Масару Ибука. После трех уже поздно (часть 4)

3. ТВОРЧЕСТВО И НАВЫКИ

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные
способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии
ребенка. В этом же возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части
игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок входит в стадию
самоутверждения.

Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его
будущая способность к творчеству. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно,
сразу же начнет малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он
прочертит несколько кривых линий и скорее всего порвет бумагу. Для вас это
просто каракули, а для него это самовыражение.

Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они
навязывают ему свои представления: «Держи карандаш вот так!» «Яблоки должны
быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на
пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького
ребенка?

Иногда дом, где есть маленький ребенок, поражает своей чистотой и порядком.
Обычно гость делает комплимент матери, которая держит дом в таком порядке и
за ребенком успевает смотреть. Действительно, уход за ребенком с утра до ночи
не оставляет ни времени, ни сил для поддержания чистоты в доме. Для матери
было бы шоком узнать, что ее добросовестность в ведении хозяйства мешает
творческому развитию ее ребенка.

Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу -
развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку
карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете
поминутно его останавлиаать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его
творческих способностей.

Стандартная бумага для рисования — стандартный человек

Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним воспитанием детей до
трех лет. Некоторые его идеи кажутся мне заслуживающими внимания.

Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать картину, художник
решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и
таким образом уже лишают его возможности выбора.

Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что
ребенку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое
отсутствие воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает
воображение ребенка.

Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного размера, они
подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого
размера, и что это то, что от них котят родители и воспитатели.

Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе
представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он
может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем
стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он
ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного
человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка

Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в
магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся
ему игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты
по дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое
желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а
наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи считают, что, когда
вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно
сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой,
придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или
сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное
озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Таким образом, еми вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и
изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете
прямо противоположного эффекта.

  Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка

Слишком заботливые матери стараются убрать подальше все, что может принести
вред ребенку. Когда ребенок начинает ползать пли ходить, он еще так
неустойчив, что все время опрокидывает вазы, хватается за электропроводку,
скользит ка бетонном полу. Конечно, матери пытаются избавить ребенка от любой
опасности, убрав все с его пути, и оставляя только тупые предметы и то, что
он не может сдвинуть с места.

Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка.

Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам
Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и
мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно
все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает
или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и
творческого потенциала.

У ребенка свое собственное представление о порядке

Хотя для ребенка вредно жить в обстановке идеального порядка в доме, я не
утверждаю, что в доме должен быть хаос. Как я уже не раз говорит, в его мозгу
активно формируются стереотипы, и это делает его чувствительным к цветам,
формам, местонахождению в пространстве.

Поскольку его способности к распознаванию образов развиваются в результате
постоянного повторения, я заключаю, что если он всегда находит один и тот же
предмет на одном и том же месте, это оказывает на него положительное
воздействие, как и в случаях с усвоением других навыков.

Ребенок очень чувствителен к любым переменам в его жизни. Иногда малыш
начинает плакать ни с того ни с сего, теряет аппетит, у него поднимается
температура. Эти симптомы могут быть реакцией на перемены в обстановке,
которые взрослый может и не заметить.

Другими словами, любые изменения нарушают представления ребенка о порядке.
Если эти изменения неприятны ему, он, естественно, соответственно реагирует.

Мы должны понять, что дети гораздо чувствительнее к изменениям в определенном
порядке вещей, чем взрослые. Дети воспринимают предметы не обособленно, а во
взаимосвязи друг с другом. Это в свою очередь способствует их развитию,
поэтому нам, взрослым, следует избегать резких изменений, которые могут
нарушить представления ребенка об устойчивости и порядке в мире.

Предоставьте ребенку наблюдательный пост

Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего в коляске, что ему
не на что смотреть, кроме голого потолка или сетки от комаров. Иногда
появляется лицо взрослого и быстро исчезает.

Это нехорошо. Ребенку надо на что-то смотреть. Во всем мире родители
подвешивают погремушки над кроваткой. Я не уверен что этого достаточно.

Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает, что в этом возрасте
дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения и что эта потребность не может
быть удовлетворена, если ребенок постоянно лежит на спине в своей кроватке
или в коляске. Хотя взрослые периодически наклоняются над ребенком, это
только раздражает его глаза, поскольку он силится проследить за исчезающим
предметом, не будучи в состоянии повернуть голову. Я предлагаю класть его в
наклонном положении, чтобы у него был обзор, вместо того чтобы поминутно
наклоняться над ним или забрасывать его игрушками. Таким образом, он сможет
видеть, что происходит за пределами его коляски.

Игрушки должны быть приятными на ощупь

Художник Хироше Манабе известен своей неповторимой манерой живописи. У него
своя теория воспитания детей, которую он испытал на своих детях.

«Я никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им наборы деталей, из которых
они могут собрать игрушку сами. Даже если у них не получается и они начинают
плакать, они знают, что им все равно никто не поможет. Если они хотят иметь
игрушку, они должны собрать ее сами. Поэтому дети стараются изо всех сил».

Это великолепный воспитательный прием — он включает в себя «радость
достижения», которой лишен ребенок, имеющий только готовые игрушки. Очень
важно, однако, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным
возможностям ребенка, иначе этот метод обернется жестокостью по отношению к
ребенку.

В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от обилия ярких,
оригинальных игрушек. Мы тратим все до копейки, ожидая, что ребенок будет в
таком же восторге от этих покупок. Но обычно ребенок играет с новой игрушкой
несколько минут и потом забрасывает ее. У каждого родителя был такой опыт.

Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с
окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или
забавная. Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет подольше, собирая
и разбирая рельсы, наблюдая, как движется поезд.

По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы
быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстегивать и
застегивать, открывать и закрывать. Все это навыки, необходимые ребенку в
жизни.

У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной
игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с
любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те,
которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в
«ворчестве.

  Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства

С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно
только читать, а из кубиков строить.

Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребенка. Взрослые навязывают
ребенку свои лредставления о том, как надо с ними играть. Если ребенок играет
по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет.
Поправлять его — значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у
него желание играть вообще.

Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать
ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только
читал. Когда у него доявится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги
интереснее всего читать.

Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только
по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не
представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней
руками или приспособить ее в соответствий со своим богатым воображением.

Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком
много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребенку на самом деле вовсе
не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.

Для малыша — игровой материал все, что он трогает и видит. Нет особой нужды
вообще покупать ему игрушки, и не настаивайте, чтобы он обязательно играл
так, как „положено“.

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка

Оглянитесь вокруг — вы будете поражены, сколько существует простых игрушек,
которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная
бумага для складывания фигур.

Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной
формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно
поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда
интеллект развивается быстрее всего. Он может дослать с этими материалами
все, что ему заблагорассудится. Предположим, мы даем глину и бумагу малышу,
которому еще и года нет. Он их потрогает без всякой цели, не намереваясь
что-то сделать из них, а только изучая их. Но перебирая их в руках, он уже
меняет их форму, с удивлением наблюдая за этими изменениями. И это уже само
по себе ценный опыт.

В этом возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и
бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает
понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Постепенно он начинает пытаться придать форму глине и сделать кораблик из
бумаги. Эти игрушки легко превратить и в простые предметы, и в очень сложные,
в зависимости от стадии развития ребенка.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих
собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше
начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его
интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это
первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря
лепке.

Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка

Главная цель таких занятий, как уроки музыки или иностранного языка, как мы
уже не раз подчеркивали, это не столько научить ребенка чему-то, сколько
развить его безграничные потенции. Этой же цели служат ролевые игры.

Авторы книги „Некоторые аспекты детства выдающихся людей“ делают следующее
заключение: каждый ребенок, независимо от степени его одаренности,
заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи, чтобы он
развил максимально все лучшее в себе, независимо от своего социального
положения или расовой принадлежности. Мы, взрослые, должны дать ему это
понимание и помочь ему, а это требует времени и терпения.

