подкуй лошадку, чтобы бежала быстро и гладко, кузнец-молодец, подкуй сапожки, чтобы быстро бежали по дорожке ножки...» (далее – то же самое с другой ножкой). Конечно, эти игры мне очень нравятся – мои ножки стали гораздо сильней, а главное, папа говорит, что я так учусь ходить. Самая любимая моя поза – положение лежа на животе: я сразу высоко и гордо поднимаю голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат, и могу лежать так неопределенно долго. К трем месяцам я уверенно контролирую голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), а если меня удерживая под мышки, поставить на диван, я выпрямляю ноги, крепко упираюсь обеими ступнями, и радостно припрыгиваю… Произошла мелкая неприятность: мама забыла подержать меня «столбиком» после еды, и я обильно срыгнул. Мама сильно испугалась, естественно, я тоже, пришлось опять плакать. Неизвестно, отчего больше вреда: от сильного единичного срыгивания или от нашего с мамой испуга? Общими усилиями нас с мамой удалось успокоить, и я уснул...
Выспаться как следует мне не удалось – заболел живот. Наверное, мама съела что-то ненужное. Когда болит живот, я плачу совершенно по-особенному, но мама и папа об этом еще не знают, опыта пока у них мало. Они совсем растерялись и не могут мне помочь, а я плачу все сильней и сильней. Наконец, догадавшись в чем дело, мама укладывает меня на живот, потом берет на руки, прикладывает теплую пеленку к животу – ничего не помогает. Ой-ой, как больно, что же делать?! Паника в доме стремительно нарастает. Похоже, придется звать на помощь доктора... Слава богу, после сделанной клизмы мне полегчало. Дорогой доктор! Пожалуйста, помоги и научи моих родителей понимать меня...
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Что делать, если ребенок плачет?
- Плач малыша всегда разный:
– если ребенок голодный – плач громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями;
– если хочет спать – продолжительное жалобное скуление;
– если мокрый – хныканье низких тонов;
– если болит живот – громкий, пронзительный плач, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем...
Внимательная мама обычно быстро учится отличать эти крики и чаще всего интуитивно знает, что именно необходимо ее малышу. - Если ребенок начинает плакать (во сне или в состоянии бодрствования), отвечать надо незамедлительно! Не обязательно сразу брать малыша на руки. Прежде всего необходимо убедиться: малыш сытый, сухой и согретый и ему не мешают шум и свет.
- Подойдите к кроватке и наклонитесь к ребенку, используйте шипящие и свистящие звуки: ш-шш, щ-щщ, с-сс, или тихонько спойте песенку, ласково поговорите с ним, не беря на руки. Можно попробовать перевернуть малыша и нежно погладить по животику или похлопать по спинке, легко и ритмично потрясти напряженные ручки и ножки, нежно погладить головку, потереть носик или ушки. Кому-то помогает соска, не надо пренебрегать этим старинным народным средством.
- Иногда достаточно слегка покачать малыша за плечо или покачать всю кроватку, можно попробовать включить тихую музыку. Также, если ребенок бодрствует, возможно использование поглаживания ручек, грудки, растирание ладошек и подошв.
- Однако, если это не помогает – не бойтесь избаловать ребенка! – обязательно берите его на руки: плотно завернуть в легкое одеяло, походить по комнате, крепко прижимая к себе и покачивая. При этом не забывайте ласково говорить или петь.
- Если даже все это не помогает, а ребенок беспрестанно плачет продолжительное время, конечно, необходима консультация врача.