Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.
Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?
Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.
Возраст
Что может
Что должен
Рекомендации
0-1месяц
Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.
Окружающий мир воспринимается как свет-тень
– Успокаиваться, слыша знакомый голос
– Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)
– Поворачивать голову на звук (редко)
– Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)
– Щуриться на яркий свет
– Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)
– Реагировать на звук
– Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)
– Улыбаться во сне, после еды
– Разговаривать с ребенком
– Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии
2 месяца
Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.
Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает
– Издавать отдельные звуки (гулить)
– Смеяться во сне
– Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд
– Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)
– Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)
– Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)
– Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)
– Разговаривать с ребенком
– Повторять за ним его звуки (если гулит)
3 месяца
Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус
– Смеяться
– Различать «своих» и незнакомых
– Следить за игрушкой
– Рассматривать другие новые предметы в комнате,
быстро фокусировать взгляд
– Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр
– Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот
– «Говорить» – подолгу гулить, занимая себя этим разговором
– Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить
– Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет
– «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок
– Петь песенки (колыбельные)
4 месяца
– Возмущаться, когда отбирают игрушку
– Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому
– Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук
– «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь
– Громко смеяться, когда с ним играют
– Улыбаться, когда видит родителей
– Хватать игрушки, притягивая их ко рту
– Держать игрушки перед собой, рассматривать
– Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой
– Разговаривать, петь песенки
– Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)
– Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры
5 месяцев
Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира
– Искать выпавшую из руки игрушку
– Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)
– «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)
– Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)
– Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти
– Перекладывать игрушку из одной руки в другую
– Не терять интереса к упавшей игрушке
– «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты
– Ощупывать лицо родителей, изучая
– «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности
– Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)
– Давать выбирать из нескольких игрушек одну
– Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы
– Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий
6 месяцев
Учиться садиться, сидит.
Период высаживания на горшок
– Играть в игрушки, сидя
– Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями
– Неуверенно / нечетко произносить«мама», «папа»
– Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой
– Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)
– Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры
– Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)
– Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий
7 месяцев
Сильная привязанность к матери
– Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета
– Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев
– Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя
– Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме
– Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука
– «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»
– Понимать, что люди и вещи – разные предметы
– Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)
8 месяцев
Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях
– Узнавать лица по фотографии, в зеркале
– Махать рукой (до свидания)
– Хлопать в ладошки
– Обниматься (при встрече)
– Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)
– Чужие люди вызывают интерес (не страх)
– Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)
– Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)
– Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)
– Катать с мамой мячик
– Играть в ладушки
– Катать мячик (ребенок толкает его обратно)
– Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить
9 месяцев
Изучает окружающий мир и его содержание (следует убирать банки с пуговицами, спицы, мелкие предметы)
– Понимать просьбы, запреты
– Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»
– Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании
– Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)
– Активно жестикулировать
– Повторять движения за родителями, подражать
– Играть в игрушки «с содержанием» – матрешки, пирамидки
– Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)
– Искать предметы по квартире
– Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности
– Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник
10 месяцев
– Расширять разговорный запас
– Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры
– Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)
– Выбирать друга – любимую игрушку и не расставаться с ней
– Находить нужную игрушку в ящике с остальными
– Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)
– Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать
– Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого
11-12 месяцев
Ребенок умеет стоять, ходить
– Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет
– Может играть с другими детьми
– Рассматривать картинки в книжках
– Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания
– Играет в кубики – может построить башенку
– Может нанизать колечки на палку
– Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики
– Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать
– Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)
– Учиться рисовать мелками и карандашами
– Играть в ванной в «Пеликана» – зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)
– Играть в игры с сюжетом (придумывать истории)
Юлия Асланова.психолог