Сообщество закрыто

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВДОКИИ ИЛИОПОЛЬСКОЙ 2 часть.

То­гда стра­ной управ­лял царь Ав­ри­ли­ан (не рим­ский ке­сарь, но дру­гой то­го же име­ни, быв­ший под вла­стью рим­ских ке­са­рей), и пе­ред ним бы­ла окле­ве­та­на Ев­до­кия. Со­бра­лись преж­ние ее по­клон­ни­ки и, по­со­ве­то­вав­шись меж­ду со­бою, на­пи­са­ли ца­рю пись­мо, до­но­ся, что Ев­до­кия от­нес­ла с со­бою в пу­сты­ню мно­же­ство зо­ло­та, рав­ня­ю­ще­е­ся цар­ской казне. Они про­си­ли ца­ря дать им от­ряд во­и­нов, чтобы, най­дя бе­жав­шую, воз­вра­тить ее в го­род, а зо­ло­то взять в цар­скую каз­ну, по­то­му что она при­ня­ла га­ли­лей­скую ве­ру в неко­е­го Хри­ста и от­верг­ла бо­гов, ко­то­рым по­кло­ня­ют­ся и ца­ри. Услы­хав о мно­же­стве зо­ло­та, Ав­ри­ли­ан лег­ко со­гла­сил­ся на их прось­бу и, при­звав од­но­го ко­ми­та, ве­лел ему взять во­и­нов, за­хва­тить Ев­до­кию вме­сте с ее зо­ло­том и при­ве­сти к нему. Взяв три­ста во­и­нов, ко­мит на­пра­вил­ся в пу­сты­ню, в жен­ский мо­на­стырь, где жи­ла Ев­до­кия. Ко­гда они шли, Гос­подь явил­ся но­чью Ев­до­кии и ска­зал:

— Царь раз­гне­вал­ся на те­бя, но не бой­ся: Я все­гда с то­бою.

Ко­гда ко­мит с от­ря­дом во­и­нов уви­дел мо­на­стыр­ские сте­ны, то при­оста­но­вил­ся в ожи­да­нии тем­но­ты, ибо день скло­нял­ся к ве­че­ру, и раз­де­лил свой от­ряд на ча­сти, чтобы но­чью со всех сто­рон на­пасть на мо­на­стырь. И ко­гда уже они хо­те­ли про­из­ве­сти на­па­де­ние, все­мо­гу­щая си­ла неви­ди­мой ру­ки Бо­жьей вос­пре­пят­ство­ва­ла им, и всю ночь не мог­ли они ни на шаг под­сту­пить к мо­на­сты­рю. На­стал день. Они ви­де­ли мо­на­стыр­ские сте­ны, но не мог­ли к ним по­дой­ти, и три дня и три но­чи их по­пыт­ки оста­ва­лись без­успеш­ны­ми, и они недо­уме­ва­ли, что им пред­при­нять даль­ше.

И вот на­пал на них вне­зап­но страш­ный гро­мад­ный змей и они, по­бро­сав­ши ору­жие, в ужа­се бе­жа­ли. Но, хо­тя они спас­лись от зу­бов змея, не из­бе­жа­ли его яда. По­ра­жен­ные смер­то­нос­ным ды­ха­ни­ем змея, од­ни из них вне­зап­но па­ли мерт­вы­ми, дру­гие еле жи­вые ва­ля­лись на до­ро­ге, и толь­ко с тре­мя во­и­на­ми воз­вра­тил­ся ко­мит к ца­рю. Раз­гне­ван­ный царь ска­зал сво­им вель­мо­жам:

— Как нам по­сту­пить с этой вол­шеб­ни­цей, умерт­вив­шей сво­и­ми ча­ра­ми та­кое мно­же­ство во­и­нов? Что по­со­ве­ту­е­те? Нель­зя оста­вить без на­ка­за­ния та­ко­го зло­де­я­ния.

По­сле со­ве­ща­ния цар­ский сын ска­зал:

— Я пой­ду с мно­го­чис­лен­ным вой­ском, срав­няю с зем­лей эту оби­тель блуд­ниц и при­ве­ду сю­да Ев­до­кию.

Царь и все со­гла­си­лись, и на дру­гой день цар­ский сын с во­и­на­ми от­пра­вил­ся ра­зо­рить пу­стын­ную оби­тель и схва­тить Ев­до­кию. По до­ро­ге он при­бли­зил­ся к се­лу, при­над­ле­жав­ше­му его от­цу и, в ви­ду на­ступ­ле­ния но­чи, за­хо­тел оста­но­вить­ся на ноч­лег в этом удоб­ном для от­ды­ха ме­сте. По юно­ше­ской жи­во­сти он быст­ро со­ско­чил с ко­ня, уда­рил­ся о ка­мень и силь­но раз­бил се­бе но­гу, так что на ру­ках во­и­нов от­не­сен был в по­стель. Но­чью бо­лезнь его уси­ли­лась, и он умер; и воз­вра­ти­лись во­и­ны к ца­рю, ве­зя с со­бою его мерт­во­го сы­на. При ви­де вне­зап­но умер­ше­го сы­на царь упал за­мерт­во. Со­брал­ся весь го­род и пла­кал на­род, со­жа­лея цар­ско­го сы­на и са­мо­го ца­ря, уми­ра­ю­ще­го от скор­би. Сре­ди на­ро­да был и Фило­страт. По­дой­дя к цар­ским при­бли­жен­ным, он го­во­рил им, что Ев­до­кия — ра­ба Бо­жья, и ни­кто не мо­жет при­чи­нить ей вре­да, ибо ее охра­ня­ет небес­ная си­ла. Но ес­ли царь хо­чет ви­деть сы­на жи­вым, то пусть по­шлет к ней по­чти­тель­ную прось­бу, чтобы она умо­ли­ла Бо­га ожи­вить мерт­ве­ца.

— Я сам, — го­во­рил Фило­страт, — на се­бе ис­пы­тал си­лу ее мо­лит­вы и Бо­жье ми­ло­сер­дие.

Услы­хав это, царь немно­го при­шел в се­бя и, точ­нее узнав от Фило­стра­та о слу­чив­шем­ся с ним, по­ве­рил сло­вам его и тот­час по­слал к Ев­до­кии три­бу­на Ва­ви­лу с по­чти­тель­ным, сми­рен­ным и про­си­тель­ным пись­мом. Ко­гда он при­был в оби­тель, свя­тая Ев­до­кия, сми­рен­но по­кло­нив­шись, при­ня­ла цар­ское пись­мо и ска­за­ла:

— За­чем царь по­сы­ла­ет свое пись­мо мне, убо­гой и недо­стой­ной греш­ни­це?

В ожи­да­нии, по­ка свя­тая про­чтет цар­ское пись­мо, три­бун во­шел в од­ну из мо­на­стыр­ских ком­нат и, уви­дев там от­кры­тую кни­гу, на­кло­нил­ся и про­чи­тал: «Бла­жен­ны, хра­ня­щие от­кро­ве­ния Его, всем серд­цем ищу­щие Его» и, до­чи­тав до кон­ца псал­ма, за­дре­мал и, по­ло­жив го­ло­ву на кни­гу, за­снул. Во сне явил­ся ему некий свет­лый юно­ша и, толк­нув его в бок жез­лом, быв­шим у него в ру­ке, ска­зал:

— Ва­ви­ла, встань! Мерт­вый до­жи­да­ет­ся те­бя.

Про­бу­див­шись, Ва­ви­ла при­шел в ужас от яв­ле­ния ан­ге­ла и рас­ска­зал о сем бла­жен­ной Ев­до­кии, про­ся ско­рее от­пу­стить его. Она, со­звав всех се­стер, ска­за­ла им:

— Как вы по­со­ве­ту­е­те мне по­сту­пить от­но­си­тель­но то­го, о чем пи­шет царь мо­е­му ни­что­же­ству?

Сест­ры еди­но­глас­но от­ве­ти­ли:

— Бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха на­став­ля­ет те­бя: пи­ши ца­рю, что угод­но Бо­гу.

По­сле до­воль­ной мо­лит­вы, свя­тая се­ла и на­пи­са­ла ца­рю так: «Я, ни­чтож­ная жен­щи­на, не знаю, по ка­ко­му слу­чаю твое ве­ли­че­ство из­во­лил при­слать мне по­сла­ние. Я, жен­щи­на недо­стой­ная и пол­ная гре­хов, об­ли­ча­е­мая со­ве­стью во мно­гих и ужас­ных без­за­ко­ни­ях, я не имею дерз­но­ве­ния умо­лять Хри­ста Бо­га мо­е­го, да сми­лу­ет­ся над то­бою и воз­вра­тит те­бе сы­на жи­вым. Но на­де­юсь на из­вест­ную бла­гость и си­лу Гос­по­да мо­е­го, что Он явит на те­бе и на сыне тво­ем ве­ли­кое Свое ми­ло­сер­дие, ес­ли ты всем серд­цем уве­ру­ешь в ис­тин­но­го Бо­га, вос­кре­ша­ю­ще­го мерт­вых, и бу­дешь на­де­ять­ся на Него. Невоз­мож­но при­зы­вать свя­тое и страш­ное имя Его и мо­лить Его о чем-ли­бо, ес­ли пред­ва­ри­тель­но не уве­ру­ешь в Него всею ду­шою. Итак, ес­ли ты всею ду­шою ве­ру­ешь, то уви­дишь ве­ли­кую сла­ву бес­смерт­но­го Бо­га, спо­до­бишь­ся Его ми­ло­сти и на­сла­дишь­ся Его бла­го­де­я­ни­я­ми».

На­пи­сав­ши и трое­крат­но за­пе­чатлев пись­мо крест­ным зна­ме­ни­ем, она от­да­ла по­слан­но­му и от­пу­сти­ла его. Воз­вра­тив­шись к ца­рю, три­бун не от­дал ему по­сла­ния свя­той Ев­до­кии, но по­ло­жил его на грудь умер­ше­го, при­звав гро­мо­глас­но имя Хри­сто­во. Тот­час мерт­вец ожил, от­крыл гла­за, за­го­во­рил и встал, как по­сле сна, жи­вым и здо­ро­вым. Все изум­ля­лись и ужа­са­лись та­ко­му необык­но­вен­но­му зре­ли­щу. И гро­мо­глас­но вос­клик­нул царь:

— Ве­лик Бог хри­сти­ан­ки Ев­до­кии! Бог ис­тин­ный и пра­вед­ный — Бог хри­сти­ан­ский! Спра­вед­ли­во мно­гие к Те­бе при­бе­га­ют и бла­го­че­сти­во по­сту­па­ют ве­ру­ю­щие в Те­бя, Хри­ста Гос­по­да! При­ми и ме­ня, гря­ду­ще­го к те­бе, ибо я ве­рую Тво­е­му свя­то­му име­ни и при­знаю, что Един Ис­тин­ный Бог, свя­той и бла­го­сло­вен­ный во ве­ки!

Уве­ро­вав во Хри­ста Бо­га, царь кре­щен был го­род­ским епи­ско­пом вме­сте с же­ною и сы­ном, вос­крес­шим из мерт­вых, и с до­че­рью Ге­ла­си­ей. По­сле се­го, раз­дав ще­д­рую ми­ло­сты­ню ни­щим и убо­гим, он по­слал мно­го зо­ло­та свя­той Ев­до­кии на со­ору­же­ние свя­той церк­ви. Кро­ме то­го, он по­ве­лел по­стро­ить го­род на том ме­сте, где жи­ла Ев­до­кия, и ча­сто пи­сал ей, про­ся ее свя­тых мо­литв. В ско­ром вре­ме­ни царь, пре­успев­ши в свя­той ве­ре и доб­рых де­лах, по­чил о Гос­по­де, а за ним умер­ла и же­на. Сын был по­став­лен диа­ко­ном, а по­том, ко­гда скон­чал­ся епи­скоп, был по­свя­щен во епи­ско­па. А сест­ра его Ге­ла­сия, пре­зи­рая су­е­ту ми­ра и из­бе­гая брач­ной жиз­ни, но же­лая по­слу­жить Гос­по­ду, тай­но уда­ли­лась в мо­на­стырь свя­той Ев­до­кии и в нем жи­ла до смер­ти, усерд­но слу­жа и бла­го­уго­ждая Гос­по­ду.