Детский писатель Горо Маки считает, что театр или игры по ролям — один из
лучших способов развития детского творчества. Однако он с грустью
констатирует, что поскольку на ребенке не сразу сказываяся благотворное
влияние участия в театральных представлениях, то родители, всегда ожидающие
немедленных результатов, могут быть разочарованы. Я видел результаты
наблюдений над детьми, которых поощряли играть в театр и сочинять пьесы. В
первом и втором классе начальной шкалы они учились средне или даже ниже
среднего, а потом резко вырывались вперед, оставляя других детей далеко
позади.

Я вовсе не предлагаю детям играть роли в пьесах или кривляться. Я имею в виду
самовыражение через телодвижения и слова, в отличие от карандашей или
музыкальных инструментов. Самое ценное в этих играх — это возможность прямого
и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

Физические упраженения стимулируют развитие интеллекта

Профессор Куньо Акуцу проводил исследования по заданию Ассоциации раннего
развития и выяснил, что плохая осанка при ходьбе есть результат недостаточной
физической тренировки в младенчестве.

Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на
основные движения в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их
правильно, и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют
эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту
же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Я собираюсь подробно поговорить о физическом воспитании ребенка, чтобы
убедить родителей, что, во-первых, основные двигательные навыки надо
тренировать в младенчестве, и во-вторых, правильная физическая подготовка
прекрасно стимулирует умственное развитие малыша.

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное
развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание
развивает не только мышцы, но и рефлексы.

Профессор Ацуку пишет: „Физические упражнения улучшают работу всех органов и
повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам“.

Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о
нем. Но если вы больше ничегоне даете ему, то тот набор способностей, с
которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения — один из
главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей,
внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает
рано ходить, бывает очень смышленым. Вероятно, это от того, что более
интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.

Тренируйте левую руку так же, как правую

Много ли левшей среди ваших знакомых? Наверное, один или два. А людей,
одинаково владеющих обеими руками, еще меньше. Не знаю были ли Адам и Ева
правшами, но на каком-то этапе в истории человечества пользование правой
рукой стало нормой. Все рассчитано на праворуких — автомобильное управление,
спортивный инвентарь, кухонное оборудование и инструменты. Поэтому по
традиции родители учат детей пользоваться правой рукой.

В Америке гораздо больше, чем в Японии, людей, которые одинаково свободно
владеют и правой и левой рукой. Но правшей все-таки больше, чем левшей. Имеет
ли это предпочтение правой руки под собой какие-либо основания? Есть теория,
что упор на левую руку перегружает сердце. Но я никогда не встречал левшей с
больным сердцем. Я знаю одного человека, который, будучи левшой еще в
детстве, натренировал и свою правую руку и теперь легко и свободно владеет
обеими. Когда я услышал об этом, я попытался натренировать свою левую руку,
но безуспешно. В моем возрасте это уже невозможно: левая рука пишет каракули,
и даже мяч не летит в цель.

Правая и левая руки родились одновременно, и их анатомия одинакова. Почему же
они функционируют по-разному? По-видимому, потому что с детства к ним было
разное отношение.

Обезьяны не делают различий между правой и левой рукой, они свободно
пользуются обеими руками для еды и игры. Таким образом, человек в этом
отношении менее совершенен, чем обезьяна.

Есть предположение, что если мать всегда держит ребенка на левой руке во
время кормления, чтобы правой делать что-то еще, то его правая рука всегда
оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше. Иногда
ребенок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем
правая.

Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать
в раннем детстве. Я уже говорил, что тренировка пальцев способствует развитию
интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

Детям полезна ходьба

Из-за автомобильного движения мы уже не видим на улицах играющих детей. Их
ведут за руку мамы, им не разрешают ковылять самим. Прежде, чем вы начнете
жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребенка,
подумайте, как полезна ему ходьба.

В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе.
В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются
напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги
напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное
движение без потерь энергии.

Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они
совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей
вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс. Мы не замечаем процесса
ходьбы, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Но это не так. Как
показывает история с двумя девочками, выросшими в волчьей стае, ребенок так и
будет ползать, если его будут окружать существа, передвигающиеся на четырех
ногах. Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста.

Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Супруги Икеда, оба гимнасты, решили своего первенца тренировать по системе,
разработанной нашей Ассоциацией раннего развития. Он вскоре проявил
удивительные спортивные способности. Родители решили, что он унаследовал их
таланты, что это у него „в крови“. Поэтому со вторым ребенком они не
занимались, и он совсем не проявил никаких спортивных способностей, хотя
родился от тех же родителей-спортсменов. Супруги заключили, что двигательные
способности мало зависят от наследственности, а больше от тренировки.

Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как
вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от
тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием
или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут
реализованы. В то же время ребенок, рожденный со слабыми физическими данными,
может добиться больших спортивных успехов.

Гениальные брат и сестра, говорящие на семи языках, с которых я ранее
рассказывал, родились слабенькими физически. Но в результате упорных занятий
бегом и отжимами они достигли хороших результатов. Младшую девочку начали
тренировать в 11 месяцев, а ее старшего брата в два с половиной года. В
результате сестра бегает даже лучше брата. Этот пример еще раз доказывает,
что двигательные способности зависят не сколько от наследственности, сколько
от ранней тренировки. То, что называют врожденной способностью к спорту, на
самом деле результат того, что ребенок рос в спортивной среде.

Чем раньше начать занятия спортом тем лучше результаты

Я уже рассказывал, как плавают дети всего нескольких месяцев от роду и что
ребенок, который только учится ходить, может легко научиться кататься на
роликовых коньках, в то время как взрослому овладеть этими умениями очень
трудно, порой настолько трудно, что пропадает всякое желание научиться. Я
начал играть в гольф после сорока. И хотя уже 15 лет усердно тренируюсь,
играю все еще плохо. Если бы я начал играть в детстве, то уверен, что играл
бы гораздо лучше, не затратив на это столько усилий.

Один мой знакомый начал учить своих детей играть в гольф, когда одному было
семь, а другому девять лет. Младший намного опережает старшего, даже сейчас,
спустя 8 лет, хотя старший атлетически сложен и превосходит младшего в других
видах спорта. Их отец пытался понять, в чем причина успехов младшего сына.
Единственное объяснение — это то, что он начал раньше тренироваться.

Для ребенка работа и игра — это одно и то же

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько,
сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его
работы.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же,
взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим
отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа
часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре.
Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития
его интеллекта и двигательных способностей. Как ни странно, многие родители
забывают, что ребенок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать,
мыть полы, убирать дом. Этому легко научиться, и это имеет самое
непосредственное отношение к повседневной жизни. Конечно легче всего
предоставить малыша самому себе. Ребенка не надо учить играть, гораздо
труднее научить его выполнять простые работы по дому. Но те родители,
которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что „жестоко заставлять
работать маленьких детей“, обделяют своего ребенка.

Часть 5. ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду

Я получаю много писем. Некоторые не согласны с моими взглядами, хотя
большинство разделяют их. К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание
как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов.

Одна мать пишет: „Мне кажется, главная проблема в несовершенстве школьного
образования, а не в раннем детстве. Я сомневаюсь, что современная школа может
продолжить то, что начато в раннем воспитании. Единственный критерий в школе
— оценка на экзамене. Не убивает ли эта система все остальные задатки
ребенка, которые удалось частично развить в раннем детстве?“

Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети
поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, чтобы
потом поступить в высшее учебное заведение. Эта система равно
неудовлетворительна для талантливых детей, которым слишком легко, и для
неспособных детей, которым слишком трудно. Стандартное образование не может
воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие
общества в XXI веке.

Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение
раннему развитию. При правильном воспитании в раннем возрасте ребенок и в
школе учится лучше. Он легче переносит систему „добывания оценок“ в школе.
Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего
развития, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым
трудностям.

Более того, я не верю, что существующая система образования останется вечно.
Я уверен, что родители добьются необходимых изменений. Таким образом в их
руках находится судьба общества и будущих поколений.

  Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег

Родители часто возражают мне: „У меня нет ни денег, ни времени столько
заниматься своим ребенком. Ваши идеи для тех, у кого все это есть“.
Воспитание ребенка — это вовсе не вопрос времени и денег.

Конечно, есть немало родителей, которые водят ребенка на уроки музыки или
иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно
поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых.
Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным
родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки
музыки или языка — это не единственный способ развить задатки вашего ребенка.
Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги
играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить
тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных -
талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в
родительской любви и старании.

Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание

В современной системе образования в Японии все молодые люди, окончившие
школу, могут поступать в высшее учебное заведение независимо от
происхождения, социального статуса или имущественного положения. Это само по
себе прекрасно, но эта система породила одно зло — высшее образование стало
восприниматься как самоцель и явно переоцениваться.

Считается, что нельзя сделать хорошую карьеру без высшего образования,
поэтому все учатся. Диплом хорошего университета гарантирует работу в
престижной компании. Все идут по одной и той же дороге, сдавая экзамены за
экзаменами, начиная с начальной школы. Поэтому раннее воспитание
воспринимается родителями как первая ступенька на длинном пути,
ориентированном на бесконечную сдачу экзаменов.

Как долго продержатся сеюдняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То,
что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через
двадцать-тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого.

Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком если вы будете его воспитывать,
исходя из ценностей сегодняшнего дня.

Нет ничего важнее воспитания детей

»Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование. Теории
теориями, но где взять время на их воплощение". Матери часто реагируют на мои
советы таким образом. Я убежден, что не следует отделять уход за ребенком от
его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на
него воздействие. Некоторые матери считают, что должны работать ради ребенка,
другие считают, что главное накормить его. Самое лучшее воспитание для
ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это
воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись
детьми?

Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как
раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на
меня в обиде за это.

Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он
маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для
этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод
воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что
им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те,
кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они
собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику.

Точно так же и мать, которая является первым и главным своего ребенка, должна
освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела.

Учитесь у своего ребенка

Одна из ловушек в которую часто попадают матери — это самонадеянность. Исходя
из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, все время
навязывая ребенку свою волю. Эта тенденция усиливается от того, что мать
ведет уединенный образ жизни в период ухода за малышом. Мать не должна
чувствовать, что она одна отвечает за ребенка, что вся нагрузка по уходу за
младенцем лежит только на ней. И не только муж должен помогать ей, если
возможно, но и дедушки и бабушки, чтобы она могла участвовать в жизни и за
порогом дома. Но главное — это все время учиться у своего ребенка, чтобы не
впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных
понятий и своих собственных нужд.

«Все мы родом из детства». Я бы даже сказал, что «ребенок — учитель
взрослого». Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни.

Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек
стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как
биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать
курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не
следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного
поведения. Также важно объективно оценивать поведение и чувства своего
ребенка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые
помогут ей в воспитании.

Мать может помочь своему ребенку скорее, чем отец

История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие
человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку
были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми.

Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто
обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство.
Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными
воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря
своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя
время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками,
лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в
личной жизни они бывали несчастливы из-за неправильного воспитания.

Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых
«Мыслей». Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал
большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью
посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии,
языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и
последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным
философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: «Человек — это просто
слабая тростинка, но тростинка мыслящая». Но мало кто знает о его признании,
что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Влез Паскаль
прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он
фактически не знал материнской ласки. Лишенный общества сверстников, он
общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не
могло не сказаться на его здоровье и психике.

Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него
хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности.
Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.

Не насилуйте волю малыша

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием
желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать
должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач.
Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к
ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно
становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение
находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни
один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее,
общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не
называется образованием.

Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на
становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже
само по себе «образование». Обучение ребенка различным навыкам — это только
одна сторона образования.

Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это
и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка
зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги
«Великие мира сего» немецкий химик Оствальд считает, что таланты
воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им
книги — они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: «Я хочу, чтобы
ты стал великим человеком». Им говорили иначе: «Я не сомневаюсь, что ты
можешь стать великим человеком».

Не прерывайте воспитание своего ребенка

Только в одной Японии рождается больше двух миллионов детей ежегодно. В
старые времена в семьях обычно бывало по пять-шесть детей в соответствии с
заповедью: «Плодитесь и размножайтесь». Сейчас средняя семья имеет обычно
двоих детей. Другими словами, большинство из этих двух миллионов детей были
заранее запланированы. Этим детям очень повезло — они желанные дети. Однако
все они получают должный уход и образование? Боюсь, что нет. Хотя родители и
планируют заранее рождение ребенка, тем не менее, когда он появляется на
свет, они часто предоставляют его самому себе. Не вызывает сомнения, что в
первые три года жизни воспитанию ребенка необходимо уделять особое внимание.

Сегодня многие матери прерывают беременность без особо серьезных причин.
Аборт — это зло, уничтожение живого семени жизни. Общество осуждает аборт, но
не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребенка, дав
ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет
оправдания.

После войны в Японии, как и в других странах, жизнь была очень тяжелой
борьбой за выживание. Поэтому многие дети росли без должного ухода. Но в
сегодняшних условиях ничто не может оправдать невнимание к детям.

Дети — это не собственность родителей

Рано или поздно ребенок достигает возраста, когда он может ответить на
родительские упреки: «Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего
теперь ругаться». И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет
только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно
не вырастет и не обретет независимость.

Удивительно, что многие родители*долго не расстаются с иллюзией, что, пока
ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им
заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или
«Хочу чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного.

Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: «Выйдет ли что-нибудь из моего
ребенка?», он обычно отвечает: «Ничего». Но увидев разочарование матери,
добавляет: «Он станет не чем-то, а прекрасным человеком».

Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено.
Оно является причиной того, что воля самого ребенка игрорируется. Если
ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная
воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы
планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к
нему. Долг родителей — предоставлять своему ребенку возможно более широкий
выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам
ребенок — хозяин своего будущего.

Неуверенность матери во вред ребенку

Вот уже более 20 лет как в Японии действует новая демократическая система
воспитания, принятая после войны. Она позволила многим людям внедриться в те
области, которые раньше были закрыты для них. Но в этой системе уже начинают
появляться недостатки. Никогда раньше на раннее развитие не осмотрели как на
ступеньку на пути к высшему образованию, хотя еще недавно родители не очень
обращали внимание на то, где именно их дети получат образование.

К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более
они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного
новшествак другому. Когда была отвергнута старая система воспитания, эти
родители решили, что все в ней было плохо. Они позволили своим детям делать
все, что им вздумается, они отстранили бабушек от участия в воспитании
ребенка.

Я не сомневаюсь, что, если демократическое воспитание раскритикуют и начнут
пропагандировать более спартанское воспитание, родители снова призовут
бабушек и дедушек к воспитанию детей. Такие матери следуют моде в воспитании
так же, как в манере одеваться.

Конечно, почему бы не попробовать метод воспитания, который кажется вам
полезным. Но если мать не обладает независимостью суждений, как же она может
быть хорошим воспитателем? И спартанское и свободное воспитание хороши в
различных условиях и в разном возрасте.

Матери должны более полагаться на себя и быть более последовательными в
выборе системы воспитания. Бросание из одной крайности в другую может нанести
вред ребенку. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для
воспитания ребенка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории
и остается тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребенка.
Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и
несерьезно. Воспитание ребенка — самая главная работа для матери, и в ней не
может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к
воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов.

Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку

«Мой ребенок очень талантлив. Я буду учить его музыке», «Соседский мальчик
учится играть ка скрипке, и мой тоже будет».

Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме
того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или
гениев. Действительно, дети, которых родители-снобы заставляли заниматься
музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им
ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать
ребенка, становятся для него источником душевных мучений.

Уроки музыки — это не самоцель, а средство для достижения определенной цели.
Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих уроков, и какие его
способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют
никакой цены.

В классе доктора Сузуки всегда есть дети, которые играют лучше других.
Желание матери, чтобы ее ребенок был лучше всех, невозможно удовлетворить -
либо она должна избавиться от ненужного тщеславия, либо перестать водить
ребенка на уроки.

Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Это благотворно влияет
на общее развитие ребенка. Мой сын приобрел уверенность в своих силах
благодаря урокам игры на скрипке, а затем уже достиг успехов в других
областях.

Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя

Когда родители жалуются на непослушание ребенка, я считаю, что они в этом
сами виноваты.

Доктор Сузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие
отношения с ребенком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: «За что
бог послал мне этого ужасного ребенка?» На это доктор Сузуки сказал ей
однажды: «Это все из-за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас
постоянно насторожен. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если
время от времени вы тоже признаете свои ошибки». Некоторое время спустя эта
мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив
смирением она наладила свои отношения с сынишкой.

Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает
недовольство. «Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать». И дети
правы? Приказание — не лучший способ воспитания. Если детям приходится
напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже
половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из
этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже
стараются, например, делают что-то вместе.

Приказания типа: «Сделай это!', „Выучи это!'', в то время как сам отец сидит
в кресле с газетой — это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка — это
значит все время воспитывать и самого себя.

Пусть ваш ребенок будет лучше вас

“Ученик превзошел учителя» — это должна быть основная цель воспитания.

Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если
принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это
значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам
не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного,
значит, вы были ленивыми родителями.

В нашей Школе Талантов мы давали детям прослушать одну пластинку много раз.
На пластинке была та скрипичная пьеса, которую они разучивали. Затем я
попросил их сыграть ее лучше, чем то, что они слышали в записи, и они очень
старались. В конце концов многим это удавалось, что не удивительно, так как
на пластинке была записана пьеса в моем исполнении.

Вообще говоря, основная идея нашей Школы Талантов — учить детей так, чтобы
они превзошли учителей. Лучших мы зовем «студент», а остальных «ученик
студента». Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и
потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы.

Ученик должен превосходить учителя — иначе прогресс будет невозможен.

Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если
способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между
людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы.
Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не
будет доверия между людьми.

Каждый школьник в Японии знает, что людям следует доверять и не создавать
лишних трудностей для других. Однако понимать — это одно, а воплощать
прекрасные принципы в жизнь — совсем другое. Это разногласие, к сожалению,
очень свойственно человеческой натуре. Ребенок не научится доверять людям,
если усвоит этот принцип только в теории. Только в реальной жизни он научится
доверять людям.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок
вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее
общества.

Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого
добиться в жизни.

Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и
отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем
более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная
задача дошкольного воспитания.

Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками

Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые
предрассудки и национальные разногласия. Все это имеет место, несмотря на
существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока
мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира
между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение,
враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти
биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от
них освободится.

Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши еще не
заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и черные дети будут
играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по
цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если
они все же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке
взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не
только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких
детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят
завтрашнее общество.

Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от
поколения, которое сегодня еще в пеленках.

Я не преувеличиваю роли раннего воспитания, не знаю, возымеют ли мои слова
какое-либо действие. Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные
положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но все-таки я
надеюсь, что моя книга заставит людей что-то изменить в мире, привлечет
интерес к проблеме раннего развития ребенка, особенно до 3-х летнего
возраста. Я верю, что моя книга — первый шаг на пути к этой цели.
--------------------------------------------------------------------------------Популярность: 55, Last-modified: Tue, 12 May 1998 13:53:33 GMT


 


Anna
Anna
Москва
001394

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества