Качество чтения у детей. (Длинный пост)

Качество чтения у детей. (Длинный пост)
Качество чтения у детей. (Длинный пост)
Вчера наткнулась на видео с Людмилой Ясюковой. Так под еë видосы и заснула.
И меня очень впечатлило то, о чëм она рассказывала.

Если в двух словах, то речь о том, что дети не умеют читать. Формально вроде умеют, чтение же на скорость сдают. Но само понимание прочитанного совершенно отсутствует.
Т.е. есть только понимание словосочетаний и коротких предложений. А если это длинные предложения, например с деепричастными оборотами, то дети просто зависают на середине. Пересказать то, о чëм прочитали они не могут. Отсюда и идëт нелюбовь к чтению, т.к. дети просто не могут понять то, о чëм написано в художественной литературе.

Даже уже выросшие дети придя на работу не могут элементарно прочитать свои должностные обязанности так, что бы они это поняли. Т.е. прочитать могут, а понять смысл не могут.
Так же был показан элементарный тест, где нужно в тексте вставить слова. И оказываются не все взрослые могут это сделать, не говоря уже о детях. Этот тест и показывает, что понимания написанного нет!

Пишу сейчас и понимаю, что мало кто согласится с этим. Причина проста, проблемы не хочется видеть, если вроде всë и так нормально.

Это больше пост для себя. Так, мои мысли, попытки понять процессы восприятия текста и речи у детей. Попытки разобраться каким образом можно справиться с этой проблемой.
Но возможно кому-то эта информация так же пригодится.

Но меня эта информация заинтересовала с другой стороны.
Старший сын влюблëн в книги с самого мальства, читает постоянно, в любую свободную минуту.
А вот у младшего, мягко говоря, была очень большая нелюбовь к книгам. Рвал, кидал, мял, если я настаивала на чтении.
Сейчас читаем, но очень мало. В основном это довольно коротенькие рассказы, на 1, 2, 3 страницы печатного текста. Рассказы в виде комиксов в детских журналах.

Изначально у сына вообще не было понимания речи. Когда стала учить читать по губам и подкреплять речь жестами, тогда понимание пришло! НО! Это понимание коротких фраз. Любые фразы надо дробить на короткие, иначе каждый раз либо круглые глаза, либо сын слышит как бы частично и из большого предложения улавливает произвольно выбранную его часть, от чего сам смысл сказанного исчезает.
Пример: «Сходи на кухню, и положи в кружки пакетики чая, который лежит в коробке на столе.»
Ребëнок несëтся на кухню, т.е. про кухню он смысл уловил. Через минуту приходит и показывает, что ему нужна помощь. Я повторяю фразу целиком, сын смотрит на меня внимательно, но смысл не может понять. Потом начинаю дробить предложение на мелкие. Показываю на кружки: «Нужно положить туда пакетики». Тут же доходит понимание, эта радость от того, что понял прям видна на его лице, сын сам жестами показывает коробку, то, как нужно открыть, достать пакеты и положить в кружки, тут же показывает пальцем на кружки. Далее берëт коробку с чаем и уже раскладывает пакетики в кружки.
Можно и сразу сказать коротко:" Сделай чай! " Тогда сын без проблем пройдет на кухню и пакетики положит, и сахар насыпет.
Т.е. бытовые навыки присутствуют, понимание которых фраз тоже, а проблема именно в понимании длинных фраз!

В плане обучения у сына тоже огромные проблемы, связанные именно с пониманием задания, если это длинное задание.
Т.е. примеры он решает легко, уже даже сильно ушёл вперëд, 2й и 3й класс пошëл.
А вот элементарные задачи не понимает.

Как раз в одном из видео был пример девочки, которая решала задачу и 40 минут не могла понять, что именно не так она написала. Там был вопрос: «Сколько грибов в третьем бочонке?» У девочки был ответ: «В третьем бочонке 24 огурца!»
Хотела поставить смеющийся до слëз смайлик, но ситуация на самом деле совсем не смешная.

И тут меня осенило, что несмотря на то, что Ясюкова рассказывала об обычных детях, у которых нет проблем с речью, сама проблема с пониманием идентична!

Со своим сыном я наблюдаю абсолютно такое же явление.
Элементарная задача: «На одной полке 25 книг, а на другой 15 книг, а в книжном шкафу столько, сколько на двух полках. Сколько книг в книжном шкафу?»
Еë можно много раз прочитать, а в ответ будут круглые глаза в которых полное отсутствие понимания.

Но если эту же задачу подать в виде коротких предложений, а ещё лучше нарисовать это, то сразу всë понятно.
Естественно я не рисую все книги, шкаф и полки у нас в виде квадратиков в которых количество книг записано числами. И далее задание бьëтся на короткие предложения. «Тут 25 книг», сын на пальцах показывает количество. Дальше могу спросить: " Сколько книг на второй полке? " Смотря на рисунок сын показывает на пальцах 15. Потом спрашиваю:«Сколько всего? » Сын на пальцах показывает полностью пример и его решение, потом записывает это в тетрадь.
Вот таком виде задача сразу понимается и решается.