В это вре­мя гос­под­ство­ва­ло язы­че­ское нече­стие и мно­гие, тай­но слу­жив­шие Гос­по­ду, бы­ли от­кры­ва­е­мы бо­го­не­на­вист­ны­ми и при­нуж­да­лись к той же по­ги­бе­ли. То­гда в го­ро­де Илио­по­ле был на­мест­ни­ком Дио­ген, рев­ни­тель сквер­ных бо­гов, усерд­ней­ший их слу­жи­тель и го­ни­тель от­ка­зы­ва­ю­щих­ся от по­кло­не­ния идо­лам. Он хо­тел взять за се­бя в за­му­же­ство вы­ше­упо­мя­ну­тую цар­скую дочь Ге­ла­сию, на что был со­гла­сен, по­ка на­хо­дил­ся в неве­рии, и отец ее, Ав­ри­ли­ан. Ко­гда же он был про­све­щен свя­тым кре­ще­ни­ем, то не за­хо­тел от­дать ее за невер­но­го му­жа, ес­ли толь­ко он не при­мет хри­сти­ан­ской ве­ры. Ско­ро Ав­ри­ли­ан скон­чал­ся, и Ге­ла­сия, бо­ясь, что на­силь­но бу­дет взя­та Дио­ге­ном, убе­жа­ла, как бы­ло ска­за­но, в мо­на­стырь свя­той Ев­до­кии, но ни­кто не знал точ­но, где она скры­лась. Но­сил­ся толь­ко слух, что скры­ва­ет­ся где-то у Ев­до­кии. На­мест­ник Дио­ген по­слал пять­де­сят во­и­нов взять Ев­до­кию, как хри­сти­ан­ку, для рас­сле­до­ва­ния. Ко­гда во­и­ны шли за ней, Гос­подь явил­ся но­чью Ев­до­кии и ска­зал:

— Дщерь Ев­до­кия! Бодр­ствуй и стой му­же­ствен­но в ве­ре. При­шло для те­бя вре­мя ис­по­ве­дать Мое имя и про­сла­вить Мою сла­ву. При­бли­зил­ся по­двиг, ко­то­рый ты со­вер­шишь. Вот сей­час на­па­дут на те­бя лю­ди, страш­ные, как зве­ри, но ты не сму­щай­ся и не ужа­сай­ся, по­то­му что Я бу­ду с то­бою близ­ким спут­ни­ком и креп­ким по­мощ­ни­ком во всех тво­их по­дви­гах и тру­дах.

Ко­гда ви­де­ние окон­чи­лось, во­и­ны но­чью пе­ре­лез­ли через мо­на­стыр­скую сте­ну. Пре­по­доб­ная, узнав­ши об этом ду­хом, вы­шла к ним и спро­си­ла:

— Что вам здесь на­доб­но? Ко­го ище­те?

Во­и­ны схва­ти­ли ее и спра­ши­ва­ли об Ев­до­кии. Она обе­ща­лась пре­дать им Ев­до­кию, ес­ли толь­ко они на ма­лое вре­мя осво­бо­дят ее. И, при­дя в цер­ковь, она взо­шла в свя­той ал­тарь, от­кры­ла ков­че­жец с Пре­чи­сты­ми Жи­во­тво­ря­щи­ми Хри­сто­вы­ми Та­и­на­ми и, взяв часть сей ве­ли­кой свя­ты­ни, скры­ла у се­бя на гру­ди. По­сле это­го она вы­шла и ска­за­ла во­и­нам:

— Я — Ев­до­кия, возь­ми­те ме­ня и ве­ди­те к по­слав­ше­му вас.

Они взя­ли и по­ве­ли ее с со­бою. Бы­ла без­лун­ная и тем­ная ночь, и вот явил­ся свет­лый и пре­крас­ный юно­ша, неся пе­ред ней све­чу и осве­щая путь. Это был ан­гел Гос­по­день, ви­ди­мый толь­ко Ев­до­ки­ею, а во­и­ны ни его, ни све­та не ви­де­ли. Во­и­ны хо­те­ли по­са­дить Ев­до­кию на ос­ла, но она не по­же­ла­ла и ска­за­ла:

«Иные — ко­лес­ни­ца­ми, иные — ко­ня­ми», а я, на­де­ясь на Хри­ста, дой­ду и пеш­ком.

По при­бы­тии в го­род, на­мест­ник ве­лел за­клю­чить Ев­до­кию на два дня в тем­ни­цу, а на тре­тий день при­звал тем­нич­но­го стра­жа и спро­сил его:

— Не да­вал ли кто той вол­шеб­ни­це пи­щи или пи­тья?

