О дискуссиях вокруг гражданских браков и венчания

Многие священники из года в год замечают некоторое падение числа венчаний в мае. Это связывают с бытующей среди суеверных приметы о том, что заключенный в мае брак будет несчастливым: «Заключить брак в мае – всю жизнь потом маяться». Может быть, в силу этой приметы вдруг в мае поднялась волна общественной полемики вокруг нынешних российских реалий заключения брака.

протодиакон Димитрий Цыплаков

Тут и многоженство в кавказских регионах, и предлагаемые поправки в Семейный кодекс РФ, в которых предполагается приравнять «гражданский брак» к государственной регистрации. Все сплетается в один клубок обсуждаемых вопросов: что такое традиционная семья, какова семья современная и как быть с «гражданским браком», так распространенным сейчас, который хотят приравнять к обычному не просто так, а через два года совместной жизни?

В ответ на инициативу с «гражданским браком», как мы знаем, протоиерей Дмитрий Смирнов предложил церковный брак приравнять к государственному.«До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Сегодня регистрация брака во всех традиционных конфессиях России происходит после определенного ритуала, будь то православное христианство, ислам или буддизм. Надо подумать и о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному», – сказал в интервью «Российской газете» отец Димитрий.

И весь этот рой вопросов клубится в интернете, активно обсуждается, и точки зрения высказываются самые разные.

Прежде всего, определимся с терминологией: то, что сейчас называют «гражданским браком», таковым по сути не является. Гражданским браком в дореволюционной России называли нецерковные формы заключения брака, которые иногда приходилось фактически признавать. Но официально проблема гражданского брака обсуждалась в публицистической печати как возможность заключения брака не в храме, а перед гражданскими властями. Власти Российской империи так на это и не пошли (кроме Финляндии). А после революции 1917 года советская власть перестала признавать брак церковный и создала ЗАГСы (органы записи актов гражданского состояния) для регистрации всех законных браков на территории СССР. То есть в СССР все браки были гражданскими, верующие могли лишь освятить государственный брак в таинстве венчания. Та же ситуация сохраняется и в настоящее время: без «штампа в паспорте» церковное венчание не влечет за собой официального признания брака. Вот почему молодым людям, решившим обойти ЗАГС стороной, в церкви отказывают в венчании.

Ведь брак заключается не только перед Богом, но и перед людьми, перед обществом. Общество должно знать, что, вступая в брак, юноша и девушка хотят создать семью. У них пойдут дети, у которых будет не только любящая мать, но и отец – глава семейства. У них будет общее имущество, которое будет переходить на правах наследования ближайшим родственникам. А потому традиционный брак – это брак, признанный обществом. Сегодня в России условием для признания брака является свидетельство ЗАГСа. А потому «штамп в паспорте» не простая формальность, а условие здоровой семьи.

Тем молодым людям, которые приходят на беседу перед венчанием и удивляются, зачем их посылают в ЗАГС, я обычно отвечаю простым примером. Я спрашиваю: что труднее, поднять гирю в 32 кг или гирю в 16 кг?

Как правило, разумные люди отвечают, что пудовая гиря легче двухпудовой, а потому и поднять ее проще. Вот и ответ: регистрируясь в ЗАГСе, люди берут ответственность перед обществом за создание семьи, венчаясь в Церкви – берут на себя обязательства перед Богом. Что тяжелее, ответственность перед Богом или перед людьми? Перед Богом, конечно, тяжелее! А потому те, для кого непосильна ноша семейных обязанностей перед обществом, не смогут понести ответственность за семью и перед Богом. По-сути эти молодые люди хотят заключить брак «понарошку», не имея настоящей веры. Конечно, в храме им откажут: ведь их желание так же неразумно, как желание поднять двухпудовую гирю, не имея сил поднять и полпуда.

Церковь за традиционный брак, но для Церкви это брак между мужчиной и женщиной, единственный и на всю жизнь. Таково учение Христа: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Матф.19:3-9)

А потому Церковь не считала и не считает браком все формы полигамии, незарегистрированного сожительства (конкубината), которое только по недоразумению называют «гражданским браком». По сути это и не есть брак: потому что, по данным демографов, большинство мужчин, в таком «браке» состоящих, считают себя неженатыми. А для женщин это часто лишь форма самообмана, когда они говорят подругам и знакомым: «я замужем». Будем надеяться, что отечественным законодателям хватит мудрости не приравнивать конкубинат к супружеству, не узаконивать полигамию.