А если задача о разных предметах, то тут совсем засада!
«У Кати 2 яблока, у Васи 3 груши, у Пети 4 яблока. Сколько всего яблок? »
И вот тут у нас как у той девочки получается 6 груш! И это еще хорошо, если 6 груш, а то их может быть и 9!
Вот тут уже для того, что бы донести смысл задачи, приходится рисовать груши и яблоки, тогда решает сразу правильно.

Так же Ясюкова говорит о том, что чтение вслух и понимание текста — это два разных процесса, которые в норме у взрослого должны происходить одновременно. А у нынешних детей есть только чтение, но нет понимания.
И что чтение вслух отвлекает именно от понимания смысла. Что читая про себя ребëнок лучше улавливает именно смысл.

Пытаясь понять, как это может происходить, что читаешь и не понимаешь, вспомнила, как иногда бывает такое, что голова чем-то загружена, и во время чтения отвлекаешься на собственные мысли, а потом бац, страница текста уже прочитана, а что там прочитала я и не могу пересказать.
Возможно это немного другое, просто пытаюсь предположить, как это может быть, что человек не улавливает смысл…

И вот снова возвращаясь к сыну думаю, что у него как раз нет той проблемы, когда чтение вслух отвлекает от смысла прочитанного. Речи нет, соответственно она и не отвлекает.
С одной стороны плюс, хотя плюс сомнительный.
Но с другой стороны вместо речи у него идëт дактилирование рукой. И вот сейчас появилась мысль, а не может ли дактилирование отвлекать именно от понимания смысла?

До каких-то текстов сыну ещё далеко. Проблема в слоговой структуре, поэтому мы с букварëм плотно сидим и пытаемся соединить две буквы в слог.
Но без того же дактиля сын начинает уплывать., сразу путает буквы.
Я не могу до конца понять, как это у него связано, но если подключена рука, то он читает. Ну и я вижу хотя бы, какие буквы он называет.

Опять же, говоря про понимание, он понимает короткие слова, которые читает. Например при слове «уа», он показывает на картинку с лялькой, при слове " ум", показывает на свою голову и т.п.
Ну и те слова узнаëт, которые он ранее по картинкам выучил.

Сколько тут писала свои посты, наших ровесников или деток старше с аналогичными проблемами полного отсутствия речи не встречала. Поэтому даже и поговорить-то не с кем!))))
Но в любом случае, опыт других мам так же бесценен, иногда там можно найти что-то из того, что подходит и моему сыну. Поэтому благодарна тем, кто делится любой информацией.

Если говорить о восприятии речи и текста, то возможно откликнется большее количество мам, т.к. эта проблема не только у алаликов. Поэтому пост решила оставить открытым.

Интересно, много ли прочитало этот пост до конца и уловило смысл написанного?)))))

Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
179323

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Еленатк
Еленатк
Напишите мне в личку, у меня дочь не говорит. Только бкдем жесты учить. Очень устала от того, что не с кем обсудить темы. А по посту я например не совсем согласна с тем умным человеком. Олни племянники читают и понимают, другие читают и не все понимают. Обобщать не логично. Думаю это зависит от пасивного словарного запаса ребенка.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Речь не о всех, но как я поняла, эта проблема многих.
Написала Вам в лс.

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва

Интересно, спасибо за пост. Надо будет посмотреть обязательно эту даму) Я сама с 3 лет читаю практически безостановочно и точно помню, что в 7-12 лет был, можно сказать, пик любви к чтению, я читала и в голове все эти картинки появлялись, настолько погружалась туда, что сложно даже вернуться было обратно к реальности. Всё пыталась сына к этому же приучить, чтобы он тоже оценил. Но он, хоть и любит книжки, но только слушать, я ему с года где-то читала и вот ему понравилось. И сейчас тоже просит) аудиокниги может слушать целыми днями. А вот с самостоятельным чтением дела так себе. Надо будет потестить его по этим методикам)) вроде он неплохо усваивает то, что читает, но надо ещё проверить)
А подскажите, пожалуйста, научно-познавательные каналы по разным предметам, которые вы смотрите с сыном. Вы упоминали об этом в комментариях своих

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

У меня тоже при чтении прям красочные картинки в голове предстают. Книги всегда любила больше фильмом именно из-за этого.
С младшим книги начались с аудио-книг, т.к. бумажные книги вообще сын не воспринимал. Сейчас читаю сыну, но не по возрасту 6 лет, что-то коротенькое и лëгкое.
У меня подписка на кучу каналов. Обычно выбираю из того, что на главной странице попадается, видимо по интересам подбирают видео.
Из последних просмотренных сыном каналов(в порядке убывания по популярности/просмотрам):
🔸Триумвират(этот канал прям замусолился, самый просматриваемый в последние месяцы. Bo.й.ны древнего Рима — это прям самый хит у сына! 😂),
🔸Исследователь вселенной(Это физика, астрофизика в лайт варианте, без формул, довольно интересно рассказывают о строении вселенной), 🔸Злой аналитик вселенной(тоже физика и астрофизика в лайт варианте),
🔸Химия(название канала говорит само за себя, но там тоже лайт вариант. Показывают различные опыты, смотреть довольно интересно),
🔸History Lab(исторический канал, там начиная от биографий деятелей и до всей истории России. Одно время тоже был замусоленный канал, сын по несколько раз одни и те же серии просматривал, сейчас тоже смотрит, но без фанатизма),
Периодически смотрит каналы:
🔸StarMedia (у них там много шлака, но есть довольно хорошие фильмы про историю России),
🔸Русский канал(тоже исторические фильмы)
🔸teach-in (Физика. Этот канал довольно специфический в плане того, что это уже не лайт версия, там больше для школьников и студентов. Есть формулы. Сын там далеко не всë смотрит, но некоторые видосы очень заходят ему. Из последнего там смотрел про фотосинтез пурпурных бактерий и что-то из органической химии.😂 Что он там понял я не в курсе, но пока сидит с открытым ртом и внимательно слушает, то нихай слушает, надеюсь где-то на подкорке у него отложится, в старшей школе ему это очень пригодится!)))
🔸Анатомия монстров (тут куча всего намешано — химия, физика, всë доступным языком).
Ещё иногда смотрит за компанию со мной видосы про ремонт, стройку и про изготовление различных изделий ручной работы. Тоже полезное дело!)))
Мультики обламывается сыну раз в квартал! Тут жесткая цензура с моей стороны, только мультики СССР ставлю. 😅 Ну или когда болеет и нашел мульты, тогда смотрит, я закрываю на это глаза, даже когда всякий шлак находит, хотя мягко пытаюсь переключить его интерес на детские фильмы или что-то из научно-популярных фильмов предлагаю. Мультики не люблю по той причине, что он остановиться не может и каждый раз скандал периодически доходящий до истерики, когда прошу закончить просмотр. Фильмы детские ставлю по выходным, с этим по времени не ограничиваю, но он может спокойно и закончить просмотр по моей просьбе без скандала. С вышеперечисленными каналами тоже спокойно может сам остановить видео по моей просьбе.

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва
Марьям 

Огромное спасибо! А то я тогда искала, что-то нашла, но сыну не понравилось. Даже Галилео ему включала, но посмотрели всего пару выпусков и всё. Он у меня фанат майнкрафта, так что у него на ютубе в основном видео про эту игру, но в последнее время начал смотреть какую-то страшную дичь про прохождения телефонных игр 🤦♀️🤯 В итоге муж заблочил ютуб вообще 😆 Но хочу его приобщить к чему-то полезному и интересному. Я сама обожаю всякий научпоп, одно время года 2-3 читала исключительно такие книги) Так что вместе и посмотрим

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

У нас тоже не сразу эта подборка организовалась.
Сначала пыталась передачи включать типа в мире животных. Вообще сыну не зашло. Может потому, что он особо к животным и в жизни не тянется.
А вот подобное из списка я себе иногда включала слушать. И сын однажды прилип к телефону и стал внимательно смотреть. Ну я и стала ему лично уже включать. Что-то очень нравилось, что-то не подходило ему. Потом уже сам какие-то видосы стал узнавать в ленте и тыкать пальцем, что бы я включила.
В общем у нас это вышла альтернатива книгам, которые мы по сути не читаем.
Очень надеюсь, что он хотя бы какую-то информацию из этого всего запомнит.
А майнкрафт, запись игр всяких и другая подобная дичь тоже встречалась. Иногда после просмотра видео следующим выскакивает или сын сам находит, уж не знаю. Но меня просто потряхивает от этого. И главное в такие моменты переключить не даëт и если хочу выключить, то истерить начинает! 🙈 Несколько раз бывало глубокой ночью просыпалась, а сын с телефоном сидит эту дичь смотрит! Слов нет..

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва
Марьям 

Мой среди ночи играл в телефон, когда я вдруг забывала забирать на ночь. Один раз просидел с вечера и до 5 утра, я просто в шоке была. В общем он без телефона в основном, лишила его совсем. Теперь у нас истерики только из-за телевизора. Такая вот у него нестабильная психика в плане гаджетов. Уже не знаю, что и делать. Попробую хотя бы направить в нужное русло всё это

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

С мелким мне повезло в плане того, что понимает слово "нельзя". Вот со старшим до 10 лет с этим боролась, брал телефоны без спроса. Когда он мне выломал гнездо для зарядки телефона, у меня тогда терпение закончилось, высекла его, вот с тех пор перестал телефоны без спроса брать.
С мелким же с самого мальства телефоны не прячу, лежат на столе. Если он хочет что-то в телефоне, всегда разрешение спрашивает.
Но вот если я разрешила вечером поиграть и заснула, то там будет сидеть до упора.
А телека у нас уже больше 20 лет нет в доме и покупать не хочу!)))) Всë, что нужно можно в интернете найти, а телек для фона — это такой треш! Себя в подростковом возрасте помню, этот телек столько времени отнимал. И вот эта болезнь с пультом, когда просто сидишь и щелкаешь каналы. Мать моя потом под корень провод обрезала! 😂 И ещё реклама🙈 У старшего когда 1,5 года няня была, он постоянно у неë телек смотрел и эту рекламу как губка впитал. Несколько лет потом от этого не могли избавиться. Вот так приходишь в магазин, а он увидит какой-то продукт из рекламы и начинает рекламу наизусть цитировать. Сидим за столом, кушаем и тут на ровном месте рекламная пауза от сына! 😂 Меня это капец как вымораживало!🙈

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

По поводу истерик, то я не стала бы списывать их именно на гаджеты. У моего тоже истерики, но именно когда мультики смотрит или не дай Бог на шлак наткнулся. Вот там выключить это очень сложно. И на следующий день типа ломки, а может эта ломка и на неделю затянуться.
А вот если на тех же гаджетах ставлю нужные мне фильмы, то и истерик нет.
Так же и с играми на телефоне. Есть истерики от шлаковых игр. Но сейчас накачала исключительно те приложения, которые мозг развивают, те же примеры по математике, шахматы и т.п. Сыну нравится и истерики исчезли.
Так что тут дело в контенте. А гаджеты могут и пользу приносить.

