мой ребенок меня достал!.. как часто мы слышим эту фразу, или эти слова готовы сорваться с нашего языка.
«я его 3 часа укачиваю, а он все никак не уснет!», " я ему говорю нельзя лезть в шкаф, он лезет", «я запрещаю ему баловаться с туалетной бумагой, хлебом, землей в цветах, а он смотрит на меня улыбается и делает… НАЗЛО!»
меня всегда поражала способность взрослых в оценивать ребенка двойственно. с одной стороны-он маленький, ничего не понимает, глупый и тд, с другой-он уже оказывается должен исполнять наши требования и в его уме уже зреет коварный план, как бы навредить и сделать назло всем и всюду. смешно, не правда ли. перед глазами стоит картина. 1,5 летний карапуз сидит в кроватке, пожевывая пустышку и разрабатывает план дальнейших действия-как бы так сделать и что б еще удумать назло маме!
почему то очень часто родители относятся к ребенку с одной стороны как к маленькой зверюшке (ой, какие мы на него штаны напялили, ушки прокололи, бант привязали и проч.), а с другой требуют осознанных причинно-следственных выводов. а если ребенок не удовлетворяет требованиям тогда можно и по попе надавать..«нет, я его не бью, я только по попе ладошкой».мне непонятно… если ладошкой по попе небольно, то и результата не будет, того, который ждут родители. а если больно-извините, это уже физическая агрессия.и есть еще один момент… пусть и не больно, но обидно. почему вы переживаете, если вас забыли поздравить с праздником, а ребенок не должен переживать, что его таким образом обидели взрослые. взрослые, которые сильнее. «по другому он не понимает»-можете сказать вы. хорошо, давайте представим другую картину. а вы понимаете все, что вам хотят сказать? с точки зрения ребенка он делает все правильно.и реально не понимает за что он получил по мягкому месту. за то что размотал рулон туалетной бумаги? ну, так это ж интересно! это игра-если дернуть за бумажку, она начинает раскручиваться!.. за то, что разгрыз, раскрошил буханку? так это ж здорово! оказывается можно пальцами отковырять кусок чего то и кинуть! и хлеб аккуратными ломтями разрезать еще не научился… залез в шкаф и вытащил все вещи, а теперь стоит и улыбается глядя в глаза? любопытство, оно превыше всего. оказывается можно дернуть за ручку, откроется шкаф и там столько всего лежит.но может что то лежит в самом низу? нужно срочно отыскать. а почему улыбается? опять же мама, порадуйся со мной! я научился вытаскивать и искать что то..
но нет, порядок в доме превыше всего! дали одну погремушку вот и сиди с ней. не слушаешь что я тебе говорю, получи!..
у меня в жизни был забавный случай. лето, природа, сидим отдыхаем компанией. среди нас мама с ребенком 6 лет. разговаривает нормально, все весело.но как только начинает обращаться к ребенку, голос приобретает стальные нотки и железный скрип. шаг влево-вправо, ребенку по заднице и по шее… почему ты с ним так разговариваешь? в таком тоне? почему треплешь его как котенка за шкирку?.. по другому он не понимает… пытаюсь ей объяснить, что дети не глупее ее и меня… не понимает!.. встаю и даю ей хорошего подзатыльника, беру за шкирку и кричу в ухо «ну что дура, теперь ты меня поняла? все уяснила?» на меня смотрят огромные испуганные глаза взрослого человека.… ты что????.. Лена, я ничего, я сейчас сделала тоже самое, что делаешь ты. только ты делаешь это с пусть маленьким, но человеком, которые слабее тебя. а я это сделала с тобой. и я тоже физически сильнее.ты сейчас оказалась на его месте. тебе понравилось? я пыталась словами тебе что то объяснить, но ты не поняла. я решила испытать твой проверенный способ...
прежде чем психовать, ругаться и портить себе и ребенку нервы наверно стоит попробовать поставить себя на его место. не хочет спать? а вы быстро засыпаете, когда провели насыщенный день.вряд ли. перед глазами карусель прошедших событий и остатки возбуждения. так же и у него. влез в шкаф? а самим неужели неинтересно, что лежит в запакованном подарке? интересно. вот и считайте, что шкаф для ребенка тоже самое, что для вас подарок и сюрприз.
совсем без «нельзя»жить конечно, невозможно. но это нельзя должно касаться только тех вещей от которых может пострадать ребенок-розетка, нож, газ… все остальное можно либо убрать, заклеить, закрыть и тд., либо сделать для ребенка неприятным. ту же воду в поддоне насолить от души, дабы один раз попробовав больше желания не возникало пить.
ребенок познает мир, ему еще чужды ваши установки. он не понимает ПОЧЕМУ ему что то нельзя.и прежде чем запрещать попробуйте придумать логическое основание запрета, понятное для ребенка. не придумали? значит можно....
