Репост, но с другого форума.
**** ****
Я пишу этот пост не для того, чтобы «открыть глаза» кому-то или «направить на верный путь», просто делюсь своими наблюдениями и делаю некоторые выводы (для себя). Ну, а читать или нет, а тем более, прислушиваться ли — дело каждого. Ведь для того мы и пишем сюда, чтобы обмениваться опытом и выбирать для своих детей всё только самое лучшее.
Во время беременности я прочитала много книг на тему «Раннего развития», была просто очарована Масару Ибука с его «После 3-ёх уже поздно», и понеслось: Синъити Судзуки, Глен Доман, Сесиль Лупан и т.д… Я ещё не родила, мы ещё не выбрали имя для ребёнка, но уже знали, что мы с ним будем делать!.. У новорожденного Егора одежды было не столько, сколько методических пособий по раннему развитию ( и это мы ещё далеко не фанаты, так скажем…). Я заставила прочесть эти книги мужа, маму, свекровь, чтобы они «верно» поняли мои намерения. Итак, я была во всеоружии.
Помню, Егору 2-3 недели, я нарисовала какую-то рожицу чёрным по белому и демонстрирую ему. Потом пошли карточки, школа 7 Гномов, муж смастерил трек, чуть позже подключили рамки-вкладыши и т.д… Я точно не могу зафиксировать тот момент, когда я поняла, что ошибаюсь. Насколько быстро и безоговорочно я приняла систему раннего развития, настолько постепенно и обдуманно я от неё ушла… Когда мне попадались посты с содержанием типа: «раннее развитие — это бред» — ха-ха, думала я, лентяйки! Не могут 10 минут в день уделить занятиям по карточкам! Да, я была категорична. Но вот я уже и сама по другую сторону баррикад и не считаю себя лентяйкой, не развивающей ребёнка.
Как я уже сказала, не помню точно, где начало конца, но вот несколько пунктиков:
1) Однажды, во время занятий с сортером, я подумала: до чего же скучная и нудная игрушка, слишком уж «правильная» — это сюда давай, это — туда, э — нет, треугольник с тремя дырочками насадим на 3 палочки, а квадратик с четырьмя дырочками на 4 палочки! По просьбе он насаживал, куда я просила, но в какой-то момент я перестала просить и решила понаблюдать, что он сам захочет сделать с этим. Егор насадил всё как хотел: где должен был быть круг — стоял квадрат, где квадрат — круг и т.д. У него получилась необычная конструкция, а не просто «правильно собранное пособие по интеллектуальному развитию». Не блокирую ли я его фантазию, требуя сделать всё так, как « надо»? Рано или поздно он всё равно будет собирать как требуется, а будет ли сооружать вот такие композиции?
2) В год с небольшим Егор по просьбе запросто показывал все виды транспорта из набора «Мир на ладошке», русский и английский алфавит в картинках, всех животных из кучи карточек! И все эти умения мы, конечно же, демонстрировали бабушке с дедушкой по скайпу. Я подумала однажды: зачем?.. Зачем я так нагружаю его память? Если нам удастся увидеть один Камаз, внимательно посмотреть на него со всех сторон, залезть внутрь, а может, даже и прокатиться — впечатлений-то будет гораздо больше, чем от 500 изображений того же Камаза. У меня у самой прекрасная память (вот, чес.слово, мне муж очень завидует), я любила учить стихи, знала их много, я сама тянулась к ним, мама лишь читала мне книги. Я спросила у мамы, помнит ли она, как я научилась читать? Так вот представьте, она не помнит! Сказала только: «Да как-то просто, я уж и не помню», зато как я тиранила свою младшую сестру буквами, мне не забыть никогда, а уж ей-то, бедняжке, подавно… Просто, да очень просто. Мне самой захотелось читать уже книги и уж очень нравилось, как мама пишет письма — тоже захотелось писать письма бабуле с дедом. Был живой интерес с моей стороны и поэтому я очень быстро всему научилась. Что ни предложи ребёнку — он до определённого возраста будет принимать всё. Почему же не позволить ему самому выбрать, не навязывать. Но его же всё равно надо направлять — скажите вы? Надо, да, но не пребыванием в искусственно созданном мире, а созданием живой, эмоциональной среды или встреч, пример с тем же Камазом.
3) Мне никак не удавалось заинтересовать Егора рисованием, я говорила: ну, видимо, это не наше!.. Но в глубине души меня такой ответ не устраивал. Так я вышла на книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Знакомство с этим автором, с её статьями, послужило мощным толчком к тому, чтобы открыть ребёнку «мир», а не очередное пособие.
4) Прочитав в общих чертах про Вальдорфское образование, я решила, как и многие, что это секта, ещё и, о, Господи, запрещающая раннее развитие, хотя многое меня привлекало, душа моя отзывалась, но мозг твердил: Ему уже год, а после 3-ёх, сама знаешь, поздно!.. Но случайно выяснилось, что у моих хороших друзей есть друзья, у которых трое детей обучаются в Вальдорфской школе и посещают Вальдорфский садик и это замечательные, очень творческие и всесторонне развитые дети. Я отбросила все свои домыслы и предрассудки и принялась читать совершенно другую литературу: Грюнелиус, Осорина, Дыкман — вы не встретите этих авторов в книжном магазине, их там нет! Зато для пособий по раннему развитию есть не то что специальные отделы — но даже целые магазины! С точки зрения бизнеса — это ведь настоящая золотая жила в отличии от того, чем живёт и на чём основывается Вальдорфское образование.
Мы пошли по другому пути. Мы играем с ветками, палками, тряпками, делаем домашние спектакли, много рисуем, стучим, гремим, плещем воду, рассматриваем птиц на улице, вместе занимаемся бытом — дел-то не убавилось, просто они качественно изменились. Английский язык мы не «учим», по возможности применяем его в быту, только так есть смысл.Много путешествуем, посещаем экскурсии, не ставим ограничений: он ещё маленький, он не поймёт, не запомнит — у него копятся ощущения.
5) А ещё меня ну очень напрягает школа моей сестры — свалка ненужной информации и отсутствие нужной. Постоянное переживание из-за оценок и вечная гонка за ними, а не за знаниями, это притом, что учится она очень хорошо. Я стала искать альтернативу. Может, тогда-то всё и началось…
Хочу ещё вспомнить своё детство.
До 7 лет я жила в идеальных условиях. В детстве я получала очень много впечатлений, живых и настоящих, я выросла в деревне у бабули с дедом, проводила там по полгода: рыбалки, сенокосы, животные, походы в лес, огород, деревья, встреча коров, наблюдения за дойкой, ловушки для ёжиков, крыша гаража, концерты по пятницам с подружками, строительство будки и многое другое. Меня ничего не заставляли делать, я лишь наблюдала, из интереса рождалось желание и я тоже принималась за дело: пекла пироги, крутила сепаратор, вязала, косила, ухаживала за животными. Всех моих подружек заставляли всё это делать, поэтому они и ненавидели это. Почему-то моя бабуля ни о чём меня не просила, почему-то она была настолько мудра в отличии от бабушек моих подружек, которые боялись, что их внучки вырастут лентяйками, я не знаю. Ещё у моего дяди была мастерская, где мне позволялось брать и делать всё, что я захочу! У меня была целая сокровищница с брусочками, полешками, спилами и т.д. Пока мои подружки были заняты домашними делами, мне хотелось играть, очень! Играть было больше не с кем, поэтому я играла с бабулей и дедом, они у меня и прыгали и в углу стояли и «болели». До того они боялись, что я заскучаю и буду проситься домой…
Я думаю, вот чего я хотела добиться, вкладываясь в раннюю интеллектуализацию? Чтобы мой ребёнок вырос эрудированным, умным, успешным? У меня есть один знакомый, он мега-эрудит! Если бы я была на передачи «Кто хочет стать миллионером» — он первый, кому бы я позвонила. Однако умным назвать его сложно, в некоторых, даже простейших бытовых ситуациях он до невероятности глуп, а с людьми ему вообще очень тяжело сходится, только с компьютерами. Знаю много умных людей, даже успешных, очень закрытых, безэмоциональных, сухих… Счастливыми, получающими удовольствие от жизни я бы их тоже не назвала.
Хотелось бы затронуть тему пробуждения чувств — вот чему необходимо уделять внимание, но об этом в другой раз, сейчас говорим именно о «раннем интеллектуальном развитии».