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва
Марьям 

Мы живём со свекрами, я не могу убрать телевизоры, к сожалению. Они постоянно смотрят на кухне. Вот всё грожу, что когда они уедут, наконец-то выкину телек с кухни)) Фоном у меня никогда не включен, но иногда любим с мужем кино посмотреть на большом экране, так что все телевизоры убирать не буду) А так да, реклама она такая, мой тоже всё ходит поёт "берём кредиты мы в совкомбанке" 🤦♀️
По поводу контента интересная мысль. Даже не могу сходу подтвердить или опровергнуть, не запомнила связи. Надо будет проверить.

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

Если со свëкрами, то тут сложнее.
На большом экране интереснее, я иногда на компе включаю. Но чаще на телефоне проще, наушники в уши и можно самой какой-нибудь шлак посмотреть так, что бы сын не видел! 😂

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва
Марьям 
я посмотрела эти каналы, не поняла, это 14-летний сын смотрит или 6-летка? Я думала, что младший, но для него там что может быть захватывающего? Там о серьезных взрослых вещах, даже мне не все интересно, а ребенку тем более. Мой даже и 5 минут не стал смотреть))
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

У 14летнего немного другие интересы. Это мелкий смотрит.
Так у нас тоже не всë подряд заходит. Вот эти каналы подошли, похожие другие каналы не смотрит. Может там именно подача материала его чем-то цепляет. Мне сложно сказать.
Вот эта подборка образовалась постепенно, я подмечала что он смотрит с интересом и далее предлагала подобное.
Что-то я сама иногда себе ставила слушать, пока к примеру готовлю, сын начал заинтересовываться, садился и смотрел. Позже я предлагала похожие видео, что-то новое. Из нового что-то вообще его не интересовало, а что-то цепляло.
Тут только опытным путëм искать своë.
Мне тоже не понятно, чем некоторые видео привлекают сына. В особенности те, где уже должен быть определëнный уровень знаний для того, что бы понять о чëм рассказывают.
Но если ему интересно, то я только за!

Пожаловаться
Мамамакса
Мамамакса
Ната
2 года
Москва
Марьям 
Удивительно! Видимо он интеллектуально развитый)) Мой наоборот, отстает. Он до сих пор с удовольствием смотрит совсем детские мультики типа трех котов или маша и медведь) Ну еще другие, рассчитанные на 3-4-летних детей 😄
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Мамамакса 

Ну как сказать…
В чëм-то действительно он обгоняет своих сверстников, а в чëм-то он плетëтся далеко позади.
Рисование, чертежи, схемы, математика ему даются очень легко, тут он ушëл вперëд ровесников. Но это ему нравится и легко даëтся.
А вот чтение, письмо, понимание длинных фраз — на уровне 3хлетнего. Тот же учебник по окружающему миру даëтся крайне тяжело. Сыну сложно понять, разжевываю как могу. Но тут ещё накладывается то, что ему это не интересно. Поэтому даже то, что вроде понял сегодня, через пару дней спрашиваю, а он пожимает плечами.
Ещё проблема с концентрацией и удержанием внимания, сильная утомляемость.
Мой тоже малышковские мультики может посмотреть, но как я выше писала, у нас просмотр мультиков заканчивается истериками, поэтому очень редко ставлю.

Пожаловаться
Pumpa
Pumpa
Ребенок
6 лет
Москва
У тех, кто хорошо читает, нет такой проблемы точно. Эта проблема у тех, кто якобы читает. Это я про обычных детей.Чтение должно идти от простого к сложному, без описаний и причастных/деепричастных оборотов. Как только освоил — идем дальше. Сыну 8,5 и на сложных описаниях выпадает, мозг не готов. Т.е. ГП легко читает, а хоббита — нет. Не может из-за описаний. Да что ребёнок, мне самой тяжело читать собор парижской богоматери именно из-за описаний. Сложную литературу надо вводить постепенно по мере готовности.На работе канцелярит, его 50% населения читать не умеет.
Пожаловаться
Pumpa
Pumpa
Ребенок
6 лет
Москва
Про виды чтения, для себя мы читаем методом узнавания слов, как картинки и именно про себя. Чтение вслух — это больше ораторское искусство.Про задачи. С детьми занимаюсь по задачам беденко. Они прям крутые. И основаны на понимании текста. Т.е. в корзине было 3 яблока, маша съела одно яблоко, сколько осталось яблок в корзине? И вот эти 3 и один вызывают у ребенка вопросы. Потому они неоднотипоно написаны. Тут помогает подчеркивания. Подчерекнем 3 и один. В задачи яблоки, груши, яблоки тоже можно подчеренуть яблоки и станет понятней. Т.е. в начале надо разобрать текст задачи и только потом решать.
Пожаловаться
Pumpa
Pumpa
Ребенок
6 лет
Москва
Табличка интересная. Это последние 25 лет большинство людей не читают. Т.е. и до телефонов не читали.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Pumpa 

