Для этого возрастного периода характерной особенностью развития малыша является длительное удерживание мышц в определенной степени сокращения; освоение новых двигательных навыков, среди которых хочется отметить навык переворачивания, хватания и ощупывания предметов. Начинается очередная стадия развития сенсорного интеллекта – выполнение целенаправленных действий. Ребенок начинает понимать причинно-следственные связи: если потрясти погремушку — она зазвучит; если нажать на выключатель – загорится свет.
4 месяца
— Переворачивается со спины на живот
— Гуление становится длительным, в нем появляются певучие, гортанные звуки, некоторые слоги
— Узнаёт маму или человека, ухаживающего за малышом; предпочитает его остальным
— Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя ручками
— При кормлении играет с бутылочкой или грудью, поддерживает её
— Пытается приподнимать плечи и голову, лёжа на спине
— Выделяет в речи своё имя и реагирует на него
— По звуку отыскивает предмет, чётко поворачивает голову в сторону звука
— Во время бодрствования громко смеется, часто улыбается, издаёт громкие звуки, двигается, выпрямляя и сгибая ручки и ножки
— Интересуется всем происходящим вокруг него, с интересом рассматривает новые для него предметы, игрушки, заглядывает в лицо другому ребенку, тянется потрогать
5 месяцев
— Различает знакомых и незнакомых людей, к незнакомым относится настороженно
— Самостоятельно 5-10 минут играет с игрушками
— Играет в «ку-ку», радуется появлению предмета или лица взрослого
— Хватает из удобного положения, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
— С интересом рассматривает картинки с крупными изображениями (лица, животных, цветы)
— Подолгу певуче гулит, играет с произносимыми звуками, произносит а-а, э-э, о-о, ай, ха-а, эу и др.
— Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки, удерживает свой вес; переступает ножками
— Лёжа на животике, опирается на ладони выпрямленных рук
— Ест с ложки (снимает пищу губами), открывает рот, когда ложка касается губ
— Подолгу изучает предметы не только руками, но и ртом
— Действия начинают всё больше координироваться; начинает работать система «рука-глаз»: перед тем, как дотянуться до предмета, кроха отыскивает его глазами, затем перемещает руку в эту сторону
— Использует голос для привлечения внимания взрослого, с целью вступить в общение
— Открыто хохочет, реагирует на щекотку
6 месяцев
— Начинает лепетать, произносит отдельные слоги, пытается произнести «ба», «ма»
— Вслушиваясь в речь взрослого, различает не только интонацию, но и смысл слов; находит взглядом предметы, о которых вы говорите (например, показывая дерево на улице или неваляшку, игрушку дома)
— Хорошо захватывает игрушку из разных положений и с интересом ею занимается, проявляет повышенный интерес к мелким предметам
— Переворачивается с живота на спину
— Совершает активные попытки ползания: подтягивается на руках, встаёт на четвереньки, отталкивается ножками
— Бросает схваченную игрушку
— Общение со взрослым становится «ситуативно-деловым», малышу хочется, чтобы взрослый с ним играл, сотрудничал, хвалил и подбадривал.