Всякий раз, когда в книге, заслуживающей доверия или написанной современниками, удается прочитать подлинные слова умирающего человека, я выписываю их. Постепенно стала очевидной тенденция: праведник, умирая, идет к Богу, и его слова оказываются пронизаны светом и любовью. Злой человек, неверующий, умирает тяжело, и последними словами, сорвавшимися с его губ, бывают страшные слова.
Последние сказанные людям слова святого Патриарха Гермогена: «Да будет над ними милость от Господа Бога и от нашего смирения благословение». После этих слов поляки перестали ему в темницу приносить пищу, и через некоторое время, 17 февраля 1617 года, он скончался.
Святейшего Патриарха Тихона, исповедника Российского:
«Слава Тебе, Господи,
Слава Тебе, Господи,
Слава Тебе, Господи!»
Когда начинается Божественная литургия, царские врата открываются и священник торжественно произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…»
Вот этот самый момент русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой вспомнил при смерти. Последними словами его были: «Царские врата открываются. Начинается Великая Литургия».
Отец Иоанн Крестьянкин рассказывает: «Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов, знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: «Как прекрасны последние минуты… как хорошо умирать… иду ко Кресту… Христос идет… Бог идет...”».
Священномученик Иларион (Троицкий): «Как хорошо, теперь мы далеки от…» И предал дух Богу.
Предсмертные слова епископа-подвижника Афанасия (Сахарова) (почил в 1962-м) были такие: «Всех вас спасет молитва».
А вот как умирал протопресвитер русской Армии и флота Евгений Аквилонов, профессор СПб Духовной Академии, автор замечательных богословских трудов. Отец Евгений умирал от саркомы, ему было 49 лет. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений взял в руки зажженную свечу и начал сам себе читать Последование на исход души от тела. Со словами: «Упокой, Господи, душу раба Твоего, протопресвитера Евгения» он отошел в вечность.
А вот с какими словами предал дух Богу подвижник 20-го века отец Серафим Вырицкий: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир».
Но жалко умирают хулители веры… Вольтер всю жизнь боролся с религией, с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад и вы последуете туда же». Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Вольтер умирая кричал: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос».
Сестра милосердия, француженка, провела несколько часов при смертном одре Вольтера. Позднее ее пригласили помочь англичанину, который также был при смерти. Она сразу же спросила: «А этот англичанин – христианин?» «О, да! – ответили ей, – он христианин, живет во страхе Божьем, но почему вы спрашиваете об этом? Она ответила: «Сударь, я служила медсестрой у смертного одра Вольтера, и я вам говорю, что за все богатства Европы я не хочу видеть другого умирающего безбожника. Это было нечто ужасное».
Очевидно, что смерть Вольтера гораздо красноречивее, чем его жизнь, свидетельствует о существовании Бога.
Американский писатель-безбожник Томас Пейн сказал на смертном одре: «Я отдал бы миры, если бы их имел, чтобы моя книга «Век разума» никогда не была напечатана. Христос, помоги мне, будь со мною»!
Автор книги «Библия для верующих и неверующих» Емельян Ярославский, умирая, просил своего друга: «Сожги мои книги. Смотри, вот Он здесь. Он ждет меня. Сожги мои книги».
Генрих Ягода, нарком НКВД, – перед смертью: «Должен быть Бог. Он наказывает меня за мои грехи».
Священник Константин Пархоменко.
Источник: Азбука Веры
А еще, вспомнила, как моя свекровь умирала. Я с ней сидела. Умерла она не при мне, но ее огонию я помню. И ведь даже мысли не было молитву прочитать. Так далека от Бога была я.
Прости Господи!!!
страшно очень…
Боюсь смерти, не знаю почему, но боюсь. Раньше не боялась, а теперь понимаю что хочу жить
показательно)))
Моуди Раймонд
почитатьмысли о сметри — лучший мотиватор для изменения себя. но эти мысли очень пугают всегда...
но зато «там» сразу все становятся верующими — да поздно, батенька, поздно...
Очень содержательно. Спасибо.
Почитала комментарии… Грустно!!! Просто тенденция в обществе такая, что человек ограждается и ограждаем от смерти. Даже когда родной человек умирает… Три дня тело в морге… Вместо нахождения дома под псалтырь. Потом где-то в специализированных местах привозят, прощаются, увозят… Ну и сама понимаешь, если начинаешь кому-то напоминать о том, что он может умереть, как правило в ответ получаешь тумак (образно) и что-то типа: не будем о плохом!!!!