Вчера разместила статью в наше сообщество о ношении платка женщинами.
Архимандрит Рафаил ( Карелин) «ОБ ОДЕЖДЕ И ЦЕЛОМУДРИИ».
Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что и доброе и злое начинается с малого. В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упустить время и не исторгнуть ее из сердца, то она становится львом, который хватает свою жертву и впивается в нее зубами. Тогда трудно бороться с грехом, овладевшим душой, как человеку – с хищным зверем. Святоотеческий опыт учит не уступать греху в малом и не считать что- либо незначительным в духовной жизни. Грех незамеченный и неисторгнутый из души подобен непогашенной вовремя искре, которая может превратиться в испепеляющее пламя пожара. Часто от незатушенного костра выгорали леса, а от уголька, выпавшего из печи – целое селение. Надо помнить, что грех это взрывчатое вещество, которое таится в душе человека, а внешние впечатления – запал, приставленный к нему.
Святой Игнатий Брянчанинов – великий учитель аскетики – подчеркивает, что содержание и форма связаны друг с другом. Содержание находит целесообразную форму, а форма сохраняет содержание. Если в кувшине образуется трещинка, то вода постепенно вытечет из него. Святитель Игнатий советовал монахам не пренебрегать внешним, хотя подчеркивал, что центром монашеской жизни является стяжание внутренней молитвы. Брянчанинов свою книгу «Приношение современному монашеству» начинает с описания внешнего поведения, как бы переходя от более легкого к трудному. Он советует сначала научиться держать себя благопристойно, управлять своим телом, затем сдерживать душевные эмоции, а потом переходить к сердечной молитве, как бы продвигаясь от периферии к центру.
Наше сердце – акрополь, в котором обитают благодать крещения и первородный грех. Чтобы взять эту крепость надо как на войне начать правильную осаду: сначала страхом Божьим удерживать себя от грубых телесных грехов, затем от мысленных. Кто думает силой воли без достаточной подготовки соединить ум, засоренный разнообразными впечатлениями и фантазиями, со страстным сердцем, – тот будет осмеян демоном. В Патерике содержится рассказ о том, как старый монах, придя из пустыни в город, увидел молодого инока, выходящего из общественной бани. Старец отвел его в сторону и стал увещевать, что такая вольность может окончиться тяжелым греховным падением. Молодой монах дерзко ответил: «Для тех, кто стяжал чистоту сердца, все чисто». Старец вздохнул и сказал про себя: «Я многие годы, находясь в пустыне, не смог стяжать чистоту сердца. А этот юнец, шатающийся по баням и рынкам, думает, что достиг бесстрастия». Через некоторое время опасение старца сбылось: юный монах был пойман на любодеянии с женой градоначальника и подвергнут суровому наказанию, а из-за него на пустынников легло пятно позора.
Некоторые христиане, предаваясь нецеломудренным развлечениям, утверждают, что они при этом не испытывают никакой страсти. Такие уверения – или ложь или самообман. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что иногда диавол на время отходит от человека, чтобы тот потерял осторожность, считая, что уже победил грех; так лиса притворяется мертвой, чтобы птица села на ее голову, думая, что это труп, который можно поклевать, а затем, внезапно вскочив, хватает свою добычу.
Мы говорили о том, что содержание и форма тесно связаны друг с другом: изменение содержания должно изменить форму, а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности. В Библии написано, что после грехопадения нагота праотцев вызвала у них чувство страстности, и поэтому Бог дал им первое одеяние, сшитое из шкур животных.
Несколько отвлекаясь в сторону, мы должны сказать, что Адам и Ева до грехопадения не были нагими в нашем понимании этого слова. Их окружала благодать Божия как ослепительный свет; они носили одеяние, словно сшитое из этого искрящегося и переливающегося света. Из всех существ, обитавших в Эдеме, из всех цветов, процветающих в нем, самым прекрасным был человек в благодати Божией. При воскресении мертвых люди также не восстанут нагими: праведники будут сиять словно солнце, окруженные нимбом лучей, а грешники воскреснут в темных одеяниях, подобных их грехам, воскреснут в вечном трауре.
Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.
На иконах ангелы изображены в длинных белых одеяниях, а демон нагим, черным как уголь, что означает совершенную потерю благодати.
Особенно недопустимо стоять полуголым в храме перед лицом Бога. В Библии сказано, что священник должен носить длинные одежды, скрывающее его тело так, чтобы, поднимаясь по ступеням жертвенника для священнодействия, он нечаянно не приоткрыл бы своей наготы и этим не оскорбил Бога. Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для незамужней это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу. По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной головой. Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела. Ангел-хранитель приближается к целомудренным и соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.
Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Такая женщина думает не о покаянии в грехах, а о том, чтобы даже в храме вызвать восхищение мужчин и зависть женщин. Вместе с этим Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом. Святитель отзывается с похвалой о своей духовной дочери Олимпиаде за то, что она одевалась просто и скромно, чтобы не выделяться из народа.
Особенно возмутительно, когда женщина с накрашенными губами целует иконы, оставляя на них красные пятна, или подходит к Святому Причастию и краска с ее губ, попадая на лжицу, смешивается с Кровью Христовой. Одежда должна отвечать полу, возрасту и месту, а главное – христианскому самосознанию.
Последнее время у женщин стало обычаем надевать мужскую одежду, которая плотно облегает тело. Они считают это красивым, удобным, и модным. Но здесь присутствует нечто другое: показать контуры своего тела, как бы графическое изображение собственной фигуры. Перемена одежды с женской на мужскую, а у мужчин завивка волос и крашение губ являются потерей чувства своего пола, психическим сдвигом, а нередко выражением извращенного чувства. Один пожилой человек рассказывал мне, как в его детстве устроили маскарад. Родители готовили для своих детей необычайные одежды. Одного одели в индейца, другому сделали маску медведя, а его нарядили в длинное женское платье, покрасили губы, почернили ресницы и так приготовили к маскараду. И он вспоминал, что неожиданно почувствовал себя женщиной и в его душе проснулись какие-то необычайные похотливые чувства. Никогда, ни до, ни после этого, ничего подобного с ним не случалось. Это было живое ощущение перемены пола у ребенка.
В настоящее время, параллельно с переменой одежды, все более распространяются извращенные сексуальные отношения, которые подобно цунами затопили землю. Теперь убеждают людей, что извращения естественны, так как зависят от гормональной системы. Но Мертвое море, ставшее могилой содомлян, с их гормональной системой, является вечным, неразрушимым памятником того, как мерзок пред Богом этот грех. Содом был испепелен огнем, сошедшим с неба; его руины поглотило море, а долина вокруг него превратилась в солончак, где в течение трех тысяч лет не росли деревья, не строились города и селения, бедуины не пасли стада овец, и даже рыба не могла жить в водах Мертвого моря.
В Библии имеется грозное прещение, подобное проклятию, на мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую.
Целомудрие это всеобъемлющая заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христианин должен быть целомудренным и при людях и наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати – радость на земле и вечное спасение на небе.
Добавлю, что образцом в поведении для всех христиан является Христос, а для женщин в особенности Пресвятая Богородица.
Фотографии современных одеяний не стала даже помещать, все мы их видели.
Обратим внимание на Матерь Божию, ее одеяние… можно ли ее представить в брюках или нескромной одежде? Невозможно, потому что внутреннее проявляется и во внешнем.
А я как-то уже привыкла ходить в юбках и платьях, брюки и джинсы воспринимаю как прогулочную одежду или рабочую, или для дальних поездок, либо для спорта.
Умудряюсь найти приличные вещи в магазинах, сама тоже кое-что чью. Юбки и платья в оновном такие, что можно и в храм, и на работу, и погулять сходить. Длина — до колена или чуть ниже. Либо вообще длинные.
В подобных вещах хожу и в храм, и куда угодно:)
Класс! Тоже стараюсь в этом направлении и аналогично хочу свести к минимуму брюки и штаны, но иногда ношу по тем же случаям, что и Вы)
какая Вы красивая))) и одежда красивая)
тоже люблю яркие колготки) а мужу прям плохо делается, когда одеваю))) но я не сдаюсь))) и обувь, сумки яркие люблю
Спасибо, приятно очень)
Да, мне нравятся яркие вещи тоже) Считаю, что если настроение есть — надо носить)
А мне четвертый больше всего и фото в обстановке)))
Спасибо!) Его сама шила по журналу
А четвёртое фото — это одна из любимых юбок! Тёплая и красивая)
Мужу полезно сдаваться… без боя)))
Женщина должна выглядеть, именно должна выглядеть не как кусок мяса, который хочется съесть, завладеть им… а так, на которой хочется любоваться....
Господь везде и в Церкви и на улице и дома… везде, вне времени! поэтому тут у меня немного ступор.
Те кто заходит в Дом Божий в джинсах из которых торчат стринги, это невежи, в первую очередь к тем, кто там находится...
А Господь поругаем не бывает!
На самом деле по сто моделей юбок каждой длины к любой фигуре и возрасту можно подобрать, и платьев тоже. Это не проблема. А если человек не понимает, как одеваться в соответствии с местом — это проблемы уже вкуса и воспитания. Если на то пошло, в храме в основном женщины проводят не так много времени. Можно приобрести по юбке разной длины и фасона на осень-зиму-лето для храма, даже если в жизни их не любишь-лето и жить спокойно. Для тех, кто постоянно ходит в храм это вообще не проблема. Губная помада на иконах и тем более лжице для причастия — отвратительно.
Все дебаты по этому поводу — сродни «я не пойду в церковь, потому что мне там не так сказали — не так ответили...». Хорошая статья
Хотя в целом всё правильно написано- по поводу страстей, формы и содержания… Очень понравилось сравнение диавола с лисой, которая прикидывается мёртвой, чтобы усыпить бдительность...
Марин, я и сама так не одеваюсь, не потому что считаю это чересчур, а потому что в современном обществе это будет как раз привлечением излишнего внимания к себе...
А фото такое вставила, потому что это образец целомудренной красивой одежды… вот посмотри, формы все скрыты, к тому же замужние почти постоянно беременные были, а красиво и не пошло. Яркие цвета платка, юбки или блузы подчеркивали красоту без вызывания похотливых чувств по отношению к женщине. Это не женщина-вамп, а яркий Божий цветочек) А ведь раньше ВСЕ так одевались и ничего, и как-то работу делали по хозяйству...
Для меня это пока тоже идеал, к которому стремлюсь постепенно прийти много лет)
Не оттолкнет тех, кто созрел для встречи с Богом. А кто не созрел, тех в первую очередь заповеди оттолкнут.
Потому что гораздо проще одеваться в юбку, нежели перестать блудить, к примеру.
Не поняла тогда, чем же эта статья оттолкнет?
Тогда скорее оттолкнет статья о грехе блуда или грехе прелюбодеяния или о грехе убийства младенцев во чреве..
Кто оттолкнется, пусть отталкивается. А кто задумается на пользу, слава Богу.
Господь настолько непривычное и новое для иудеев проповедовал, что половина евреев наверно оттолкнулась и что же? Он когда о причастии говорил первый раз, что кто не будет есть мою плоть и не будет пить мою кровь, не войдет в Царствие Божие, после этого написано, столько учеников отошло от Него, что он и 12 апостолов спросил: Не хотите ли и Вы отойти?
А если бы не говорил, то никто бы не спасся. Кто хочет спастись, спасется. А кто не хочет, их право выбора.
Надо дать возможность спастись тем, кто может и хочет. Иначе и Евангелие не надо было проповедовать апостолам по всему миру, а Господь повелел.
Мария, так как автор — архимандрит, то судить стиль я не берусь.
А вот для кого он написал и кому адресовал, не знаю.
Я вот например написала не просто в свой дневник, а в Православное сообщество… то есть для людей уже определенного круга)
Прочие же и читать то скорее не будут… Я вспоминаю себя к примеру в первые годы воцерковления… да я сначала и не замечала, что женщины в храме с ненакрашенными губами… а вот про юбки сразу увидела и поняла и что-то не оттолкнуло… А дальше когда статьи попадались подобные, как могла постепенно себя годами приводила " в форму")) До сих пор вот что-то не выполняю, хотя знаю, что надо бы… но от Бога меня это не отталкивает… Ведь грешу тоже каждый день, хоть исповедуюсь и стараюсь соблюдать заповеди...
Честно — считаю греха на мне не будет от того, что я такие записи вставляю)
Моя совесть спокойна. Спасает всех Бог, а не я. И не могу также помешать кому-то спастись своими записями. Не стоит думать, что от нас настолько зависит чье-то спасение или погибель.
А насчёт спасения… да не настолько зависит, но соблазном мы являться можем (очень часто и являемся).А Господь по этому поводу сказал, что лучше бы такому человеку не родиться, или повесить мельничный жёрнов себе на шею.Поэтому, и недооценивать последствия своих поступков, я думаю, тоже не стоит..(я сейчас не конкретно про статью)
Спаси Бог! Общаемся) Я не вопринимаю, как нападки, также пишу свое мнение в ответ.
бедные, несчастные женщины! жертвы мужского угнетения!
То есть, всегда в юбке?) А если субботник? Нет, я согласна, что женщина должна оставаться женщиной, но в огороде, например, возиться в брюках — удобнее, чем в платье)