ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА: ЧТО МОЖЕТ И ЧЕГО НЕ МОЖЕТ РЕБЕНОК ДО ГОДА

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА: ЧТО МОЖЕТ И ЧЕГО НЕ МОЖЕТ РЕБЕНОК ДО ГОДА

Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.

Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?

Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.

Возраст

Что может

Что должен

Рекомендации

0-1месяц

Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.

Окружающий мир воспринимается как свет-тень

– Успокаиваться, слыша знакомый голос

– Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)

– Поворачивать голову на звук (редко)

– Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)

– Щуриться на яркий свет

– Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)

– Реагировать на звук

– Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)

– Улыбаться во сне, после еды

– Разговаривать с ребенком

– Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии

2 месяца

Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.

Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает

– Издавать отдельные звуки (гулить)

– Смеяться во сне

– Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд

– Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)

– Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)

– Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)

– Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)

– Разговаривать с ребенком

– Повторять за ним его звуки (если гулит)

3 месяца

Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус

– Смеяться

– Различать «своих» и незнакомых

– Следить за игрушкой

– Рассматривать другие новые предметы в комнате,

быстро фокусировать взгляд

– Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр

– Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот

– «Говорить» – подолгу гулить, занимая себя этим разговором

– Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить

– Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет

– «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок

– Петь песенки (колыбельные)

4 месяца

– Возмущаться, когда отбирают игрушку

– Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому

– Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук

– «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь

– Громко смеяться, когда с ним играют

– Улыбаться, когда видит родителей

– Хватать игрушки, притягивая их ко рту

– Держать игрушки перед собой, рассматривать

– Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой

– Разговаривать, петь песенки

– Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)

– Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры

5 месяцев

Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира

– Искать выпавшую из руки игрушку

– Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)

– «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)

– Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)

– Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти

– Перекладывать игрушку из одной руки в другую

– Не терять интереса к упавшей игрушке

– «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты

– Ощупывать лицо родителей, изучая

– «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности

– Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)

– Давать выбирать из нескольких игрушек одну

– Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы

– Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий

6 месяцев

Учиться садиться, сидит.

Период высаживания на горшок

– Играть в игрушки, сидя

– Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями

– Неуверенно / нечетко произносить«мама», «папа»

– Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой

– Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)

– Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры

– Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)

– Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий

7 месяцев

Сильная привязанность к матери

– Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета

– Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев

– Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя

– Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме

– Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука

– «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»

– Понимать, что люди и вещи – разные предметы

– Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)

8 месяцев

Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях

– Узнавать лица по фотографии, в зеркале

– Махать рукой (до свидания)

– Хлопать в ладошки

– Обниматься (при встрече)

– Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)

– Чужие люди вызывают интерес (не страх)

– Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)

– Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)

– Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)

– Катать с мамой мячик

– Играть в ладушки

– Катать мячик (ребенок толкает его обратно)

– Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить

9 месяцев

Изучает окружающий мир и его содержание (следует убирать банки с пуговицами, спицы, мелкие предметы)

– Понимать просьбы, запреты

– Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»

– Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании

– Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)

– Активно жестикулировать

– Повторять движения за родителями, подражать

– Играть в игрушки «с содержанием» – матрешки, пирамидки

– Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)

– Искать предметы по квартире

– Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности

– Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник

10 месяцев

– Расширять разговорный запас

– Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры

– Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)

– Выбирать друга – любимую игрушку и не расставаться с ней

– Находить нужную игрушку в ящике с остальными

– Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)

– Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать

– Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого

11-12 месяцев

Ребенок умеет стоять, ходить

– Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет

– Может играть с другими детьми

– Рассматривать картинки в книжках

– Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания

– Играет в кубики – может построить башенку

– Может нанизать колечки на палку

– Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики

– Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать

– Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)

– Учиться рисовать мелками и карандашами

– Играть в ванной в «Пеликана» – зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)

– Играть в игры с сюжетом (придумывать истории)

Юлия Асланова.психолог


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Алина
спасибо очень занимательно