Этапы развития детской речи

Интересная статья для себя и нуждающихся.......

Знание этапов развития детской речи позволяет родителям вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начата коррекция, тем успешнее преодолевается дефект.

Этапы развития детской речи

От 0 до 12 месяцев

1 месяц.К концу первого месяца жизни здоровый ребёнок уже реагирует на общение взрослого с ним: перестает плакать, сосредотачивает своё внимание на взрослом.

2 месяц.Возникает улыбка при общении, в 1,5 месяца это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», а к двум месяцам — закономерная улыбка.

3 месяца.Появляется комплекс оживления при общении с взрослым, активное «гукание»(это первая стадия лепета). Подобные звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с малышом, преобладают в основном гласные звуки, а также согласные к, н, г.

4 месяца.В этот период возникает первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с близким взрослым, а к концу четвёртого месяца смех становится достаточно продолжительным. Ребенок начинает различать близких взрослых и по разному реагировать на их приближение.

5 месяцев. Ребенок начинает реагировать на направление звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём своё внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: телефонный звонок, шум машины, лай собаки). «Поет», меняя интонацию своего голоса.

6 месяцев.У здорового малыша появляется первые слоги ма или ба. У ребёнка возникает начальное понимание обращенной речи, он прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев.Ребёнок готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания, проявляет интерес к звучащим игрушкам.

8 месяцев.Малыш начинает реагировать на незнакомое лицо. В этот период один из главных показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ма-ма, да-да, ба-ба, па-па и т.п. Но ребенок пока не может соотнести произносимые слова с предметами или людьми. В речи присутствуют звуки: э, а, п, б, м, г, к.

9 месяцев.Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет в «ку-ку» и «ладушки».

10 месяцев.На этом этапе малыш использует для общения не меньше 1-2 «лепетных слова» (ляля, боба), понятных только в конкретной ситуации.

11 месяцев.Использует уже три и более «лепетных слов», понятных в конкретной ситуации. В одно и тоже слово ребенок может вкладывать различный смысл, заменяя ими целые предложения («пи» – пить, вода, кружка и т. д.).

12 месяцев.К этому возрасту нормально развивающийся ребенок пользуется 8 -12 «лепетными словами», понимает наиболее часто употребляемые слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где киса?», «дай ручку», «дай кубик»). Знает, как его зовут. Любит подражать звукам разных предметов и голосам животных. С удовольствием смеется. Понимает более 20 слов.

От 1 года до 7 лет

1 год 3 месяца.Словарный запас увеличивается до 20 слов., ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев.Показывает некоторые части тела, использует в речи около 50 слов.

1 год 9 месяцев.Использует фразы состоящие из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ми» — «Дай мишку»).

2 года.На этом этапе здоровый ребенок показывает все основные части тела, его словарный запас составляет 200- 400 слов, в основном существительных обозначающих хорошо знакомые предметы, а также глаголов обозначающих простые действия. Ребёнок понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди к столу и возьми книгу»), верно использует в речи местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, д, н, т, к, ф, г, х, в. Свистящие (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он пропускает или заменяет более простыми. Характерно неправильное произношение многих звуков (это физиологическая норма). Понимают значения пространственных предлогов («Положи на стол» и т. д.).

2 года 6 месяцев.Использует предложения из 2 — 3 — 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры «один», «два» в правильном порядке, имеет представление о числе «один». Умеет употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто стоит, кто плывёт»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем лежит книга?»).

3 года.Словарный запас быстро увеличивается, может составлять 1000–1500 слов. Нередко дети создают свои собственные правила речи, слова («полудруг»). Составляет предложения из 5 — 8 слов, существительные и глаголы может использовать в множественном числе. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под стол», «положи кубик в корзину», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее. Хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Начинает задавать вопросы о значении слов. Называет цвета, форму предметов.

4 года. Словарный запас составляет 2000 слов. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Появляются слова обозначающие временные и пространственные понятия. Произношение многих звуков нормализовано. Но встречаются смешения свистящих и шипящих и могут отсутствовать р и л.

5 лет.Запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребёнок активно использует обобщающие слова («овощи», «одежда», «животные» и т.п.), называет много предметов и явлений окружающей действительности. В предложении пользуется всеми частями речи. Все звуки речи произносятся правильно. Определяет право — лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (добрый – злой, большой — маленький). Использует в речи прошедшее, настоящее и будущее время. Умеет считать до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Появляется способность выделять звук из слова.

от 5 до 7 лет. В словаре до 4000 слов, активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (на скорую руку, ни свет ни заря и др.) Ребёнок умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Использует в речи сложные предложения, абстрактные и отвлеченные понятия.

Начинается усвоение грамматических правил изменения слов и соединения их в предложении. Таким образом в этом возрасте, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление, память и различные другие психологические предпосылки, необходимые для успешного обучения в школе.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Вера Рябинина
Мой упорно молчит-всё жестами и мычанием. Только на собаку скажет «Ба!»-и весь словарный запас. Все предметы вокруг, наверное, знает-мамины и папины вещи по заказу относит и приносит. Всё понимает, но ничего не говорит.
Пожаловаться
Вера Рябинина
Беспокоюсь.
Пожаловаться
кристи

У моей подруги сын есть, так тот только в 4 года заговорил нормально полными фразами, а до этого мычал… ням-ням… дай… пипи… най… и так далее… у всех всё индивидуально не переживайте!!!

Пожаловаться
Наталья

спасибо, в закладки ))))

Пожаловаться
Юлия

а как же «языковая яма»? речь — штука сложная, читайте малышу, общайтесь с ребёнком как с «нормальным» (то есть без сюсюканья), и бабулям об этом сообщите))