Показатели развития речи. 1-й год жизни
Возраст
Оптимальный вариант
Вариант возрастнойнормы
7 месяцев
Активно и подолгулепечет, по 2-3 раза повторяет одни и те же слоги.
Малоактивный лепет.
8 месяцев
Активный лепет, появляютсявыразительные интонации.
Четко произноситслоги, делает это громко, часто повторяет их.
Малоактивный лепет, нетвыразительности, отсутствуют интонации.
9 месяцев
Начинает подражатьродителям и повторять за ними слоги.
В лепете слышныимитация предложений, интонаций, разнообразные звуковые сочетания.
В лепете преобладаюттолько губные звуки и гласные. Может отсутствовать интонационно-мелодическаяимитация фразы.
10 месяцев
Подражая родителю, произноситновые слоги, лепетные слова. Появляется много разных звуковых сочетаний.
Лепечет не активно и/илимало звуковых сочетаний, нет лепетных слов.
11 месяцев
Первые слова «мама»,«дай», лепетные слова «да-да», «тя-тя».
Активно подражаетслогам и звукам.
Еще или не подражаетзвукам, слогам, или не достаточно активно лепечет, или присутствует слабо выраженнаяинтонация лепета.
12 месяцев
Говорит 5—6 лепетных слов, выражена интонация просьбы, соотносит звуки с лицами и предметами.
Лепет малоактивныйили говорит только 1—2 лепетных слова, или не всегда точно соотносит слово спредметом, действием, лицом.
Показатели развития речи. 2-й год жизни
Возраст
Оптимальный вариант
1 год и 3 месяца
Говорит отдельные простые слова, лепечет в момент активногодвижения, игр, удивления. Сильно увеличилось количество слов, которые малышпонимает.
1 год и 6 месяца
Упрощенными слова, а иногда и правильно произнесенныминазывает предметы и действия при сильной заинтересованности.
Обобщает предметы по определенным признакам.
1 год и 9 месяца
Когда играет, может комментировать и называть своидействия словами и/или предложениями (из 2-3 слов). Малыш уже отвечает навопросы, воспринимает простую историю, рассказанную по картинкам.
2 года
Говорит предложениями из 3 слов с прилагательными, местоимениями.
Ребенок начинает воспринимать небольшой рассказ безкартинок о чем-то, что он знает.
Показатели развития речи 3-й год
Возраст
Оптимальный вариант
2 года и 6 месяцев
Говорит предложениями из 4 и более слов, задает вопросы«где?», «куда?».
3 года
Начинает употреблять сложные предложения, задавать вопросы«когда?», «почему?».
Симптомы серьезной задержки развития речи
Небольшие отклонения от нормы не являются серьезной проблемой: кто-то из детей развивается раньше, кто-то позже. Но симптомы, перечисленные ниже, указывают на задержку в развитии. Обычно задержка речи происходит при общем отставании в развитии.
Возраст
Признаки
12 месяцев
Мало и не активнолепечет, очень тихий ребенок.
1 год и 6 месяцев
Не понимает звуки названия предметов, свое имя и другиепростые слова. Не может выполнить элементарные просьбы (иди сюда, сядь, стойи т.д.)
2 года
Использует непредложения, а несколько отдельных слов. Не повторяет звуки, слова.
2,5 года
Не произносит названияпредметов, частей тела, не может показать на них, если просят, не можетпринести предмет, если он его не видит. Не говорит предложениями даже из двухслов. Часто его просьбы сложно понять правильно.
3 года
Не может произнестипростые предложения из 3-4 слов. Не может понять простые объяснения, рассказыо событиях, которые происходили не в данный момент, а в прошлом или будущем.