Ради этого, думаю, церковным людям стоит потерпеть гражданскую регистрацию в ЗАГСе. Тем более что пока что понятие «традиционные религии» в федеральном законодательстве не получило должного оформления. Вряд ли государство сейчас доверит многочисленным религиозным сектам и деноминациям функцию регистрации брака.

А вот если в нашем обществе получат официальный статус традиционные религии, то к вопросу о церковном браке можно будет вернуться. И тогда верующая молодежь сможет венчаться и создавать брак и перед Богом, и перед обществом сразу. Но для этого надо, чтобы институт семьи в нашем обществе сохранился и укреплялся, потому что церковные требования к семейной жизни строже гражданских. Если же многие брачующиеся суеверно обходят месяц май стороной, то как можно говорить о церковной семье? Можно ли надеяться на то, что будущую семью укрепит вера, если многих сбивает с толку глупое суеверие? Мы же знаем, что неважно, в мае или в другом месяце будет заключен брак, – главное, чтобы в семье царила христианская любовь, тогда ни название месяца, ни другие мнимые трудности не помешают такой семье стать счастливой!


Комментарии

Пожаловаться
Ольга

Дай Бог венчаемся, выберу май, тоже пощекотать нервы родне

Пожаловаться
Анна
А по мне так перед богом сказать легче, он у тебя то имущество не отберет) алиментами не назначит) Мы с мужем прожили 4 года перед загсом) поженились, чтобы дети были в браке. Ну и имущество стало появляться совместно нажитое)
Пожаловаться
Галина

мы тоже в мае венчались. не верю ни в какие приметы, можно подумать те, кто женился и венчался не в мае- не маются!))))) месяц тут вообще не причем, все дело в самих людях!

Пожаловаться
Анна
У нас венчание в мае было))
Пожаловаться
Нетолерантная
у нас свадьба и венчание было 2 мая))) я специально выбрала май, чтобы пощекотать нервы суеверной родне))))
Пожаловаться
Счастье Рядом
у родителей венчание было 10 мая)
Пожаловаться
Ирина
у нас 9 мая)
Пожаловаться
Кристина Бажина

Вот и у меня подруга считает себя «за мужем», а он говорит, что свободный!

Пожаловаться
Счастье Рядом
где-то читала что после последней переписи населения замужних оказалось больше чем женатых
Пожаловаться
Кристина Бажина
как так то??)))
Пожаловаться
Счастье Рядом
вот как из-за "; гражданских" браков
Пожаловаться
Кристина Бажина
Ну просто, если бы я жила так называемым «гражданский браком», то точно бы не сказала, что я замужем! Он ведь не зарегистрирован. Интересные ж однако женщины)
Пожаловаться
Лиска Чудная
Ух, какие страсти!))
Все равно все живут, как кому удобно, со штампом или без.
Пожаловаться
багира

т е перед венчанием можно вести половую жищнь чтоли?

Пожаловаться
Галина
перед венчанием можно, перед загсом нельзя
Пожаловаться
багира
удивили
Пожаловаться
Галина
что удивительного? венчают только после загса, а до свадьбы грех сексом заниматься. т.е если свадьба была, а венчаться решили через 5 лет- не будут же 5 лет раздельно спать
Пожаловаться
багира
ну вот это и странно, я думала перед богом важнее, и загс тут не причем, азначит до венчания спать нельзя, и именно поэтому мы не рассматривали венчание
Пожаловаться
Галина
венчание- это не свадьба перед Богом, там просится благословение брака вашего. сейчас мало кто венчается, тем более с полным пониманием этого таинства, многие не венчаются вообще, но церковь их грешниками не считает, т.к они живут в законном зарегистрированном браке, а не в блуде, и это уже хорошо! конечно, в идеале нужно венчаться, и сразу, а не через 3-5-25 лет, но лучше хоть так, чем вообще гражданским браком- он как раз грех
Пожаловаться
багира
понятно. а дети грешны, рожденые или зачатые в блуде?
Пожаловаться
Счастье Рядом
Дети не несут ответственности за грехи родителей
Пожаловаться
Галина
Пожаловаться
багира
так да или нет, а то в статье получается мы виноваты, я и муж в не брака зачаты
Пожаловаться
Галина
не думаю, что на детях грех есть, но отпечаток этого греха они несут на себе
Пожаловаться
багира
Пожаловаться
багира
а что скажете на счет предохранения?
Пожаловаться
Счастье Рядом
неабортивными средствами при необходимости можно. все что может вызвать выкидыш (спирали, ок) — нельзя.
Пожаловаться
багира
спасибо
Пожаловаться
Галина
презервативы можно
Пожаловаться
багира
у нас ппа