не так уж и дорого стоит рулон туалетной бумаги, буханка с хлебом или пакет с крупой… зато сколько удовольствия… как то вечером мой ребенок и муж играли на кухне с гречкой… да, не спорю, гречка была везде, где только можно… но разве пакет гречки стоит дороже детского смеха… а у вас обязанность такая-ходить, убирать, что бы завтра все началось снова. потом период этот пройдет, но у ребенка остаться большой опыт и общения с родителями и любознательность, которую никто не ограничивал. придет время и он сам поймет почему это можно, а это нет… а пока пусть наслаждается жизнью, без всяких глупых запретов… а если возникают какие то сомнения… еще раз ставьте себя на его место… понравиться если с вами поступят так или нет?
п.с. назревало давно, созрело после неоднократных вещей про «делает НАЗЛО»
Достаёт не то, что малыш потрошит шкаф, рассыпает крупу или рвёт бумагу. В конце концов, всё можно убрать, закрыть, не давать, даже если за этим следует рёв. Мало ли, кто что хочет. Тем, кто считает, что оставьте бардак до вечера, уберёте, когда малыш уснёт, скажу, что не всем комфортно проводить день в устроенном свинарнике. Да и под конец дня уже не до уборок, доползти бы до кровати. Раздражает именно то, что просишь, например, не лезть в лужу, потому что мало ли что на дне, а деть смотрит на тебя, улыбается и всё равно в эту лужу плюхается, проверить, а что мне после этого будет. Бесит именно непослушание и преднамеренная проверка границ из раза в раз, многократная и безостановочная. И вот, когда уже стопицот раз сказано не делать то или это, а ребёнок с ангельской улыбкой продолжает (ну есть вот настырные дети, им хоть обговорись, пока шишаков не набьют — не уймутся), в ход идёт шлепок по заднице. Уже просто потому, что действительно задрало объяснять. Как ни странно, такая причинно-следственная связь детям понятнее: у мамы есть предел терпению. Теперь о том, что кто-то там не сюсюкает своему ребёнку, а говорит «плохим» голосом, потому что ребёнок «не понимает». Откуда, дорогой автор, Вам известно, что изначально с этим ребёнком не вели себя по-другому? Да, ребёнок понимает, но, значит, когда-то решил для себя игнорить обращения старших в спокойном тоне. А дальше уже у обоих в привычку вошло, что, пока собака не рявкнет, караван не тронется. Я ни за что не повер словам белопольтовых особ, что, дескать, дети ни разу не вывели их из себя и ни разу не схлопотали хотя бы резкого окрика. Потому что в природе нормальных детей заложено прощупывание границ допустимого.
А я не согласна совершенно. Так можно вырастить ребенка, не понимающего правил и не несущего ни за что ответственность.
Читать стоит внимательно… До 1 года правил в принципе нет, а дальше, все зависит от того как Вы взрослый человек сумеете объяснить почему то то и то то делать нельзя.не сумели, значит можно
хороший пост. спасибо. будем стараться !
Сижу и радуюсь как дитё что я тебя нашла… такие мысли как например вот в этом посте лишними не бывают!!!!
ну прям сокровище)))
меня всегда поражала способность взрослых в оценивать ребенка двойственно. с одной стороны-он маленький, ничего не понимает, глупый и тд, с другой-он уже оказывается должен исполнять наши требования и в его уме уже зреет коварный план, как бы навредить и сделать назло всем и всюду. смешно, не правда ли. — одно время мне муж пытался вбить эту мысль, но делал это другими словами, но ваш вариант с первого раза прошиб что-то в мозгу, особенно вот это «перед глазами стоит картина. 1,5 летний карапуз сидит в кроватке, пожевывая пустышку и разрабатывает план дальнейших действия-как бы так сделать и что б еще удумать назло маме!» это правда смешно… и приходит понимание что я ДУРА — правда что-то подобное думала...
моменты с пакостями типа бумага и шкаф… я никогда не задумывалась над этой стороной вопроса — а малышу интересно, он учится чему-то...
Отличная статья.сохраню на ноут — буду перечитывать.
Наталья, может вы можете мне посоветовать что-нить почитать ещё — ну книгу по воспитанию хорошую или что-то подобное, конкретно автор и название, а то их сейчас пруд пруди — прочитав статью убедилась что я отвратительный воспитатель, перевернуть бы мозг совсем, чтобы научится воспринимать ситуацию как её будет малыш воспринимать.
Спасибо вам ещё раз!!
давно надо было вам написать, но я как-то побаивалась — духу в этом признаться в открытую не хватало(((
А насчет того, что бьет детка, у нас такое тоже бывает, просто отвожу ее руку, говорю: Машуня, маме больно ай-ай, ну-ка пожалей, поцелуй маму. Она начинает гладить меня по голове, жалеть) А все, что нельзя — или высоко или шкафчики завязаны, а как вы хотели, любознательность — это даже хорошо, как же иначе развиваться ребенку.