Страж от­ве­тил:

— Кля­нусь тво­ею ми­ло­стью, гос­по­дин мой, что ни пи­щи, ни пи­тья ей ни­кто не да­вал, и сколь­ко раз я ни смот­рел на нее, все­гда ви­дел ее рас­про­стер­той на зем­ле и мо­ля­щей­ся (как ду­маю) сво­е­му Бо­гу.

На­мест­ник ска­зал:

— Зав­тра я про­из­ве­ду рас­сле­до­ва­ние и суд о ней, а ныне я за­нят дру­ги­ми де­ла­ми.

На чет­вер­тый день на­мест­ник Дио­ген сел на су­ди­ли­ще и ве­лел при­ве­сти Ев­до­кию. Уви­дев ее, сми­рен­ную ви­дом, в пло­хой одеж­де, с опу­щен­ной го­ло­вой, он при­ка­зал слу­гам от­крыть ей ли­цо, и оно тот­час за­бли­ста­ло, как мол­ния. Изу­мил­ся Дио­ген и дол­го мол­чал, удив­ля­ясь неиз­ре­чен­но­му бла­го­род­ству и кра­со­те ее ли­ца, си­я­ю­ще­го Бо­же­ствен­ною бла­го­да­тью. Дол­го со­зер­цая ее кра­со­ту, он сму­тил­ся ду­хом и, об­ра­тив­шись к су­дьям, ска­зал:

— Кля­нусь мо­им бо­гом солн­цем! Нель­зя пре­дать смер­ти та­кую, по­доб­ную солн­цу, кра­со­ту. Не знаю, как по­сту­пить!

Один из су­дей ска­зал:

— Не ду­ма­ет ли твое ве­ли­че­ство, что та­кая кра­со­та есте­ствен­на! Нет, это вол­шеб­ный при­зрак. Раз­ве ты не зна­ешь, ка­кой си­лой об­ла­да­ют ча­ро­деи! А ко­гда раз­ру­ше­но бу­дет вол­шеб­ное оча­ро­ва­ние, сей­час же явит­ся ее при­род­ное без­об­ра­зие.

На­мест­ник об­ра­тил­ся к бла­жен­ной:

— Преж­де все­го, ска­жи нам свое имя, про­ис­хож­де­ние и жизнь.

Огра­див се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, свя­тая ска­за­ла:

— Мое имя — Ев­до­кия, а о мо­ем про­ис­хож­де­нии и об­ра­зе жиз­ни нет нуж­ды ме­ня спра­ши­вать, по­это­му про­шу те­бя, на­мест­ник, не трать вре­ме­ни на празд­ные ре­чи, но де­лай со мной то, что вы обыч­но де­ла­е­те с хри­сти­а­на­ми. Су­ди ме­ня, му­чай ме­ня, как те­бе угод­но, пре­дай ме­ня смер­ти, а я на­де­юсь на Хри­ста, ис­тин­но­го Бо­га мо­е­го, что Он не пре­зрит ме­ня и не оста­вит.

На­мест­ник ска­зал:

— На крат­кий во­прос ты так мно­го от­ве­ча­ешь, сколь­ко же ты на­го­во­ришь, ко­гда нач­нем тер­зать те­бя? Ска­жи же нам: за­чем, оста­вив го­род и от­верг­нув бо­гов, ты ушла в пу­сты­ню, уне­ся с со­бою на­род­ное иму­ще­ство, лу­ка­вым об­ра­зом опу­сто­шив го­род­скую каз­ну?

Свя­тая от­ве­ти­ла:

— По­че­му я оста­ви­ла го­род — ска­жу од­ним сло­вом: я бы­ла сво­бод­на и что за­хо­те­ла, то сде­ла­ла. Ка­кой за­кон за­пре­ща­ет сво­бод­но­му че­ло­ве­ку ид­ти, ку­да он хо­чет? А что ка­са­ет­ся об­ви­не­ния в по­хи­ще­нии зо­ло­та, то же­лаю, чтобы стал пред мной кле­вет­ник и то­гда об­ли­че­на бу­дет кле­ве­та и ложь ис­чезнет пред ис­ти­ною. Уже­ли я ушла, по­хи­тив чу­жое?

