О ПОЛЬЗЕ ЧАСТОЙ ИСПОВЕДИ

Опять прочитала ряд статей про исповедь. И опять в недоумении: зачем говорить о ненужности частой исповеди для постоянных прихожан. Ведь, если человек частый прихожанин, то с приходским священником и решит все свои духовные вопросы. или с духовником, если есть. И тогда все эти статьи вообще смысл утрачивают, но появляются с завидным постоянством и регулярностью.

Очень понравился материал, выложенный на сайте Православие.ру:

В развернувшейся ныне дискуссии об исповеди и причастии следует, вероятно, выслушивать мнения не только ныне здравствующих, но и принимать во внимание духовный опыт усопших подвижников благочестия – этот кладезь церковной мудрости. Предлагаем читателям отрывок из книги владыки «Божии люди», где говорится о пользе частой исповеди.

Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:

«Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью».

По поводу этих «малых» грехов припоминается здесь широко известный случай с двумя женщинами, имевший место в Оптиной пустыни. К старцу отцу Амвросию пришли две женщины. Одна из них имела на своей душе великий грех и потому была крайне подавлена. Другая была весела, потому что за ней никаких «больших» грехов не значилось. Отец Амвросий, выслушав их откровения, послал обеих к речке Жиздре. Первой он велел найти и принести огромный камень, какой только она была в силах поднять; а другая должна была набрать в подол своего платья маленьких камней. Те исполнили повеленное. Тогда старец велел обеим отнести камни на старые места. Первая легко нашла место большого камня, а вторая не могла вспомнить всех мест своих небольших камней и воротилась со всеми ими к старцу. Он и объяснил им, что первая всегда помнила о великом грехе и каялась и теперь могла снять с души своей его; вторая же не обращала внимания на мелкие грехи, а таких оказалось много, и она, не помня их, не могла очиститься от них покаянием.

P.S. Игумен Исаакий, имевший обыкновение часто исповедоваться, – не кто иной, как преподобный Исаакий Оптинский, священномученик. В 1938 году он кровью своею засвидетельствовал верность Господу. Имени ученого митрополита история для нас не сохранила.


Ирина
3439

Комментарии

Пожаловаться
Solas

Я часто хожу на исповедь, практически каждую Литургию. Конечно, не всегда сердце находится в одинаковом состоянии, иногда действительно больно от грехов, иногда понимаю умом, что грешна, но в сердце равнодушие при этом. Но я считаю не совсем правильно саму себя оценивать и силу своего покаяния. Это задача Бога. Я знаю, что без Бога и без исповеди я умру. Да, я не всегда в должном сердечном расположении. Но с другой стороны, а разве можно прийти в достаточное покаяние в своих глазах? Разве можно саму себя оценить: «о, вот сегодня я молодец, прям так раскаялась хорошо, теперь можно и на исповедь». По моему, это уже само по себе грех — такие вот чувства и мысли о себе… Поэтому я не размышляю о силе своего покаяния. Бог рассудит.

Пожаловаться
Ирина

Пожаловаться
Катя

я тоже за частую исповедь, но сама редко исповедуюсь, только когда собираюсь причаститься, но понимаю, что это не правильно, что нужно хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться… даже замечала много раз за собой, что после причастия благодать в сердце держится где-то неделю — максимум две, а потом как-то забывается, начинаю все свои «грешки» заново совершать и вновь иду на исповедь с теми же грехами(((как же стыдно и ненавистно для меня исповедоваться в тех грехах, которые я как ни стараюсь, но не могу искоренить… это очень печально...

Пожаловаться
Ольга

Постепенно больше чувствую потребность частой исповеди. Еще год назад по несколько месяцев могла не исповедоваться, а сейчас прямо чувствую, как будто какой-то грязью обрастаю...

Пожаловаться
ВреДная

Пожаловаться
Liebe
думаю, что это самое сильное и страшное заблуждение, вплоть до греха — считать себя безгреховным.
Мы даже в мыслях грешим, что уж о словах и делах говорить.
Пожаловаться
Ирина

Люб, смысл статей не в том, что себя безгреховными считают, а при частой исповеди происходит формализация, и чтобы этого избежать дальше по тексту

Пожаловаться
Да ну… Формализация происходит, если на месте стоишь, если не работаешь над собой, не стараешься. А когда искренне и постишься, и просишь покаяния, трудишься-непременно Бог даст!
Пожаловаться
Liebe
вчера пыталась с телефона ответить....

отвечу сегодня.
Есть такие люди которым притирается и они уже покаяния от частой исповеди не чувствуют. Словно как заезженная пластинка, жаль, что такое с людьми происходит, муж мой тоже не может часто исповедоваться( чаще одного раза в месяц). Говорит, что то теряет.
Пожаловаться
Любовь
Для меня вопрос частой исповеди сложен. С одной стороны, если в храме один священник и много прихожан, то именно из жалости ( возможно, ложной) не будешь бегать к нему по любому поводу. С другой стороны, как избежать формализма? Я не скажу, что часто исповедуюсь и причащаюсь, потому как боюсь потерять то чувство страха, стыда и покаяния. Батюшка ничего толкового мне на это не ответил((
Пожаловаться
Ирина

Даже не знаю… некоторое охлаждение бывает… я всегда, когда исповедь свою обдумываю Матерь Божию прошу открыть грехи и дать чувство покаяния

Пожаловаться
Кудряшка Сью
У мужа друг крестился после 30 лет и на каком-то порыве ходил на исповедь и Причастие каждую неделю. Пока батюшка не сделал замечание-дескать, нельзя так часто. И все, у того как отрезало-уже года 4 вообще в храм ни ногой…
Пожаловаться
Ирина

как жаль(((

Пожаловаться
Александра

я супер согласна, не понятна мне практика некоторых церквей когда человек исповедовался несколько десятков лет назад и все равно подходит к Таинству(

Пожаловаться
Пушинка

как поучительно! ведь так оно и есть… грехи свои забываем и вовремя не каемся.

Пожаловаться
Марина
Согласна, даже если раз в неделю ходить на Литургию, и тогда найдутся грехи, в которых надо покаяться...
Пожаловаться
Алиса

очень поучительно!

Пожаловаться
Ирина

Интересно.

Пожаловаться
Мария
Ириш, а что вообще подразумевается под «частой» исповедью? Перед каждым Причащением, или именно её частота?
Пожаловаться
Ирина

Я так понимаю вопрос стоит так: причащаться раз в неделю хочу, а исповедоваться нет, не готовы, нет достаточного покаяния и т.д.

Пожаловаться
Мария
По логике: если «нет достаточного покаяния» как мы можем приступать к Чаше?! Как тогда мы будем воспринимать слова, которые читаем: Пришедый грешников спасти, ОТ НИХ ЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ АЗ"?, если мы даже сознательно подтерждаем, что для нас это только слова?
Пожаловаться
Ирина

Вот и я о том же, а сейчас прям волна статей на эту тему, а ведь многие что такое исповедь как к ней приступать не до конца знают, а тут такие речи

Пожаловаться
Наталия

Девочки, говоря о себе — я исповедываюсь чаще, чем причащаюсь. Иногда к причастию просто не готова, а к исповеди хочется — особенно, когда плохо. Как душа не на месте — так и на исповедь.

Пожаловаться
Ирина

Мне это более понятно) чем редкая исповедь

Пожаловаться
Liebe
Наталья, у меня так же.
Пожаловаться
ZМейка

это правда) я раньше тоже думала " ну вроде никого не убила, не обворовала...", просто многие даже не знают всех «грехов», например про уныние, гнев, а ведь большинство из нас подвергается им по неск раз на дню