Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет


Дорогие читатели! Продолжаем беседу о развитии мелкой моторики малыша.

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеетруками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всейладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеетоткрывать и закрывать крышки коробок, банок.

Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё болеесовершенными, предоставьте ему возможность манипулировать совсевозможными предметами, разными по форме, фактуре материалаповерхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т.д.).

В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек избассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу(горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положитьразличные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышуотыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не толькоспособствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашегомалыша, развиваются его тактильные ощущения.

Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков.Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    “ШАЛУН”

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.


    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,


    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

    А этому – не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.


    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)


    “БЕЛОЧКА”
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.


    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)


    “ДЕТКИ”

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем пальчики считать –

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.


    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдносгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.


    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)


    “ПО ГРИБЫ”
    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.


    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)


    “ПАЛЬЧИКИ”

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли пальчики гулять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.


    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)


    “ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.



    “ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”

    Есть игрушки у меня:

    (хлопать в ладоши)

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал,

    Подъёмный кран.


    (загибать поочерёдно пальчики)


    “ПАСТУШОК”

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.


    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.


    (хлопки в ладоши)

    Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Бурёнка лежит

    На теляток глядит.

    А домой не идёт,

    Молочка не несёт.

    Надо кашу варить,

    Деток
    (можно произносить имя вашего малыша)

    Кашей кормить.

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

    Упражнением “Пастушок” желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.
* * *


Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года,начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнкуобъясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия насебе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаениемживотных, птиц, предметов. Все фигурки – с небольшим стихотворнымсопровождением.

* * *
    “ОЧКИ”

    (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

    Бабушка очки надела

    И внучонка разглядела.



    “СТУЛ”

    (левая ладонь – вертикально вверх, к её нижней частиприставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легковыполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

    Ножки, спинка и сиденье –

    Вот вам стул на удивленье.



    “СТОЛ”


    (левая рука – в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка;если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

    У стола 4 ножки

    Сверху крышка, как ладошка.



    “ЛОДКА”


    (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

    Лодочка плывёт по речке,

    Оставляя на воде колечки.



    “ПАРОХОД”


    (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

    Пароход плывёт по речке

    И пыхтит он, словно печка.



    “КОЗА”


    (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательныйпалец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палецприжаты к ладони и охвачены большим пальцем)

    У козы торчат рога,

    Может забодать она.



    “ЖУК”


    (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

    Жук летит, жук жужжит

    И усами шевелит.
* * *



Выполняя пальчиками различные упражнения,ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая нетолько оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как приэтом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но иподготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кистирук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованностьдвижений.

Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом.

Тема следующей статьи –


* * *


Дорогие читатели! Хочу сообщить, что в продажепоявились удивительные прописи, которые помогут Вам в занятих с малышомпо развитию мелкой моторики, сделают их более интересными,содержательными и разнообразными.

1. Автор – Ирина Владимировна Мальцева.
8 книг в серии «Каляки» для детей 2-4 лет.
Издательство «Карапуз» 2006 год.
Приобрести можно через сайт издательского дома «Карапуз» ().

2.Автор – Ирина Владимировна Мальцева.
«Цапки-царапки» и «Елки-моталки» – первые прописи для малышей.
Издательство «Карапуз».
Приобрести можно также через сайт издательского дома «Карапуз» ().

Испульзуя эти прописи в занятих с малышом по развитию мелкоймоторики, Вы сможете научить его уменьшатьразмах руки при рисовании, т.к. ребенок 2-4 лет не очень хорошоотслеживает границы листа. Используя прописи, вы будете учить ребенкарисовать в границах листа или конкретного изображения. С их помощьюмалыш освоит множество простых, но очень техничных изобразительныхэлементов: кругов, прямоугольников, разных штрихов, крупных точек,галочек и т.д. Все они представлены в посильных увлекательных заданияхи постепенно увеличивают нагрузку на пальчики; с уменьшением рабочейповерхности уменьшаются изобразительные элементы, что совершенствуеткоординацию руки малыша и его ориентировку в пространстве.
Желаю удачи и терпения в ваших занятиях с ребенком!



* * *



Оксана Макерова,
логопед-дефектолог,
специально для детского портала .
Опубликовано 21 октября 2005 г.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Моисеева Natali
спасибо добавила себе
Пожаловаться
ь Розмарин
здорово!!! Возьму себе. СПАСИБО
Пожаловаться
Светлана
спасибо, добавила в закладки