По­сле дол­го­го пре­пи­ра­тель­ства свя­тая оста­лась неодо­лен­ной в сло­ве и непре­клон­ной в ве­ре. То­гда на­мест­ник ве­лел по­ве­сить ее на де­ре­ве и че­ты­рем во­и­нам же­сто­ко би­че­вать. Во­и­ны взя­ли ее, об­на­жи­ли до по­я­са и по­ве­си­ли. Ко­гда ее раз­де­ва­ли, с гру­ди ее спа­ла часть Пре­чи­сто­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Те­ла Гос­под­ня, взя­тая ею при вы­хо­де из мо­на­сты­ря. Слу­ги, не зная, что это та­кое, под­ня­ли и при­нес­ли на­мест­ни­ку. Про­тя­нув ру­ку, он хо­тел взять ее, и тот­час часть Пре­чи­сто­го Те­ла Вла­ды­ки пре­вра­ти­лась в огонь, и ве­ли­кий пла­мень по­па­лил слуг му­чи­те­ля и по­вре­дил ле­вое пле­чо са­мо­му на­мест­ни­ку. Он упал от бо­ли на зем­лю и взы­вал к солн­цу, по­чи­та­е­мо­му им за Бо­га:

— Вла­ды­ка солн­це! Ис­це­ли ме­ня, и я тот­час пре­дам ог­ню эту вол­шеб­ни­цу. Я знаю, что ты на­ка­зы­ва­ешь ме­ня за то, что я до сих пор не по­гу­бил ее! При этих сло­вах нис­пал на него огонь, как мол­ния, и умерт­вил его, опа­лив те­ло, как го­лов­ню. Страх и ужас на­пал на всех. А один во­ин ви­дел, что свет­лый ан­гел Бо­жий сто­ял близ свя­той, го­во­рил ей на ухо и уте­шал ее, по­кры­вая те­ло по­лот­ном бе­лее сне­га. Уви­дев это, во­ин при­бли­зил­ся к свя­той и ска­зал:

— Ве­рую и я в Бо­га тво­е­го, при­ми ме­ня ка­ю­ще­го­ся, ра­ба Бо­га Жи­во­го.

Свя­тая от­ве­ти­ла ему:

— Бла­го­дать ис­крен­не­го об­ра­ще­ния да при­дет на те­бя, ча­до. Ви­жу, что на­чи­на­ешь ты но­вую жизнь, как вновь рож­ден­ный, — ес­ли хо­чешь спа­стись, из­бе­гай преж­не­го неве­рия.

Во­ин ска­зал:

— Умо­ляю те­бя, ра­ба Гос­под­ня, сми­луй­ся над на­мест­ни­ком, ис­про­си ему у Бо­га тво­е­го воз­вра­ще­ние к жиз­ни, чтобы мно­гие по­зна­ли Ис­тин­но­го Бо­га и уве­ро­ва­ли в Него.

По­сле этих слов он, по­дой­дя к де­ре­ву, осво­бо­дил свя­тую му­че­ни­цу, и она, пре­кло­нив ко­ле­на, дол­го мо­ли­лась. За­тем вста­ла и гром­ко вос­клик­ну­ла:

— Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ве­да­ю­щий тай­ны че­ло­ве­ка, утвер­див­ши небе­са сло­вом и все пре­муд­ро со­здав­ший! По­ве­ли, да по Тво­ей все­силь­ной и все­мо­гу­щей во­ле ожи­вут все по­па­лен­ные нис­по­слан­ным от Те­бя ог­нем, чтобы мно­гие вер­ные утвер­ди­лись в свя­той ве­ре, а невер­ные об­ра­ти­лись к Те­бе, Бо­гу Веч­но­му, и тем про­сла­ви­лось пре­свя­тое имя Твое во ве­ки ве­ков!

По­сле это­го она по­до­шла к мерт­вым и, взяв каж­до­го за ру­ку, про­из­но­си­ла:

— Во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста Вос­крес­ше­го встань и будь здо­ров по-преж­не­му.

