Опять прочитала ряд статей про исповедь. И опять в недоумении: зачем говорить о ненужности частой исповеди для постоянных прихожан. Ведь, если человек частый прихожанин, то с приходским священником и решит все свои духовные вопросы. или с духовником, если есть. И тогда все эти статьи вообще смысл утрачивают, но появляются с завидным постоянством и регулярностью.
Очень понравился материал, выложенный на сайте Православие.ру:
В развернувшейся ныне дискуссии об исповеди и причастии следует, вероятно, выслушивать мнения не только ныне здравствующих, но и принимать во внимание духовный опыт усопших подвижников благочестия – этот кладезь церковной мудрости. Предлагаем читателям отрывок из книги владыки «Божии люди», где говорится о пользе частой исповеди.
Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:
«Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью».
По поводу этих «малых» грехов припоминается здесь широко известный случай с двумя женщинами, имевший место в Оптиной пустыни. К старцу отцу Амвросию пришли две женщины. Одна из них имела на своей душе великий грех и потому была крайне подавлена. Другая была весела, потому что за ней никаких «больших» грехов не значилось. Отец Амвросий, выслушав их откровения, послал обеих к речке Жиздре. Первой он велел найти и принести огромный камень, какой только она была в силах поднять; а другая должна была набрать в подол своего платья маленьких камней. Те исполнили повеленное. Тогда старец велел обеим отнести камни на старые места. Первая легко нашла место большого камня, а вторая не могла вспомнить всех мест своих небольших камней и воротилась со всеми ими к старцу. Он и объяснил им, что первая всегда помнила о великом грехе и каялась и теперь могла снять с души своей его; вторая же не обращала внимания на мелкие грехи, а таких оказалось много, и она, не помня их, не могла очиститься от них покаянием.
P.S. Игумен Исаакий, имевший обыкновение часто исповедоваться, – не кто иной, как преподобный Исаакий Оптинский, священномученик. В 1938 году он кровью своею засвидетельствовал верность Господу. Имени ученого митрополита история для нас не сохранила.
Я часто хожу на исповедь, практически каждую Литургию. Конечно, не всегда сердце находится в одинаковом состоянии, иногда действительно больно от грехов, иногда понимаю умом, что грешна, но в сердце равнодушие при этом. Но я считаю не совсем правильно саму себя оценивать и силу своего покаяния. Это задача Бога. Я знаю, что без Бога и без исповеди я умру. Да, я не всегда в должном сердечном расположении. Но с другой стороны, а разве можно прийти в достаточное покаяние в своих глазах? Разве можно саму себя оценить: «о, вот сегодня я молодец, прям так раскаялась хорошо, теперь можно и на исповедь». По моему, это уже само по себе грех — такие вот чувства и мысли о себе… Поэтому я не размышляю о силе своего покаяния. Бог рассудит.
я тоже за частую исповедь, но сама редко исповедуюсь, только когда собираюсь причаститься, но понимаю, что это не правильно, что нужно хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться… даже замечала много раз за собой, что после причастия благодать в сердце держится где-то неделю — максимум две, а потом как-то забывается, начинаю все свои «грешки» заново совершать и вновь иду на исповедь с теми же грехами(((как же стыдно и ненавистно для меня исповедоваться в тех грехах, которые я как ни стараюсь, но не могу искоренить… это очень печально...
Постепенно больше чувствую потребность частой исповеди. Еще год назад по несколько месяцев могла не исповедоваться, а сейчас прямо чувствую, как будто какой-то грязью обрастаю...
Мы даже в мыслях грешим, что уж о словах и делах говорить.
Люб, смысл статей не в том, что себя безгреховными считают, а при частой исповеди происходит формализация, и чтобы этого избежать дальше по тексту
отвечу сегодня.
Есть такие люди которым притирается и они уже покаяния от частой исповеди не чувствуют. Словно как заезженная пластинка, жаль, что такое с людьми происходит, муж мой тоже не может часто исповедоваться( чаще одного раза в месяц). Говорит, что то теряет.
Даже не знаю… некоторое охлаждение бывает… я всегда, когда исповедь свою обдумываю Матерь Божию прошу открыть грехи и дать чувство покаяния
как жаль(((
я супер согласна, не понятна мне практика некоторых церквей когда человек исповедовался несколько десятков лет назад и все равно подходит к Таинству(
как поучительно! ведь так оно и есть… грехи свои забываем и вовремя не каемся.
очень поучительно!


Интересно.
Я так понимаю вопрос стоит так: причащаться раз в неделю хочу, а исповедоваться нет, не готовы, нет достаточного покаяния и т.д.
Вот и я о том же, а сейчас прям волна статей на эту тему, а ведь многие что такое исповедь как к ней приступать не до конца знают, а тут такие речи
Девочки, говоря о себе — я исповедываюсь чаще, чем причащаюсь. Иногда к причастию просто не готова, а к исповеди хочется — особенно, когда плохо. Как душа не на месте — так и на исповедь.
Мне это более понятно) чем редкая исповедь
это правда) я раньше тоже думала " ну вроде никого не убила, не обворовала...", просто многие даже не знают всех «грехов», например про уныние, гнев, а ведь большинство из нас подвергается им по неск раз на дню