Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года



Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский


Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

  • потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
  • осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
    Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.

    В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.

    В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.

    В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.

    В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
    В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.
      Упражнение «Утёнок»
      Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
      Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

      Упражнение «Киска»
      Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.
    В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».

    Основные этапы развития моторных навыков руки

  • 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».

  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».

  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

  • 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

  • 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

  • 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

  • 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

  • 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

    Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.

    Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

    Тема следующей статьи –

  • Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества