ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КРЕСТИТ МЛАДЕНЦЕВ?

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещенияи Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).


Комментарии

Пожаловаться
Ксенька
Я немного не в тему(крестили меня скрывая это от дедушки-коммуниста рьяного), но с не давних пор стала ближе к Господу(ну или он ко мне)и стало мне легче жить(это образно), я стала на многое смотреть другими глазами-чему очень сама рада!!! И не считаю себя верующим стадом!!! А просто не надо думать, что мы все сами, нет, без Божьей помощи нам ничего не дается и это я поняла не потому, что мне это в голову вбили, поняла по своему опыту.
Пожаловаться
Vika Semenova
Я не понимаю людей, которые здесь оставляют свои гневные комментарии против православной веры… Зачем вообще это надо? Или вы и к мусульманам также со своим уставом лезете?… Каждому будет по Вере его.
Пожаловаться
Счастье Рядом
Vika Semenova 
к мусульманам они так не лезут)) опасаются))
Пожаловаться
Vika Semenova
Счастье Рядом 
Так вот я к этому и веду:) что наша вера добрая, безобидная, всепрощающая:). А там если что, за свою веру и порежут, и ничего страшного у них в этом нет- во имя Аллаха и все дела.… Эх, люди-люди
Пожаловаться
Марина
Очень четкие ответы на все распространенные аргументы противников крещения младенцев)
Пожаловаться
Lusil

А я вот когда покрестила сына он стал меньше болеть, и символ веры и принадлежности к Христу на груди, а не к непонятно к какому духовному существу, успокаивает и меня и ребенка, все мы дети Божьи, так чего противится естественному-вере. тем более крещение это не насилие, это причастность к вере. автор вероятно не хочет быть причастной к вере, к чему ее обязали, и высказывает свое мнение, но это только мнение, одно из миллионов.

Пожаловаться
Счастье Рядом
Lusil 
Если про автора вы про меня — то коммент ваш вообще не понятен
Пожаловаться
Lusil
Счастье Рядом 

пардон, не так ответила, ответ не вам :)

Пожаловаться
Alissa

Нравится вам жить рабами и детей туда же тащите, жесть. Религия вам навязала грешность детей с рождения и вы в это верите, а храмам просто это выгодно, должен же кто то платить за крещение. =)

Пожаловаться
Счастье Рядом
Alissa 
Я обоих детей крестила бесплатно.
Пожаловаться
Люмамапяти
Alissa 

Ну а вам то что, спасти нас хотите? Просветить… не стоит…

Пожаловаться
Люмамапяти

А я двоих младших… еще и подарков дали)

Пожаловаться
Alissa
Счастье Рядом 
Ну и зачем? Вы всю свою жизнь за детей всё решать будете? Вы уверенны что они вам за это спасибо скажут? Мне вот благодаря матер и теперь надо раскрещиваться, а это трудоёмкий процесс, чтоб снять эти оковы, которые блокируют всё. Человек должен сознательно прийти к выбору религии, это важно.
Пожаловаться
Alissa
Люмамапяти 
Ха оно мне надо вас спасать, христиане слепы и глухи, стадо одним словом.
Пожаловаться
Счастье Рядом
Alissa 
а зачем вы решаете за ребенка что он будет есть? зачем учите чистить зубы? дорогу переходить только на зеленый свет?

для меня очень важно чтобы дети выросли христианами. и с меня, как с матери, потом спросится что я для этого сделала.

к тому же будучи сама православной христианской я не могу не приобщать ко Христу своих детей

Пожаловаться
Alissa
Счастье Рядом 
Почему вы сравниваете религию с почистить зубы, с тем что естественно физически, к религии надо прийти головой, а дети в силу возраста ещё не могут это сделать. А зачем детей приобщать к тому что любите вы, дайте им выбор. Мы можете им рассказывать и объяснять как это видите вы, но не как не навязывать и уж тем более не крестить грубо говоря насильно «потому что так надо».
Пожаловаться
Счастье Рядом
Alissa 
потому что я мать и отвечаю не только за физическое, но и за душевное здоровье ребенка.
Пожаловаться
Ольга
Alissa 
Вы детей учите писать грамотно? Быть добрыми и отзывчивыми? Для верующего человека воспитание ребенка в вере — часть воспитания. Я не могу себе представить по-другому. Деточка, я пойду причащаться, а ты не ходи, лучше подумай, так ли оно мне надо
Пожаловаться
Lusil
Alissa 
А вы наверное атеист? Однако атеисты ведут себя более равнодушно, возможно вы скорее приверженец более радикальной веры в свастику и прочие звезды в кругах.
Пожаловаться
Счастье Рядом 

??????

Пожаловаться
ОченьЗлаяФуфа

Перестаньте рекламировать религию!!! — Это личный выбор каждого !!!

Пожаловаться
Люмамапяти
ОченьЗлаяФуфа 

У нас в стране свобода слова

Пожаловаться
Счастье Рядом
ОченьЗлаяФуфа 
а никто не рекламирует — просто разъяснение часто встречающегося вопроса
Пожаловаться
Alissa
ОченьЗлаяФуфа 
Согласна с вами.
Пожаловаться
Люмамапяти

А почему мы лечим младенцев??? Пусть подрастет и сам вылечиться, если за хочет

Пожаловаться
Счастье Рядом
Люмамапяти