И так всех по од­но­му ожи­ви­ла, под­ни­мая и про­буж­дая, как бы ото сна. Ко­гда все с изум­ле­ни­ем и ужа­сом смот­ре­ли на про­ис­хо­дя­щие див­ные чу­де­са, вне­зап­но по­слы­шал­ся вопль и плач: к ко­ми­ту Ди­о­до­ру, быв­ше­му там с во­и­на­ми, при­шло из­ве­стие о вне­зап­ной смер­ти его же­ны Фир­ми­ны, уго­рев­шей в бане. По­ра­жен­ный неча­ян­ною ве­стью, Ди­о­дор рас­тер­зал свою одеж­ду и, объ­ятый жа­ло­стью, со сле­за­ми устре­мил­ся ту­да, где умер­ла его же­на. За ним по­бе­жа­ли мно­гие из на­ро­да, и на­мест­ник Дио­ген, вос­став­ший из мерт­вых, так­же на­пра­вил­ся ту­да. Уви­дав, что же­на ко­ми­та дей­стви­тель­но умер­ла, он воз­вра­тил­ся к свя­той Ев­до­кии и ска­зал ей:

— Во­ис­ти­ну ве­рую, что Бог твой без­мер­но вы­ше и мо­гу­ще­ствен­нее на­ших бо­гов, но ес­ли ты хо­чешь уси­лить и укре­пить мою на­чи­на­ю­щу­ю­ся и еще сла­бую ве­ру, то, умо­ляю те­бя, пой­дем со мною к умер­шей Фир­мине. Ес­ли ты вос­кре­сишь ее, то­гда без за­мед­ле­ния и со­мне­ния окон­ча­тель­но уве­рую в тво­е­го Бо­га.

Свя­тая Ев­до­кия ска­за­ла ему:

— Не толь­ко ра­ди те­бя Бог явит Свою во­лю в без­мер­ном ми­ло­сер­дии, но и ра­ди всех, же­ла­ю­щих вой­ти в Его цар­ство. Итак, пой­дем, при Бо­жьей по­мо­щи, ту­да, ку­да ме­ня зо­вешь.

Ко­гда они шли вме­сте с на­ро­дом, встре­ти­лись им несу­щие мерт­вое те­ло. Свя­тая по­ве­ле­ла оста­но­вить но­сил­ки, про­сле­зи­лась, по­мо­ли­лась неко­то­рое вре­мя и, взяв умер­шую за ру­ку, ска­за­ла гром­ким го­ло­сом:

— Бо­же Ве­ли­кий и веч­ный, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Су­щее Сло­во От­чее, Вос­кре­ша­ю­щий мерт­вых! Мо­лим­ся Те­бе: во уве­ре­ние пред­сто­я­щих бла­го­во­ли со­тво­рить ве­ли­кое чу­до, по­ве­ли ожить Фир­мине и да­руй ей дух по­ка­я­ния, да об­ра­тит­ся к те­бе, все­гда Жи­во­му и веч­но­му Бо­гу.

По­сле этой мо­лит­вы Фир­ми­на тот­час вста­ла с но­си­лок, и весь на­род гром­ким го­ло­сом еди­но­глас­но вос­клик­нул:

— Ве­лик Бог Ев­до­кии, Ис­ти­нен и Пра­ве­ден Бог хри­сти­ан­ский! Умо­ля­ем те­бя, ра­ба Бо­га Жи­во­го, спа­си нас, по­то­му что и мы ве­ру­ем в тво­е­го Бо­га.

А Ди­о­дор, уви­дя свою же­ну жи­вой, чрез­вы­чай­но об­ра­до­вал­ся и, пад­ши к но­гам пре­по­доб­ной, го­во­рил:

— Умо­ляю те­бя, ра­ба Хри­сто­ва, сде­лай и ме­ня хри­сти­а­ни­ном, по­то­му что ныне я ис­тин­но по­знал, Кто есть Все­мо­гу­щий Бог, Ко­то­ро­му ты слу­жишь.

И кре­стил­ся Ди­о­дор с же­ною и со всем до­мом сво­им во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, — и мно­же­ство на­ро­да, так­же и Дио­ген-на­мест­ник с до­мом сво­им кре­сти­лись и до смер­ти пре­бы­ва­ли во свя­той ве­ре.

По­сле это­го свя­тая Ев­до­кия по прось­бе Ди­о­до­ра жи­ла в его до­ме, по­учая Бо­же­ствен­но­му сло­ву но­во­про­све­щен­ных хри­сти­ан. Один от­рок Зи­нон, ра­бо­тая в близ­ле­жа­щем са­ду, был умерщ­влен смер­то­нос­ным ды­ха­ни­ем змея, и неутеш­но пла­ка­ла о нем мать его, вдо­ва. Узнав об этом, аг­ни­ца Хри­сто­ва Ев­до­кия ска­за­ла Ди­о­до­ру:

— Пой­дем уте­шить пла­чу­щую вдо­ву, и уви­дишь див­ное ми­ло­сер­дие Бо­га на­ше­го.

При­дя, они уви­де­ли, что от­рок опух, раз­дул­ся и по­чер­нел от зме­и­но­го яда. Свя­тая ска­за­ла Ди­о­до­ру:

— На­ста­ло вре­мя по­ка­зать, сколь ве­ли­кую ве­ру име­ешь ты в Бо­га. Итак, по­мо­лись, воз­ве­дя на небо ду­шев­ные очи, и вос­кре­си умер­ше­го.

Ди­о­дор ска­зал:

— Гос­по­жа моя, ра­ба Хри­сто­ва! Я еще недав­но уве­ро­вал, не мо­гу бо­го­мыс­ли­ем утвер­дить очи серд­ца в Бо­ге.

Свя­тая ска­за­ла ему:

— Несо­мнен­но ве­рую, что Бог слу­ша­ет ка­ю­щих­ся греш­ни­ков и ско­ро ис­пол­ня­ет их про­ше­ния. Итак, при­зо­ви от всей ду­ши Все­мо­гу­ще­го Гос­по­да, и Он явит нам Свое ми­ло­сер­дие.

То­гда Ди­о­дор, пре­кло­нив свою выю и уда­ряя се­бя в грудь, на­чал со сле­за­ми вслух мо­лить­ся:

По­сле мо­лит­вы, Ди­о­дор ска­зал мерт­ве­цу:

— Зи­нон! Во имя Иису­са Хри­ста, рас­пя­то­го при Пон­тии Пи­ла­те, встань!

И тот­час мерт­вый встал, отер чер­но­ту, ста­ло те­ло его здо­ро­вым, как преж­де, и все уве­ро­ва­ли и про­сла­ви­ли Бо­га, Твор­ца неба и зем­ли. Ко­гда на­род стал рас­хо­дить­ся, бла­жен­ная аг­ни­ца Хри­сто­ва Ев­до­кия ска­за­ла:

— Бра­тья! По­до­жди­те немно­го. Еще раз про­сла­вит­ся Хри­стос Спас наш.

На­род оста­но­вил­ся. Свя­тая по­мо­ли­лась, и вот змей, умерт­вив­ший от­ро­ка, при­полз с страш­ным сви­стом, го­ни­мый чу­дес­ным ог­нем, и стал пе­ред гла­за­ми всех ме­тать­ся и из­ви­вать­ся, рас­торг­нул­ся и из­дох. То­гда все, ви­дев­шие это, вме­сте с же­на­ми и детьми от­пра­ви­лись к епи­ско­пу Илио­по­ля и при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. А пре­по­доб­ная Ев­до­кия воз­вра­ти­лась в свою оби­тель и про­во­ди­ла жизнь в обыч­ных ино­че­ских тру­дах. Ино­гда при­хо­ди­ла она в го­род, утвер­ждая вер­ных и при­во­дя невер­ных к ве­ре во Хри­ста Бо­га. По­сле сво­е­го кре­ще­ния она про­жи­ла пять­де­сят шесть лет и скон­ча­лась му­че­ни­че­скою смер­тью сле­ду­ю­щим об­ра­зом. По­сле кон­чи­ны на­мест­ни­ка Дио­ге­на, умер­ше­го в хри­сти­ан­ской ве­ре, его долж­ность за­нял Ви­кен­тий, че­ло­век же­сто­кий и враг хри­сти­ан. Он, услы­хав о пре­по­доб­ной Ев­до­кии, по­слал во­и­нов от­сечь ее чест­ную го­ло­ву.

Итак, свя­тая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия в пер­вый день ме­ся­ца мар­та скон­ча­лась от ме­ча о Хри­сте Иису­се Гос­по­де на­шем, Ему же сла­ва с От­цом и Свя­тым Ду­хом ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.


Мария
Мария
Иоанн
9 лет
Москва
2859