Болезнь обличительства.Сергей Худиев об упоении чужими грехами

Что значит «обличить» человека в чем-либо? Часто это слово неправильно понимают...

Я знал одного человека, который очень боролся за правду и “обличал непотребства” (его выражение). Он был православным, потом католиком, потом мигрировал между различными протестантскими общинами, и везде ситуация развивалась по той же схеме, или, как говорят психологи, паттерну. Сначала был медовый месяц — ему все нравились, он всем нравился, такой открытый, щедрый, ревностный христианин, пламенеющий для Господа, потом человек обнаруживал “непотребства” и начинал их “обличать”. Другие члены общины сначала приходили в недоумение — чего это он? Потом, как добрые христиане, в раздумия о своих грехах — может, и правда мы в чем-то не правы, человек-то раньше хорошо себя показывал? Потом нарастающие обличения непотребств принимали уже явно неадекватный характер, и, с большой нервотрепкой и скандалом, борец удалялся, чтобы появиться где-то еще, и начать все сначала. Это было каким-то явным душевным расстройством, но когда человеку пытались объяснить, что проблема не в “непотребствах” окружающих, а в нем самом, он яростно отвергал такую возможность. Во всех конфликтах, которые неизбежно возникали у него со всеми, он был полностью прав и чист — борец за правду, страдающий от притеснений со стороны лицемеров и негодяев.

Он не один такой — я наблюдал и другие подобные случаи, хотя не так близко; когда человек охвачен страстью к обличительству, к тому, чтобы указывать ближним на их пороки и недостатки, в религиозной среде он приобретает словарь и массу полезных библейских (и отеческих) цитат для сокрушения зубов грешников… Главная проблема тут в том, что человек в упор не видит своей проблемы — хотя он явно в гораздо более бедственном состоянии чем все, кого он обличает.

Это — патология. Но где начинается патология не вполне ясно; устойчивая дурная привычка может возникать и у людей вполне здоровых психически, и даже у определенных социальных групп. Одна из таких привычек — как раз страсть тыкать ближних носом в их предполагаемые или реальные грехи.

Эта страсть существует в двух изданиях — светской, в глянцевой обложке, и в церковной, в строгом коричневом переплете. Светские издания обожают скандалы — особенно, с участием религиозников. Нет ничего упоительнее греха ближнего, особенно если ближний на что-то такое высоконравственное претендовал. Но в религиозной среде еще хуже. Упоение грехами ближнего (причем иногда непроверенными сообщениями о грехах ближнего) поставляется в заслугу — как же, я обличаю зло! А Вы меня не одобряете, значит, продались злу!

Давайте подумаем, что такое обличение. Обличение отличается от радостного пинания своих ближних как своими целями, так и своими методами. Цель обличения — примирение, восстановление отношений человека с Богом и ближними. Подлинный обличитель хочет не затоптать, не уничтожить, не заклеймить, он ищет восстановить и уврачевать то, что было повреждено грехом. Как говорит Господь: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”. Цель — приобрести согрешившего брата, и первое, о чем стоит подумать, это с какой целью я обличаю, чего я хочу этим добиться. Другая особенность подлинного обличения — это его методы. Обличение — это что-то, что Вы высказываете виновному лично. Это то, что требует личной встречи. Потом, в случае неудачи, надо обращаться к “двум или трем братиям”, потом — к Церкви.

То есть Вам следует лично поговорить с Вашим ближним, и сказать ему: “Подумай о душе своей, брат!” Если Вася упрется в своем злочестии, следует призвать двух или трех братьев, затем — обратиться к Церкви.

Не следует распространять в социальных сетях рассказы о том, что Вася — злейший еретик, а тем более выкладывать записи его еретических речей.

Иначе получается что-то совсем другое, служащее не к приобретению братьев, а к разрыву отношений, не к созиданию, а к разорению. Всякий раз, когда Вы захотите публично обличить в сетях грехи Ваших братьев — подумайте, а обличение ли это вообще.

Автор: Сергей Худиев

Источник:


Комментарии

Пожаловаться
Хуже всего-то, что я это прекрасно осознаю. Обличать мне вообще неполезно… А суть очень верно описана.
Пожаловаться
Ирина

+1

Пожаловаться
Наталия

И всё равно будут «обличать» с пеной у рта. Начнут с мерседесов, закончат крещением воробьёв. Я думаю, нам самим надо правильно учиться на эту грязь реагировать — или игнорирование, или заступиться — один Господь ведает сердце человека и всё, как было на самом деле.

Пожаловаться
Марина
Согласна
Пожаловаться
Ксения
Интересно
Пожаловаться
Мария
Марин, всё-таки обличение человека и обличение конкретного греха -разные вещи.Мы можем обсуждать потерю целомудрия и обличать блуд, как таковой, но если мы обличаем в блуде соседку и начинаем перемывать ей косточки, обсуждая как она согрешает, это совсем другое.
Пожаловаться
Юлия

+1

Пожаловаться
Марина
Мария, с этим согласна!!! Я эту статью выложила под впечатлением от одного сегодняшнего поста(про гомофобию).Я согласилась с мыслью того поста, что с гневом и злобой в душе бороться с грехами других людей неправильно.Но что-то недосказанное оставалось… И прочитав эту статью, поняла.
Как в отрывке из Евангелия, который здесь приводится:«обличить брата» в его грехе.И если он раскаивается, то ты «приобрел брата своего»(причем дается не одна попытка раскаяться, а еще и в присутствии других людей).А если нет, если упорствует в своём грехе- то, увы,«да будет он тебе как язычник и мытарь».

Пожаловаться
Мария
Марин, по конретной теме: сразу оговорюсь: я против любой агрессии, но эти люди (гомофобы) не борются с грехами геев,, это протест против греха внедряемого в массы и попыток этот грех узаконить.
Пожаловаться
Марина
В том посте- либо я сама запуталась, либо эти понятия перепутаны...
Пожаловаться
ВалюхаБудько

Как раз в тему по ситуации у нас в молодежке А именно о том, что следует сделать...