По поводу съеденных яблок, то вот похожее есть на учи.ру, там схемы просят составить. Такой формат сын понимает. Так же нашла одно приложение, где в примерах до 10 есть схематичное изображение. И там сын моментально ответ пишет. Я не сразу поняла откуда такая скорость. А он там вообще не считает, он понял значение схем и чисто на схемы смотрит!))))
А вот дальше, после 10 схем уже нет. Там приходится считать. Но простые примеры до 100 он тоже довольно легко считает.
А вот задачи там хоть лбом расшибись, сам не может понять. Не может понять именно условия задачи.
Если совсем элементарная задача типа той, которую Вы написали, где было 3 яблока и одно съели, то это может решить и устно. Так же может устно посчитать общее количество яблок, если у Тани 5 яблок, а у Вани 6.
Но чуть сложнее, когда к яблокам добавляются груши или если задача например подана немного в другом варианте, к примеру у Тани 5 яблок, у Вани на 1 больше. Сколько всего яблок? Всë, он зависает до тех пор пока я ему не разжую условия задачи.

Качество чтения у детей. (Длинный пост)
Качество чтения у детей. (Длинный пост)
+1
Пожаловаться
Pumpa
Pumpa
Ребенок
6 лет
Москва
Марьям 
Мне кажется это именно тренировкой надо. Посмотрие задачи беденко, они копеечные и детям очень нравятся. Математика с улыбкой беденко. Счет в пределах 10. Счет в пределах 20. Только задачи ребенок должен читать сам, а не вы ему.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Pumpa 

Благодарю! Посмотрю обязательно.
Сам он читать не умеет ещё.




Пожаловаться
Светлана
Светлана
Волгоград

Обожаю Ясюкову. Очень умная женщина. Если бы она могла составить школьную программу все дети были бы умнее.

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

А я совершенно случайно только вчера на неë наткнулась. Уже с первого видео заслушалась.
По поводу школьной программы я согласна. Точно так же считаю, как и она!

Пожаловаться
Анна
Анна
Лев
2 года
Москва

Старший сын еще маленький для чтения. Но проблемы в понимании многоступенчатых инструкций или фраз у него есть. Пока что логопед-дефектолог дает задания на пересказ текста и ответы на вопросы с опорой на картинки. Я читаю текст, сын отвечает на вопросы. Очень надеюсь, что к школе догонит норму. Читает сын пока что по буквам, в слоги известные ему буквы складывает, но с большим трудом. Алалии нет, но есть речевые проблемы, над которыми мы работаем.

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Если отвечает и в свои 4 года буквы в слога складывает, то это отлично!)

Пожаловаться
Анна
Анна
Лев
2 года
Москва
Марьям 

О, он не просто отвечает, он начинает пересказывать чуть ли не дословно. Но с опорой на картинки. Без них пока сложно(
Вспомнила сейчас про чтение. Ехали вчера от логопеда, навигатор в машине был запущен. Сын сидит спереди. Едем и слышу: "м к а д", называет буквы. Спрашиваю, а если буквы в слово склеить, что получится? Он подумал, подумал, и говорит "мкад получится!". Это получается, что он понял, что он прочитал? Что такое мкад он знает

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Анна 

Для его возраста шикарно, особенно если учесть то, что есть логопедические проблемы.
Мой на днях начал ассоциировать наконец буквы алфавита со словами. Например на букву "к" говорит "мяу", т.е. кот на эту букву начинается, на букву "ф" изображает руками филина и ухает. Для меня это прям огромный прогресс.

Пожаловаться
Наталия
Наталия
Балаково

Мой младший (9лет) — не любит книги.
Но всегда, что задают просто читать по чтению или по окружающему, обязательно говорю, чтоб читал в слух сначала 2 раза, затем пересказывал, затем третий раз читает и пересказывает второй раз.
Умеет рассказывать и близко к тексту, и вкратце.
До школы сын ходил в развивайку, там этому учили, ну и составление рассказа по картинке.
Вообще, мне кажется, что я немного неадекватно отношусь к учёбе.
Заставляю стихи учить, которые не задавали,
и английский читать, то, что ещё не проходили, чуть вперёд программы… ( да им в учебнике вообще редко на дом задают, они учебник в классе читают, дома делают только задания в печатной тетради. Зато мне сын за учебный год читает практически весь учебник, но некоторые упражнения приходится пропускать, а некоторые читает по 2-3 раза ( если делает ошибки, то читает ещё раз)
Покупаю книги и по возможности заставляю читать и списывать тексты — ну лишних минут 15 занятий, ему точно не повредят- только на пользу!
Сразу скажу — ребёнок не перетрудился.
Если вижу, что устал или много на дом задали, то ничего лишнего делать не прошу.
Ну и несколько слов о старшем сыне -
ему 23 года. Всегда любил читать и дня у него не проходит без чтения.

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Неадекватности в доп занятиях совершенно не вижу.
Я сама сейчас с младшим сыном практически с утра до вечера занимаюсь, с перерывами на еду или если вижу, что устал, то могу дать 10-15 минут передохнуть. Да и то, эти передышки с телефоном, где игра состоит из решения математических примеров. Ну или лайт вариант — игра в шахматы или шашки!)))
Ещё более лайтовый вариант — это просмотр научно-познавательных фильмов по истории, химии, физике, биологии. Благо сын их очень любит.
Если у ребенка есть интерес, то я считаю не нужно ждать того времени, когда это будет изучаться в школьной программе.
Мой так же совершенно не перетрудился. Вот от чего устаëт, так это от походов куда-либо, не важно, на занятия он ходит, по магазинам или просто гуляем.
Если куда-то идëм, то дома занятий очень мало выходит, но на улице числа на домах и названия на вывесках читаем. Занятий в такие дни мало именно по причине усталости сына.

Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
Все учителя знают эту проблему. Самое сложное не научить детей читать, я имею в виду умение буквы складывать в слоги и слова, в предложения, а понимать, что прочитал. Этому и стараются учить на уроках чтения. Не всегда получается. Я постоянно сталкиваюсь с этой проблемой у детей. ( я про учеников).
Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
Кстати, эта проблема существует давно. Еще я в своем детстве слышала фразу: смотришь в книгу, видишь фигу.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Лурека Инесса 

Даже если учителя и знают эту проблему, то оценивают они как раз не за понимание, а за технику чтения. Ну а в старших классах начинается переписывание сочинений из интернета. Сейчас ещё больше упростили задачу, введя тесты по русскому языку.
Эту фразу про фигу и я слышала с самого детства, но вот никогда не думала, что смысл настолько буквальный.

Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
Марьям 
За понимание тоже оценивают, когда идет работа по тексту, обсуждение прочитанного, если оно есть, конечно. Техника чтения оценивается тоже, т.к.она показывает беглость чтения. Например, требовать сильного понимания прочитанного, когда ребенок 40 слов в минуту читает бессмысленно. 60 слов уже позволяет читать тексты с не длинными предложениями и без тайных смыслов, а сто и более говорит о готовности восприятия хоть льва Толстого, но изначально с 1 класса должны обучать понимать текст. Ответы на вопросы, нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку, составление плана, пересказ- это все работает на это.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Лурека Инесса 

А часто ли обсуждают прочитанное?
Вспоминая свои школьные годы помню, что такое было в младших классах. Даже в школьных учебниках были эти задания. А в старших всем было пофиг на это, основной уклон начался на презентации.
Сейчас смотрю учебники 1го класса и там уже есть эти презентации. Про пересказ тоже встречала. Но вот реально за один урок можно ли опросить всех 30 учеников, если там куча другого, на мой взгляд ненужного материала, типа того же фонетического разбора?

Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
Марьям 
Мне сложно сказать, я не знаю какая у вас сейчас программа. Но в мои школьные годы мы и в старших классах тексты обсуждали.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Лурека Инесса 

Сейчас как раз уже презентации с первой четверти первого класса есть. Благо нас это не касается.




Пожаловаться
Zayka Shershneva
Zayka Shershneva
Москва

Клиновое мышление… Короткие ролики в интернете, короткие статьи, быстрое общение… Вот и результат))) В школах проверяют читательскую грамотность. Россия где-то чуть ниже середины плетется(((

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Да похоже, что очень сильно ниже середины.

Пожаловаться
Zayka Shershneva
Zayka Shershneva
Москва
Марьям 

По сравнению с 2018 годом читательская грамотность снизилась на 10 пунктов примерно, математическая — на 15, а естественно-научная осталась на том же уровне

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Zayka Shershneva 

В 2018 уже всë цвело и пахло!
По своей учëбе помню, как нам в 90е годы уже внушали, что чтение не обязательно, как и вообще изучение школьных предметов, т.к. Вася-двоечник с двумя классами образования стал миллионером и без всего этого.
А вообще тогда чтение пошло по наклонной, стимулировали читать только ту литературу, которая необходима для написания конкретных работ. А т.к. без полного знания предмета сложно понять суть того, что написано в отдельно взятой книге, то это заканчивалось просто тупым переписыванием. В то же время начали появляться книжечки в помощь ученикам, где были готовые рефераты и презентации, а ещё немного позже им на смену пришёл интернет.
Ещё по литературе как-то спрашивали с нас. Но там тоже достаточно было выдержек из произведений и знание сюжета, но не полностью прочитанных книг.
Уж не знаю, кто эти пункты высчитывает, но образование у нас в стране ниже плинтуса, если сравнивать с тем, которое было 40 лет назад.

Пожаловаться
Zayka Shershneva
Zayka Shershneva
Москва
Марьям 

Если почитать нашу нормативку по образованию (те же ФГОСы и профстандарты), то она мало чем отличается от любой зарубежной, даже того же Сингапура, который в исследовании PISA и многих других всегда на первых местах)) дело в огромном поколении, которое выросло в 90-е, когда нужна не наука, а бизнес… Не одно 10-летие должно пройти, чтобы что-то изменилось…

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Zayka Shershneva 

Так а сейчас у нас выросло уже поколение тех, которые родились у родителей 90х и мысли про бизнес уже у 9 из 10 детей в голове.

Пожаловаться
Zayka Shershneva
Zayka Shershneva
Москва
Марьям 

От осинки не родятся апельсинки))) у нашего поколения деньги — это больная тема… Конечно, и детям транслируется важность денег. Вот и результат)))

Пожаловаться
Casalinga
Casalinga
У младшего дисграфия, специальные книги покупаем, он хоть и понимает, что читает, но если написано разными шрифтами, разными цветами, усваивает лучше и быстрее. В Италии сейчас всех детей в госшколах тестируют, подсчитали, что 3,3% дислексиков, и мы в этот процент попали 😁
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

У нас наоборот с разными шрифтами проблема. Поэтому прописные буквы не учим.
Хотя мой меня прям удивил приятно, начал различать разные написания цифры "4" и маленькую прописную "а" тоже стал узнавать.
Но если видит написаное, то переписывает именно так, как написано в учебнике.
А вот цвета действительно очень помогают в запоминании или освоении новой темы.

Пожаловаться
Casalinga
Casalinga
Марьям 
Тоже не пишет в школе курсивом, но разными шрифтами печатными в книге читает хорошо.
Качество чтения у детей. (Длинный пост)
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Casalinga 

У нас пока крупный и очень крупный шрифт)))) До курсива пока вообще не дошли!)))

Пожаловаться
Casalinga
Casalinga
Марьям 
Удачи 🍀У нас в школе индивидуальные планы составляют, так и называются, для каждого ребенка свой, тк кому-то только крупный шрифт подходит, кому-то разный, кто-то на слух больше понимает, чттают одновременно с прослушиванием аудио и т.д.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Casalinga 

Благодарю!
У нас эти индивидуальные планы можно получить, но это на грани фантастики. Поэтому весь образовательный процесс у нас проходит дома исключительно моими силами!))

Пожаловаться
Casalinga
Casalinga
Марьям 
Сил и терпения 💪
Пожаловаться
Котейка
Котейка
Жучка
3 года
А как тест найти?
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Там два фото добавлены. Качество правда не очень, это скриншот с видео. Или можешь в самом видео посмотреть, там получше будет видно.
Пожаловаться
Котейка
Котейка
Жучка
3 года
Марьям 
А я нашла уже🤣🤣 Я умею читать, но ленюсь, ты ж фамилию автора написала. У Сени так себе результат, сложно ему.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Котейка 

Это радует! 😂 Извини за иронию!))))
Вспомнился один из вопросов для школьников: "Как зовут Александра Сергеевича Пушкина?"
Далеко не каждый может ответить на этот вопрос! 😅

Пожаловаться
TakachiK
TakachiK
Старший
24 года
О нет, не осилила 😂 чуть не заснула 😁 моя в 5, читает абы как, не любила с детства. И вообще не понимает смысла, пропускает слова, знаки препинания, ударения не так ставит. Ощущение, что думает о своём.



Пожаловаться
Юля
Юля
Марьяна
8 лет
Уфа
Вам нужно открывать свой дидактический… диалогический… диалектический журнал…
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Когда-нибудь книгу напишу по нашим методикам занятий с сыном!))))

Пожаловаться
Елена
Елена
Крошка-Капитошка
6 лет
Где-то год назад я писала пост на подобную тему (про не понимание детьми текста, да и речи вообще) и тогда многие мамочки меня не поняли.
Потому что не видят вообще проблемы. Они сами не понимают о чем это. А че такова? Ну читает же быстро!

Как говорится, смотрят в книгу, видят фигу..
Так что мне откликнулась статья даже для здоровых деток. Не представляю, как можно работать с детками с проблемами речи.

https://forum.baby.ru/blogs/post/2603831508-392883978/
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Я согласна с тем Вашим постом.
Но вот связи с обеспеченностью родителей на мой взгляд нет. Обеспеченные родители могут заплатить за кучу развивашек, нанять няню, но при этом практически не учавствовать самим в воспитании ребëнка. Не говорю, что у всех так, но так тоже бывает. Так же и дети из малообеспеченных семей могут быть очень всесторонне развитым, если родители уделяют достаточно им внимания.
Это очень повезëт, если педагоги на этих развивашках и няня будут разговаривать с детьми, обсуждать какие-то темы, а ведь может и не повезти.
У меня был подобный опыт со старшим сыном. Года 1,5 мне пришлось нанимать няню, сына практически не видела из-за работы. И за это время ребëнок очень сильно изменился. Если до няни он уже умел прекрасно рассуждать на не совсем детские темы, то после няни там были какие-то дибиловатые разговоры. Няня-то с ним не общим развитием занималась, а просто присматривала, что бы он был сытый, по погоде одетый, ну и что бы пальцы в розетку не сунул. А в остальное время, как я уже потом выяснила, сын смотрел целыми днями мультики.
Так же тут кто-то на днях пост писал, что мама залезла в вотсап ребëнка, а там в общем чате детей один хрюкает, другой лает, третий пукает. И миллион подобных голосовых и текстовых сообщений.
Это как раз и говорит о том, насколько дети умеют общаться.
И дело не в способности чëтко и правильно воспроизводить слова. У многих детей возникают трудности не только с пересказом какого-то текста, их даже попроси рассказать то, чем занимался ребëнок с утра, так там связной информации далеко не от каждого услышишь.
А вот как с моим неговорящим эту проблему преодолеть, после того, как до меня дошло, что речь и понимание это не одно и тоже, я просто потерялась… До этого я думала, что вроде нашла подходы для обучения, а теперь понимаю, что нужно придумывать что-то другое, иначе у него будет точно такое же механическое чтение без понимания смысла.

