Какое удивительное слово «нельзя»! Какое мягкое, красивое. Знаете, так говорят про имена и фамилии: Рррроман Ррррыков – да, сильный вырастет человек, твердый, упорный. Илюша Лапушкин – мягкий, нежный такой. Простите, Роман Рыков и Илюша Лапушкин, если вы существуете в реальности.
Вот и слово «нельзя» – такое аккуратное, милое. Мягкие звуки «л» и «з», горячо любимая мной буква «я». Вот только приставка «не» портит всю картину. Ну ничего, слово все равно остается таким нежным, что его только приговаривать, когда гладишь ребенка по головке: «Нельзя, мой хороший, нельзя…»
На мой взгляд, для запрещающего слова подошло бы… ну, например, какой-нибудь «ДЫРЫМЫБЫР»! Тянет ребенок пальцы к розетке – а ты ему: «ДЫРЫМЫБЫР!» Вот тут уж точно понятно, что нельзя. Точнее, дырмыбыр.
Так и приходится мамам говорить это словечко – «нельзя» – строго, нахмурив брови. А то и вообще кричать – никак оно не хочет доходить до детского сознания.
Две крайности
Не могу понять, почему люди бросаются из крайности в крайность в любом деле! Мы или бесконечно нельзякаем по поводу и без повода или, наоборот, следуя модным методикам развития, разрешаем все и вся. Психологи говорят, что это одинаково плохо. А я вот думаю, что запрещать много – лучше, чем вообще ничего не запрещать. Почему? Потому что когда мы все запрещаем, мы вредим только себе и ребенку. А вот ребенок, которому дозволено все, вырастает во взрослого, которому плевать на всех окружающих: живых и неживых. Он вырастает в морального урода, уж простите. И вредит уже далеко не только себе и своей семье.
Может быть, в глухом лесу, без цивилизации или хотя бы в другой культуре этот принцип сработает в нужном направлении. Поможет выжить в опасном мире или… не знаю что, честно. Но верить: такой тип воспитания приживется в нашей культуре – это просто утопия.
Выходит, что в этом случае слово «Нельзя» – чуть ли не лекарство. В целом, так оно и есть. Но если вспомнить о том, что даже витамины в избыточных количествах крайне вредны, то становится очевидно: с этим словечком надо быть очень и очень осторожным.
Кусочек истории
Слово нельзя происходит от «не» и «льга» в форме дательного падежа – «свобода». То есть, если дословно, изначально это слово означало, что человек не свободен в чем-то, не свободен что-то делать. Кажется, что жесткого запрещающего значения и нет тут вовсе. Быть может, поэтому мы используем его просто на каждом шагу? Ведь наши дети действительно много в чем несвободны.
А если сравнить «Нельзя» и «Не надо»? Не свободен и нет надобности – какое слово будет сильнее? Какое слово будет резче и значимее?
К чему это я. О проблемах того, что детям запрещают слишком много или не запрещают ничего вообще, говорят много. Более того. Многие мамы знают, что маленькому человеку для здорового психического развития границы необходимы, как воздух. Ему надо прочувствовать смысл слова «нет». Ему необходимо понять, что есть вещи, которые делать не надо. Но о том, что запрещающие слова дОлжно различать, как-то умалчивают.
Так что же нельзя?
Нельзя разбрасывать игрушки, нельзя бить мальчика, нельзя ковырять в носу.
Чушь! Кто вам сказал?
Почему игрушки нельзя разбрасывать – потому что маме их потом убирать?
Это не аргумент, знаете ли. Игрушки можно убрать и вместе, надо просто пораньше начать. А еще лучше приучать ребенка убирать игрушки с самого детства. И когда он будет делать это сам, он придет к выводу: проще убирать сразу, чем разбирать завалы. Лучше его любимая машинка будет стоять на месте, чем треснет под его же собственной ногой. Вам это может стоить нервов + несколько недель, месяцев, а то и лет. А ребенку, быть может, несколько десятков любимых игрушек. Но вывод, к которому придет ребенок САМ, будет бесценен.