Ещё я бы хотела уточнить, чтобы вы правильно поняли меня, я так же не за то, чтобы пустить всё на самотёк, мол, ну мы же выросли нормальными людьми, никто с нами вот так не занимался. Если мы до сих пор живём в обществе, которым сами же крайне не довольны, ненавидим своё государство, завидуем раскованности европейцев, не любим свою работу, не особо ценим родственные и дружественные связи, значит всё же, что-то в нас не то и не так.
И последнее, очень уж мне понравилась фраза, где-то на просторах интернета подсмотренная, может, и здесь, не помню, смысл таков: «Арина Родионовна вон, Поэта воспитала, уж точно не показыванием карточек».
Источник: ©
Интересная статья. Я сама много занималась с детьми, но это были именно интересные игровые и творческие занятия, обогащающие и мою жизнь, и жизнь детей. Карточки тоже пробовала показывать, но детям это было не интересно, а то, что не интересно им, автоматически перестает быть интересным и для меня, не могу я через не хочу таких малышей чему-то учить. Дочь учила читать в игровой форме, в 3,9 она зачитала, где-то год на это ушел. Сына, решила, лет до пяти не учить. Так он в 4 года ровно сам зачитал? У нас были магнитные буквы от старшей остались и он сам ими живо интересовался и просил то меня, то сестру складывать ему слова. Не думала, что это баловство к такому приведет, но вскоре после своего 4 дня рождения он сам прочитал свое первое слово из 3 букв "суп". Видя это, я, конечно, стала развивать навык, но не так чтобы упорно, больше инициатива от него шла. В общем, результатами я довольно, дети очень развитые, отличники, учеба легко даётся. Со статьей тоже согласна, все должно быть в меру.
Я тоже читала после трех уже поздно, но как-то ещё быстрее отказалась от этого. Что ребёнок упёртый не хочет делать то, что я прошу, что я ленивая ? поэтому все развитие интуитивно и отталкивается от того, чем дочка интересуется на данный момент)))
Последняя фраза не видна
Ещё я бы хотела уточнить, чтобы вы правильно поняли меня, я так же не за то, чтобы пустить всё на самотёк, мол, ну мы же выросли нормальными людьми, никто с нами вот так не занимался. Если мы до сих пор живём в обществе, которым сами же крайне не довольны, ненавидим своё государство, завидуем раскованности европейцев, не любим свою работу, не особо ценим родственные и дружественные связи, значит всё же, что-то в нас не то и не так.
И последнее, очень уж мне понравилась фраза, где-то на просторах интернета подсмотренная, может, и здесь, не помню, смысл таков: «Арина Родионовна вон, Поэта воспитала, уж точно не показыванием карточек».
Источник: © BabyBlog.ru
Спасибо!) согласна с этим методом! Помню как-то про пирамидку думала, а кто сказал что ее надо именно так собрать?!))) как собирает сын, пусть так и собирает))
Читала "после 3х уже поздно", но мне лично не заехало. Очень много информации, да, полезной, но вся она есть и в других источниках (один в один). Автор собрал всё в одном месте, удобно, но не уникально. Если не затруднит, напишите, пожалуйста, книги, которые вы читали по развитию. Может, найду что-то новое для себя ? спасибо ?
Это не мой пост, там другой автор. И по-моему посту вообще 4 года.
Но лично я много читала о раннем развитии. Все основные методики это точно. Но это еще беременная. Поэтому ничего конкретного сейчас не посоветую.
Разве что Никитиных, от которых я фанатею и сейчас. Но они мало кому идут и им тяжело подражать.
Я тоже против тупого заучивания. Рассказываю и объясняю ребёнку то, что он у меня просит. А от себя лишь предлагаю и просто рассказываю ему что-то
Кстати, наверно, в этом причина, почему постоянно дети ходят со мной играть (реально дети очень любят со мной играть) — я лишь подыгрываю, а не диктую правила игры. Например, с племянницей играли в замок принцессы, потом пришла бабушка и начала говорить, что она неправильно замок построила, сама его начала перестратвать. Племянница просто грустно смотрела, а потом вообще ушла в другое играть и меня позвала