Пожаловаться
Елена
Елена
Крошка-Капитошка
6 лет
Марьям 
у нас в классе большинство детей из очень обеспеченных семей. И няни, и репетиторы, и кружки, и курсы, и гувернантки.
А дети как маугли — дикие, неприкаянные и слабо развитые в плане мышления. Заученные, натренерованные, натасканные, напичканные инфой и навыками — да. Думающие, соображающие и понимающие — почти нет. И до, в простых семьях, где нет репетиторов, но мамы сами не ленятся заниматься с детьми, да просто общаться с ними на разные темы, развитие деток может быть гораздо выше.

И Вы просто повторили мое мнение — лучше, чем родные люди его мало кто его сможет развить. Те же репетиторы все равно работают на определенный количественный результат.
Пожаловаться
Берёзка
Берёзка
СтаршийЗаяц
14 лет
Сейчас с пониманием текста почти у всех беда. Дети и задачи решают плохо, потому что не понимают, не умеют вычленять важное

Не думаю, что устная речь так уж влияет. Ну или, по крайней мере, не у всех. Я вслух читаю внимательнее. А если про себя, так ещё будет параллельный поток мыслей. А то и не один.
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Ну да, задачи нужно внимательно прочитать, потом записать коротко условия и уже после решать.
Меня в детстве мама постоянно заставляла это всë расписывать, хотя я это не любила и могла сразу записать пример решения.
Сына старшего так же учила. Хотя он тоже очень не любит это делать. У него есть тоже такое, что не понимает смысл, но у него это только когда в ступор впадает, там словно мозг заклинивает. Но у старшего проблема решается перерывом, нужно дать ему время отвлечься, проверить мозг и потом снова он всë понимает.
Я не к тому, что исключительно устная речь влияет на понимание. Сама проблема глубже, как оказалось у детей с прекрасной речью есть это непонимание. А в нашем случае именно на эту проблему наложилось отсутствие речи, что ещё больше усугубляет непонимание как чужой речи, так и текста.

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Параллельный поток мыслей у меня бывает как при чтении вслух, так и при чтении про себя. При этом читать вслух я могу выразительно, но совершенно не понимать, о чëм читаю, т.к. думаю о своëм!
Но эти потоки мыслей я могу контролировать. И если мне нужно вникнуть в текст, то я легко убираю параллельные потоки мыслей и погружаюсь в суть написанного.
А вот у детей оказывается этого контроля нет. Или нет умения понять. Не знаю как у них так мозг работает.

Пожаловаться
Берёзка
Берёзка
СтаршийЗаяц
14 лет
Марьям 
На то они и дети. Самоконтроль появляется попозже)
Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск
Берёзка 

У меня эти параллельные потоки появились как раз во взрослом возрасте. В детстве вообще такого не было.

Пожаловаться
Evgenia
Evgenia
Дочь
3 года
Челябинск

Ну я вот плозо читала и действительно зависала и теряла нить. Сын читает пару страниц и пересказывает, кое что спрашиваю дословно, тоже отвечает. Поэтому мы не читаем на скорость (хотя рали игтреса скорость тоже проверяю и она хорошая и увеличивается) мы занимаемся по тетрадям скорочтения, многие думают что это про скорость, а это как раз про понимание текста. И там часто есть упражнения где надо вставить слово или часть слова, и меня честно поражают способности сына в этом плане, и думаю это наследственно от папы, он тоже великий читатель с детства 😂

Пожаловаться
Марьям
Марьям
Ростом
6 лет
Пятигорск

Так и я могу зависнуть и прочитать без смысла. Даже бывает сыну сказку читаю, а сама о своëм думаю. А что там в сказке я и не в курсе. Но это наверное у всех бывает. Если я вернусь мыслями к тексту, то там мне смысл будет прекрасно понятен.
Тут больше речь о том, что когда дети читают и вообще не понимают.
Тоже хороший был пример про детскую сказку. Детям дали прочитать абзац про курочку рябу. А рядом был нарисован щенок. Когда детей спросили про кого сказка, то они ответили, что про щенка!
Т.е. они вообще проигнорировали то, что прочитали, у них в памяти отложилась только картинка.
Вот со своим сыном как раз и пришла к тому, что всë обучение построено на картинках. Но я думала, что там другая проблема, а она оказывается ещё глубже, чем я предполагала.
До скорости нам очень далеко!)))
Про скорочтение поэтому не могу ничего сказать. А вот тексты, где нужно вставить слово — это отличная тема!

Пожаловаться
Evgenia
Evgenia
Дочь
3 года
Челябинск
Марьям 

так вот же, я ж говорю о том что "скорочтение" это не про скорость а про обработку информации

Показать ещё