Что же, я позволяю сыну разбрасывать все и повсюду? Нет. У нас есть правила. Например, не разбрасывать игрушки в нашей с мужем комнате. Когда мы играем вместе, мы убираем за собой сразу. (Это не означает, что сын поступает так же и сам. Но я точно знаю, что однажды это принесет свой результат, сколько времени бы не заняло). Если игрушки нужно убрать срочно, мы сгребаем все в центр и играем в «Кто быстрее», громко озвучивая количество убранных игрушек. За 5 минут разгребаются даже самые страшные завалы, хотя чаще всего в детской чисто. Разумеется, настолько, насколько может быть чисто в детской. А когда все же случаются те самые завалы, я говорю с сыном. О том, что это неприятно – жить в бардаке, что можно самому ночью разбить об них нос и сломать свои машины (уже бывало). Но я никогда не говорю сыну, что это «Нельзя».
Почему нельзя бить мальчика?
Фи! Иногда НАДО бить мальчика. Я помню, как мы пытались сыну объяснить, что давать сдачу надо. Впрочем, мы до сих пор его к этому приучаем. Почему? Если вы не сталкивались, вам повезло. Если сталкивались, то и объяснения не нужны. Чтобы не забили и не затюкали. Предвосхищаю вопросы – мы ходим не в нормальный детский сад. Мы ходим в хороший детский сад. И, тем не менее, эта проблема более чем актуальна.
Разумеется, такой подход не помешает мне строго и незамедлительно сказать «НЕТ», если дочь бьет другого ребенка. И вытащить ее с площадки, если она ударит его специально (!) и повторно.
Вот про нос мне совсем непонятно. Почему это-то нельзя? Потому что некрасиво? Да – некрасиво, согласна. Потому что невоспитанно? Да – невоспитанно, согласна.
И что получается? Это некрасиво и невоспитанно. А нельзя-то тут причем?
Так когда же говорить нельзя? Мой ответ: Когда смертельно опасно.
Нельзя высовываться из открытого окна. Нельзя совать пальцы в розетку или тянуться к горячему ковшику. Нельзя хватать нож за лезвие и бить мальчика… лопатой в глаз. Потому что это смертельно опасно. А вот дать кулаком в нос иногда просто катастрофически необходимо.
В тех случаях, которые я описала, как и во многих других, нужны не безусловные запреты. Здесь нужно четкое, простое, доступное объяснение – почему это делать плохо, почему «нет», почему «не надо». Конечно, гораздо лучше создать для ребенка такую среду, в которой вам придется произносить запрещающие слова как можно меньше. Но они определенно будут, и бояться их не стоит. Более того, они также будут нам помогать воспитывать ребенка в здоровом ключе. В случае их правильного использования, разумеется.
К началу
О чем я писала в начале статьи? О том, то мы произносим слова – ограничители с преувеличенной строгостью. Чтобы, так сказать, усилить эффект. Но весь секрет в том, что говорить их нужно доброжелательно. Нет, не ласково и нежно. И уж точно не с улыбкой. Твердо, уверенно, со знанием того, что по-другому не будет. Но в сердце не должно быть злости. Иначе сигнал не дойдет по назначению. Или дойдет до сознания ребенка искаженным, ведь ребенок воспримет тон, а не смысл. Малыш должен знать: мама любит меня не смотря ни на что. Но при этом понимать, что ВСЕ терпеть не станет никто. И, в первую очередь, мама.
Я стараюсь приучать своих детей к тому, что если мама говорит слово нельзя, значит реагировать нужно незамедлительно. Значит, это не тот случай, когда можно поспорить, попробовать постоять на своем или еще как-то воздействовать на родителей. Нельзя – это КРАЙНЕ сильное слово. Это замечательное слово. Это наш помощник, если мы будем использовать его разумно. Именно благодаря нашему родительскому НЕЛЬЗЯ ребенок научится чувствовать, где эта грань – смертельно опасно
Спасибо, просто замечательная статья! Согласна с вами во всем!
Нашла на сайте флаймама.ру
Полезная информация, а главное все четко разьяснено!